Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куличенко, А. И. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений / А. И. Куличенко, О. А. Сердцева, А. Е. Шпакова, Т. В. Мамченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13513/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

 

Перед каждым образовательным учреждением профессионального образования встала насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества.

Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Научно-исследовательская работа студентов организуется в форме:

-        самостоятельной поисковой работы;

-        исследований в период учебной и преддипломной практик;

-        курсового и дипломного проектирования;

-        проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы);

-        мини-исследований новинок в различных областях;

-        семинаров-презентаций;

-        уроков-конкурсов;

-        экспериментальных работ.

Чтобы научно-исследовательская работа студентов стала эффективной, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы [2].

Исследовательские проекты предполагают максимальную степень свободы обучающихся. Они не имеют определённой и проработанной структуры. Преподаватель и мастер производственного обучения определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Исследовательский метод — это путь к знанию через собственный творческий исследовательский путь. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез наблюдения, опыта, эксперимента. Исследование начинается обычно с выявления проблемы, постановки вопросов, выработки гипотез [3].

Общая схема исследовательского проекта, состоит из следующих пунктов:

-        анализ проблемы;

-        постановка цели;

-        выбор средств её достижения;

-        описание поэтапного достижения поставленной цели;

-        оценка полученных результатов и выводов.

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия. В первую очередь это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем — дело непростое. Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Продукт творческого исследования во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с её достижением по мере решения проблемы. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся остаётся одной из актуальных задач в связи с введением ФГОС нового поколения [3].

Формулируя, открывая, интегрируя вновь открывающиеся возможности, обучающийся одновременно конкретизирует и видоизменяет стоящую перед ним вначале проблему. Прежде чем, что-то делать, обучающийся чётко, определяет цель, составляет план действий (алгоритм действий). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, т. е. развёртывается следующая фаза мыслительного процесса — решение проблемы посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся в форме гипотезы. Одной из необходимых компетенций является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества как решительность и смелость. Обучающийся часто высказывает самые разные гипотезы по поводу того, что видит, слышит, чувствует. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы в ходе исследования подвергаются проверке матером производственного обучения. Гипотезы дают обучающимся возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В исследовательском проекте даётся анализ и видение будущей профессии. Для примера рассмотрим несколько методов, в ходе которых формулируются гипотезы, ставится цель и задачи. На уроках теоретического обучения и учебной практики применяются следующие методы обучения: иллюстративный метод, репродуктивный метод, эвристический метод, альтернативный метод. Рассмотрим каждый метод.

1.         Иллюстративный метод включает демонстрацию учебных плакатов или инструкционных карт, применение информационно-коммуникационных технологии. Объяснительно-иллюстрированный урок — такой урок может быть чрезвычайно ярким. На занятиях используются профессиональные компьтеры в качестве технического средства обучения. Материал демонстрируется с помощью программы Power Point. Демонстрационные материалы подготавливают студенты самостоятельно [1].

2.         Репродуктивный метод обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. В процессе обучения данным методом развивается механическая память, а следовательно, не развивается творческое мышление.

3.         Эвристический метод (частично — поисковый) — способствует решению поставленной проблемы самостоятельно. Применение данного метода предполагает самый высокий уровень профессиональной компетенции творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.

4.         Альтернативный подход. На завершающей стадии необходимо проанализировать полученный результат: ещё раз пройти тот же путь, закрепив полученные навыки, необходимые для решения подобных задач. Проблемный метод позволяет более полно использовать информационный материал в электронной форме. Таким образом, именно применение информационных технологий позволяет преподавателю сделать процесс обучения более индивидуальным, и дифференцированным, учитывать возможности, способности и уровень каждого обучающегося [1].

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо. Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

 

Литература:

 

1.         Кузина О. Е. Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-427556.html?page=3

2.         Садчикова И. В. Связь среднего профессионального образования с практикой и научными исследованиями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-urtk.narod.ru/teoria/vip2_ch2/sadcikova-2.doc

3.         Применение проектной технологии для организации внеаудиторной, исследовательской работы студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.uspolitech.ru/metod_kopilka/primenenie_proektnoj_tekhnologii_dlja_organizacii_.doc

Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, проблема, Эвристический метод, студент, системный подход, Репродуктивный метод, процесс обучения, производственное обучение, проблемное обучение, выявление проблемы, обучающийся, научно-исследовательская работа студентов, личностная самореализация, исследовательский проект, исследовательская работа, Иллюстративный метод, гипотеза.


Похожие статьи

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО

Рассмотрены условия внедрения НИРС в образовательный процесс, целью которого является формирование профессионально-творческого потенциала.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Развитие научного потенциала личности подростка на занятиях по предметной области «Технология»

В статье рассматривается мониторинг уровня развития научного потенциала личности подростка как педагогическая проблема формирования исследовательской компетентности обучающихся на урочных и внеурочных занятиях.

Похожие статьи

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО

Рассмотрены условия внедрения НИРС в образовательный процесс, целью которого является формирование профессионально-творческого потенциала.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Развитие научного потенциала личности подростка на занятиях по предметной области «Технология»

В статье рассматривается мониторинг уровня развития научного потенциала личности подростка как педагогическая проблема формирования исследовательской компетентности обучающихся на урочных и внеурочных занятиях.

Задать вопрос