Виды и этапы сделок по слиянию и поглощению компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.11.2014

Статья просмотрена: 6323 раза

Библиографическое описание:

Зеленский, С. Ю. Виды и этапы сделок по слиянию и поглощению компаний / С. Ю. Зеленский, Т. В. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13517/ (дата обращения: 18.12.2024).

В наши дни тема транснациональных корпораций является как никогда актуальной, потому что именно они являются «тяжеловесами», которые не только влияют на развитие мировой экономики, но и выбирают направление ее развития. Существенную значимость транснациональным корпорациям придает следующий неоспоримый факт того, что эти компании производят 65–75 % мирового ВВП. В основе данного успеха лежит множество факторов: уникальность продукции, наличие ресурсов и их количество, наличие грамотного управленческого звена компании и многое другое. Но необходимо выделить один наиболее важный фактор, такой как стратегия компании, потому что именно с ее помощью компания формирует свой дальнейший путь развития, обозначая на этом пути цели, которые будут служить ориентиром выполнения данной стратегии. За то время, которое существуют ТНК появилось множество различных стратегий развития компаний, в основе которых лежат такие базовые (эталонные) стратегии, как стратегия концентрированного роста, диверсифицированного роста, интегрированного роста, стратегия сокращения, а также стратегия слияния и поглощения. В последние десятилетия стратегия слияния и поглощения получила наибольшую популярность. Каждый год можно наблюдать за фактом увеличения числа сделок по слиянию и поглощению. Сделки по слияниям и поглощениям оказывают глобальное воздействие на мировую экономику и на экономику отдельных стран. Укрупнение бизнеса делает его более влиятельным, менее подвластным регулированию и контролю не только со стороны национальных правительств, но и со стороны международных экономических организаций.

Можно отметить ряд причин увеличения числа слияний и поглощений среди компаний:

-                   Во-первых, в условиях перехода к информационному обществу и усиления международной конкуренции слияния и поглощения являются самым быстрым и дешевым способом установления присутствия ТНК на важнейших мировых рынках и дают им доступ к всевозможным ресурсам.

-                   Во-вторых, в условиях глобализации разворачивается борьба за размер корпораций, который становится важнейшим параметром ее деятельности. Крупные компании в настоящий момент имеют мощную финансовую, управленческую и производственную структуру, что делает их экономически устойчивыми и независимыми от состояния дел в отдельно взятой стране, секторе экономики или регионе. [1]

-                   В-третьих, только крупные фирмы имеют большие возможности привлечь достаточное количество производственных и финансовых ресурсов для осуществления необходимых НИОКР и удержания технологического лидерства, что является в настоящее время важнейшим конкурентным преимуществом. К этому следует добавить желание ТНК максимизировать свою долю на рынке и соответственно увеличить прибыльность операций, а также расчет на увеличение краткосрочной капитализации компании, что зачастую сопровождает сделки по слияниям и поглощениям.

В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды [2]:

1.      Вертикальные слияния — слияние компаний, ведущих свою деятельность в разных отраслях, но связанных технологическим процессом производства продукции. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных;

2.      Горизонтальные слияния — вид объединения, при котором компаний функционируют в одной и той же отрасли, производят смежную продукцию и осуществляющие одни и те же этапы производства;

3.      Конгломератные слияния — слияние компаний различных отраслей, деятельность которых не имеет друг к другу никакого отношения, без наличия производственной общности.

4.      Родовые слияния — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, компания, производящая мобильные телефоны, объединяется с компанией, производящей фотокамеры для телефонов.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

Национальные слияния — слияние компаний, которые ведут свой бизнес на территории одной страны;

Транснациональные слияния — слияния компаний, ведущих свою деятельность на территории разных стран.

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить: [6]

A)    Дружественные слияния — компания-покупатель делает тендерное предложение о покупке 95–100 % акций менеджменту приобретаемой компании.

B)    Враждебные слияния — слияния и поглощения, при которых руководство компании несогласно с готовящейся сделкой и осуществляет ряд контрмер. Компания-покупатель делает тендерное предложение непосредственно акционерам приобретаемой компании (минуя менеджмент) либо скупает крупные пакеты акций на вторичном рынке.

Процесс слияния и поглощения может быть разделен на несколько этапов: [8]

Этап 1. Первый шаг заключается в том, чтобы оценить собственную ситуацию и определить должна ли быть реализована сделка по слиянию или поглощению. Если компания ожидает, что в будущем будет существовать много препятствий для развития и речь идет о сохранении ключевых компетенций: доли рынка, рентабельности и других ключевых факторов, в таком случае сделка по слиянию и поглощению может быть полезна.

Следующее, что необходимо сделать, это оценить компанию. Если компания недооценена, в таком случае она может стать целью слияния или поглощения. Таким образом, на первом этапе необходимо ответить на следующие два вопроса: 1. Верно ли оценена компания? 2. Поможет ли сделка по слиянию и поглощению улучшить стоимость компании?

