В статье отражаются основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы,ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы».
Ключевые слова: сельские территории, сельское хозяйство, бюджет, финансирование, региональная экономика
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также в зависимости от природно-климатических условий. В связи со спецификой сельскохозяйственного производства и реструктурированием экономики неизбежно расширение ответственности государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие отраслей сельского хозяйства, сельских территорий.
Проблема развития сельских районов в России всегда была актуальной и важной в связи с высокой долей сельских районах. За годы реформ роль сельского хозяйства существенно снизилась: в 1990 г. его доля в ВВП составляла около 11 %, в 2002 г. — более 5 %, а в 2011 г.– около 4 %. Вместе с тем, на селе проживает более 37 млн. чел., или 26 % населения России.
В России в последние годы усилилась государственная поддержка сельских районах и сельском хозяйстве, что выражается в увеличении расходов на развитие сельского хозяйства, и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов.
Целью исследования является общая характеристика системы бюджетного финансирования в Российской Федерации, анализ состава и структуры расходов бюджетов, оценка реализации государственных программ и федеральных целевых программ, обоснование необходимость поддержки сельских территорий и сельского хозяйства с целью достижения их устойчивого развития.
Бюджетное финансирование сельского хозяйства и сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:
- финансирование проведения земельной реформы;
- финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;
- поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
- мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
- улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
- строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
- поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
- финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.
Кроме того, существуют и другие меры поддержки:
- развитие лизинговой формы приобретения техники, оборудования;
- выплаты дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- господдержка страхования в аграрном секторе экономики;
- обеспечение села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита;
- периодическое проведение списания задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг;
- проведение льготной налоговой политики.
Расходы бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2009 году составили 83,1 млрд. руб., что выше показателей 2008г. и 2010г. на 25,1 млрд. руб. и 35,3 млрд. руб. соответственно. В 2011 году объемы выделяемых средств возрос до 142,3 млрд. рублей, а в 2012 году — 148,82 млрд. рублей. Основной расходной статьей в 2008–2010 годах является выделение средств на учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира. В 2008 году по данной статье было израсходовано 16,7 млрд. руб., удельный вес составил 28,8 %, а в 2009 г. на 4,3 млрд. руб. меньше предыдущего года, в 2010г. израсходовано 10,7 млрд. руб. что на 1,7 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году, удельный вес по итогам 2010 года составил 30,3 %. Так же следует отметить, что с 2010 г. начали выделять средства по статье Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. В 2010 году объем этих средств составил 7,7 млрд. руб. удельный вес в структуре расходов составил 21,8 %. В 2011 году объем финансирования в рамках данной программы возрос до 106,2 млрд. рублей, что составляет 74,6 % всех расходов по этому разделу, в 2012 году объемы увеличились до 115,67 млрд. рублей или 77,72 %.
Следующей ключевой расходной статьей следует статья поддержка отраслей экономики и социальной сферы РФ, рынков труда, социального обеспечения населения, в 2010г. по данной статье было израсходовано 7 млрд. руб., удельный вес составил 19,8 %, следует отметить что в предыдущие анализируемые периоды по данной статье расходов не производилось.
На реализацию Федеральных целевых программ в 2008 году было израсходовано 11,2 млрд. руб., в 2009 г. расходов было произведено на 2,9 млрд. руб. меньше, темп роста к предыдущему году 74,1 %, в 2010г. расходов произведено на сумму 5,3 млрд. руб. что на 5,9 и 3 млрд. руб. меньше 2008 и 2009гг. соответственно. Удельный вес данной статьи в структуре расходов составил 15,0 %, что выше на 5,0 % показателя 2009г., но при этом ниже показателя 2008 г. на 4,3 %. В 2011–2012 годах объем бюджетных средств направляемых на федеральные целевые программы составлял 15–16 млрд. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
С одной стороны, сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, с другой стороны, уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Важными целями политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года являются: создание благоприятных социально-экономических условий развития села; устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения; другие.
В рамках реализации Концепции Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Программно-целевыми инструментами выступают федеральные целевые программы: [6]
- ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»;
- ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы» (утверждена 15 июля 2013 года);
- «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года»;
- «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» (утверждена 12 октября 2013 года).
Данная государственная программа является продолжением аналогичной программы на период 2008–2012 годы. Видно, что отдельные федеральные целевые программы заканчиваются в 2013 году, вновь принятые программы являются логическим продолжением политики государства.
Рассмотрим одну из самых важных программ — «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В Государственной программе по данной целевой программе изначально было запланировано 90415 млн. рублей. Необходимо отметить, что в утвержденной версии общий объем финансирования Программы увеличился более чем в 3 раза и составил 299167,4 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета — 90415 млн. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 150612,2 млн. рублей; средства внебюджетных источников — 58140,2 млн. рублей. [7]
Программа включает следующие мероприятия:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;
- научно-методическое обеспечение реализации Программы.
В таблице 1 представлены основные мероприятия этой программы, объемы и источники их финансирования. Самое важное и крупное мероприятие этой программы — улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Так за период реализации этой программы на это направление будет израсходовано 141771,7 млн. рублей, что составляет 47,4 % всех средств. Причем за счет средств федерального бюджета будет профинансировано 30 %, средств бюджетов субъектов РФ — 40 %, внебюджетных средств -30 %. Инструментами реализации данного мероприятия являются: предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирование строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использование при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличение объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере. За период реализации Программы предусматривается ввести 5,4 млн. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3 млн. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов.
Таблица 1
Мероприятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года, объемы и источники их финансирования, млн. руб.