Этап 2. Второй этап процесса слияния и поглощения включает в себя поиск возможных кандидатов для сделки. Компании-цели должны соответствовать ряду стратегических критериев компании, которая собирается ее поглотить. Например, драйверы продуктивности работы должны подходить приобретающей компании. Совместимость должна оцениваться по целому ряду критериев — относительный размер компании, вид бизнеса, структура капитала, сильные и слабые стороны, ключевые компетенции, рынки и др.

Этап 3. Третий этап связан с более детальным анализом компании-цели. Здесь необходимо убедиться, что компания-цель, действительно, подходит по всем параметрам компании, собирающейся производить сделку по слиянию или поглощению. Третий этап включает в себя тщательный анализ компании-цели, а именно: анализ различных операций, стратегии, финансовых показателей.

Главная цель данного третьего этапа это выявление того, каким образом и в каких направлениям может быть достигнут эффект синергии в результате следки слияния или поглощения.

Таблица 2

Подсчет стоимость консолидированной компании

Стоимость компании-покупателя

300 млн. долл.

Стоимость компании-цели

50 млн. долл.

Эффект синергии

20 млн. долл.

Затраты в процессе сделки слияния или поглощения

(2 млн. долл.)

Стоимость консолидированной компании

368 млн. долл.

 

Источник: Matt H. Evans Excellence in Financial Management Course 7: Mergers & Acquisitions. — 2011. Vol. 3, № 58.

Этап 4. Когда компания-покупатель обладает подробной информацией о компании-цели, необходимо начинать процесс переговоров по поводу сделки.

Наиболее распространенный подход к приобретению другой компании является заключения соглашения по сделке путем переговоров. Такого рода сделка называется «медвежьи объятия» и является наиболее предпочтительным для обеих сторон. В случае если возникает сопротивление к сделке со стороны компании-цели, то компания-покупатель начинает частичное поглощение активов компании-цели, что таким образом служит точной опоры для дальнейших действий по поглощению для компании-покупателя.

Этап 5. Если сделка проходит успешно, то обе компании объявляют соглашение о слиянии или поглощении двух компаний. Данной соглашение подводит к последнему пятому этапу — процессу интеграции двух компаний. Каждая компания отличается от другой своей организационной культурой, информационными системами, стратегиями, в результате, интеграция двух компаний становится наиболее трудным этапом этой серьезной сделки. Теперь когда две компании, несмотря на эти различия, должны быть интегрированы так, чтобы работа консолидированной компании была эффективной.

Процесс интеграции может проходить на трех уровнях: [3]

1.                  Полная интеграция. Все функции (продажи, маркетинг, финансы и др.) будут объединены в одной новой компании. Это позволяет консолидированной компании использовать наилучшую практику двух компаний.

2.                  Частичная интеграция. Некоторые ключевые функции будут объединены в новой компании. Но стратегические решения будут сконцентрированы в одной компании, тем не менее, оперативные решение будут приниматься автономно.

3.                  Минимальная интеграция. Для устранения повторяющихся функций, некоторые департаменты будут объединены в один, также возможно и сокращение одинаковых должностей. Стратегические и оперативные решения остаются децентрализованными и автономными.

В заключение необходимо сказать, что сделки по слиянию и поглощению играют значительную роль в развитии компании, они помогают добиться повышения экономических показателей за счет эффекта масштаба, синергии, а также аккумулирования профессиональных сотрудников.

 

Литература:

 

1.                 Баккер Г., Хелминк Д. Как успешно объединить две компании. — М.: Гревцов Паблишер, 2010.

2.                 Гончаренко Е. О. Бизнес-курс. МВА. Слияния и поглощения. — ИДДК, 2006.

3.                 Ендовицкий Д. А., Соболева В. Е. Экономический анализ слияний/поглощений компаний. — М.: КноРус, 2010.

4.                 Игнатишин Ю. В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. — СПб.: Питер, 2009.

5.                 Радыгин А. В. Слияния и поглощения в корпоративном секторе // Вопросы экономики. — 2002. — № 12.

6.                 Соколов М. А. Слияния и поглощения как механизм стратегического развития компании // Экономика и управление. — 2011. — № 6.

7.                 Соловьева Т. Р. Практика слияния и поглощения на белорусском рынке // Слияния и поглощения. — 2007. — № 03.

8.                 Matt H. Evans Excellence in Financial Management Course 7: Mergers & Acquisitions. — 2011. Vol. 3, № 58.

Основные термины (генерируются автоматически): компания, поглощение, слияние, консолидированная компания, сделка, слияние компаний, этап, мировая экономика, процесс интеграции, тендерное предложение.


Задать вопрос