Показатели |
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, всего |
Всего |
15066,7 |
15066,7 |
16801 |
18752 |
21831,3 |
25248,3 |
29005,7 |
Фед. б-т |
4520 |
4520 |
5040,3 |
5625,6 |
6549,4 |
7574,5 |
8701,7 |
|
Конс б-ты суб-в РФ |
6026,7 |
6026,7 |
6720,4 |
7500,8 |
8732,5 |
10099,3 |
11602,3 |
|
Внеб. Ср-ва |
4520 |
4520 |
5040,3 |
5625,6 |
6549,4 |
7574,5 |
8701,7 |
|
Грантовая поддержка местных инициатив |
Всего |
200 |
200 |
223 |
249 |
289,8 |
335,2 |
385 |
Фед. б-т |
100 |
100 |
111,5 |
124,5 |
144,9 |
167,6 |
192,5 |
|
Конс б-ты суб-в РФ |
100 |
100 |
111,5 |
124,5 |
144,9 |
167,6 |
192,5 |
|
Внеб. Ср-ва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Поощрение и популяризация достижение в сфере развития сельских территорий |
Всего |
45 |
45 |
47,7 |
50,8 |
53,8 |
56,6 |
59,2 |
Фед. б-т |
45 |
45 |
47,7 |
50,8 |
53,8 |
56,6 |
59,2 |
|
Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры (Минсельхоз) |
Всего |
14433,5 |
14433,5 |
16493,4 |
18918,7 |
22827,8 |
26931,2 |
31622 |
Фед. б-т |
4330 |
4330 |
4948 |
5675,7 |
6848,3 |
8079,4 |
9486,6 |
|
Конс б-ты суб-в РФ |
8556,8 |
8556,8 |
9778 |
11215,7 |
13533,3 |
15966 |
18746,8 |
|
Внеб. Ср-ва |
1546,7 |
1546,7 |
1767,4 |
2027,3 |
2446,2 |
2885,8 |
3388,6 |
|
Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры (Минсельхоз) |
Всего |
- |
- |
1333,3 |
1529,4 |
1845,4 |
2177,1 |
2556,3 |
Фед. б-т |
- |
- |
400 |
458,8 |
553,6 |
653,1 |
766,9 |
|
Конс б-ты суб-в РФ |
- |
- |
933,3 |
1070,6 |
1291,8 |
1524 |
1789,4 |
|
Научно-методическое обеспечение |
Всего |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
10 |
10 |
Фед. б-т |
5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
10 |
10 |
Грантовая поддержка местных инициатив предполагает выделение 1882 млн. рублей за весь период или 0,63 % всех средств. Эти средства в виде субсидий предоставляются на реализацию общественно значимых проектов, отобранных субъектами РФ. В результате реализации мероприятия прогнозируется осуществление 775 проектов.
Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий финансируется полностью за счет федерального бюджета в объеме 358,1 млн. рублей, что составляет 0,11 % всех средств.
Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры предусматривается несколько направлений: развитие сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений, развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную застройку. Всего на это мероприятие будет направлено 145660,1 млн. рублей или 48,69 % всех средств. Необходимо отметить, что развитие социальных объектов на 70 % должно финансироваться из консолидированных бюджетов субъектов Федерации, и на 30 % из федерального бюджета. Источники финансирования развития газификации: федеральный бюджет — 30 %, консолидированный бюджет субъекта РФ — 50 %, внебюджетные средства — 20 %. На развитие водоснабжения и компактная застройка предполагает следующую структуру финансирования: федеральный бюджет -30 %, консолидированный бюджет субъекта — 60 %, внебюджетные средства -10 %. По этому мероприятию государственным заказчиком является Минсельхоз России.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 922 была принята Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы». Всего планируется израсходовать 185059,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 75297 млн. рублей (40 %), за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ — 46001,9 млн. рублей (25 %), за счет внебюджетных средств — 63760,4 млн. рублей (34,5 % всех средств). Необходимо отметить, что первоначально на этапе принятия Государственной программы было запланировано 62025,4 млн. рублей, что свидетельствует об увеличении финансирования развития мелиорации земель почти в 3 раза.
Важнейшими направлениями, обеспечивающими переход к устойчивому развитию сельских территорий, являются:
- снижение уровня бедности и повышение комфортности проживания сельских жителей, обеспечение равной доступности социальных услуг и объектов социальной сферы всем группам сельского населения;
- повышение участия населения в обустройстве территории проживания;
- расширение и углубление партнерства сельских территорий с городом;
- решение проблем образования, трудоустройства и досуга сельской молодежи;
- развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства;
- совершенствование системы государственного управления развитием сельских территорий на региональном и общегосударственном уровнях;
- развитие государственно-частного партнерства;
- совершенствование законодательной базы, обеспечивающей переход к устойчивому развитию сельских территорий;
- развитие науки, техники и технологий определяющих устойчивое развитие сельских территорий.
Таким образом, положительно оцениваем направления государственной политики по поддержке сельских территорий и сельского хозяйства, однако существуют некоторые сомнения по поводу развития инфраструктуры села, по которому предполагается софинансирование. На наш взгляд, мероприятия по компактной застройке, развитию газификации и водоснабжения необходимо было бы вынести в отдельную федеральную целевую программу, так как территории и население с этой проблемой справиться не в состоянии.
Литература:
1. Данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
2. Данные Министерства финансов РФ
3. Данные Министерства финансов Республики Калмыкия
4. Данные Федерального казначейства
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
7. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
8. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы».
9. Республиканская целевая программа «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011–2020 годы».
10. Артамонов А. Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзлов А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005.
11. Лоскутова М. В. Управление устойчивым развитием сельских территорий в агропромышленном регионе// Социально-экономические процессы и явления.-2013.-№ 9.-с.67–71
12. Меренкова И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: автореф. дис. …д-ра экон. наук. Воронеж, 2011
[1] Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №№ 13-32-01227