Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава. Предмет военной педагогики составляют закономерности обучения, воспитания и самообразования военнослужащих. Русский офицер — это одновременно военный специалист, руководитель, преподаватель и воспитатель своих подчиненных. Данная статья характеризует военно-педагогическую деятельность офицера и специфику повседневного общения военнослужащих от возникновения военной педагогики до сегодняшнего дня.
Ключевые слова:военная педагогика, военно-педагогическая деятельность, обучение, воспитание, самообразование, М. В. Фрунзе, А. В. Суворов.
С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. По мере усложнения военного дела, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. В конце XIX — начале XX в. Военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная дисциплина.
Предмет военной педагогики составляют закономерности процесса образования, обучения, воспитания, развития, самовоспитания и самообразования военнослужащих, обусловливающие выполнение ими своего воинского долга. Объектом являются военнослужащие и воинские коллективы.
Решение задач военной педагогики связано, прежде всего, с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации, формирования у командиров современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей.
Российский офицер — это не только военный специалист, но и прежде всего руководитель, преподаватель, воспитатель своих подчиненных. Как в военное, так и в мирное время жизнь ежечасно испытывает его на прочность, ставит в самые неожиданные ситуации, проверяя его нравственную стойкость, волю, принципиальность и чуткость к людям. Офицеру недостаточно иметь только теоретические знания. Он должен быть политическим руководителем нового типа, вдумчивым философом и социологом, психологом и педагогом, умеющим на практике применять теоретические знания, глубоко осмысливать жизненные процессы и самостоятельно делать правильные выводы.
Глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.
Сегодня, как никогда, офицерам необходимо умение глубоко видеть человека со всеми его достоинствами и недостатками, понимать его радости и горести, поддержать в нужный момент, помочь подняться ступенькой выше.
Особенно высокой степени военно-педагогическая мысль в России достигла в системе воспитания и обучения войск, созданной и многократно проверенной в боях А. В. Суворовым (1730–1800). Выдающий военачальник впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными чертами которой было осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обоснование необходимости психологической подготовки; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий.
Основываясь на суждениях А. В. Суворова, офицеру требовалось и требуется сейчас организовывать систематическое изучение истории нашей страны. Идейно-педагогические взгляды А. В. Суворова нашли отражение в современной педагогической деятельности офицера XXI века. Незаменимыми помощниками молодому офицеру служат его крылатые выражения: «Дисциплина — мать победы, а послушание — мать дисциплины». [Военная педагогика./Под ред. О. Ю. Ефремова.С.79].
Не следует забывать, что в деятельности военнослужащих важное место отводилось и отводится Уставу ВС РФ. Через призму современности часто просматривается история. Суворов широко использовал в процессе обучения элементы внезапности, резкие изменения обстановки, задавал неожиданные вопросы. С целью приближения учения к боевой обстановке и воспитания национального духа он ввел в боевую подготовку двухсторонние учения, заканчивавшиеся сквозной атакой. Так полководец внес в жизнь принцип, который актуален и сегодня в военной среде: «Тяжело в учении — легко в походе, легко в учении — тяжело в походе». Накануне боя полководец лично посещал полки, чтобы напомнить солдатам и офицерам о славных боевых традициях, о прошлых победах русских войск, тем самым подбадривал войско. В критические минуты он лично бросался в бой, воодушевляя войска. Суворов всегда служил примером для подчиненных, ведя спартанский образ жизни, неутомимо трудясь как в мирное время, так и в боевой обстановке. Для офицеров являл пример высокой образованности, непрерывного совершенствования своих знаний.
Без образования, без знания не может быть офицера. Одной храбрости мало. Образованный офицер будет авторитетом для своих подчиненных и это облегчит ему овладение коллективной душой своей части. «Совершенно понятно, — писал А. С. Макаренко, — что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».
Одна из форм культуры личности — педагогическая культура. Она возникает под влиянием педагогической деятельности. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности. Педагогическая культура имеет сложную структуру. Она включает высокий уровень психолого-педагогических знаний, особенности педагогического мышления; педагогическое мастерство; интеллигентность; самообразование.
Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.
Непосредственное педагогическое воздействие офицер осуществляет при помощи многих навыков и умений, которые в совокупности составляют педагогическую технику. К ней относятся навыки в организации и проведении учебных занятий, учений, умения осуществлять служебную деятельность с учетом воспитательного аспекта. По мере овладения педагогической техникой в работе появляются легкость, естественность, уверенность, являющиеся характерными признаками педагогического мастерства. Речь офицера должна обладать такими качествами: правильность, краткость, ясность, уместность, эмоциональность.
Содержание профессионализма военнослужащего определяется целями, задачами и характером воинского труда. Он составляет основу военной службы в Российских Вооруженных Силах.
Профессиональные навыки и умения представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Физиологическую основу навыка составляет динамический стереотип — система условных рефлексов (связей). Динамическая сторона навыка существенно зависит от тех методов обучения, которые применяются в процессе его формирования. Различают навыки сенсорные, интеллектуальные, двигательные. Сенсорные — это навыки работы органов чувств. Например, определение на слух нормальной работы двигателя. Умственные навыки — это навыки выполнения умственных операций. Например, оценка обстановки. Двигательные навыки — результат овладения движениями. Например, заряжание оружия.
Военно-профессиональная деятельность офицера представляет собой его целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Для успеха необходимы достаточно сформированные знания, навыки, умения, психологические качества и личностные позиции.
Военная педагогика тесно связана с психологией, изучающей закономерности развития психики военнослужащего в условиях военной деятельности.
Офицер Вооруженных Сил РФ должен обладать определенной группой психологических знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности. Сегодня служба в Вооруженных Силах невозможна без психологической подготовки.
Психологические особенности военнослужащего представляют собой совокупность общих психологических свойств личности. Они обусловливают необходимость сформированности, наряду с общими качествами, которые позволяют успешно выполнять офицеру воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности. Психологические качества позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач.
Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации очень ответственная профессия. Жизнь требует, чтобы военнослужащий умел мыслить масштабно, творчески, новаторски, обобщать опыт, постоянно совершенствовать навыки работы с людьми, самообразовываться, оперативно действовать.
Подводя итог вышесказанному, хочется вспомнить мысль В. Г. Белинского: «Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал.».. [В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья первая. С. 281]. Для современного офицера постоянная работа по накоплению военно-педагогических знаний, творческое осмысление их особенно важны. В любой отрасли недостаточная подготовленность руководителя вредит делу, а для офицера слабая подготовленность совершенно недопустима, ибо от его деятельности, особенно в боевой обстановке, зависит жизнь других людей, которыми ему надо разумно распорядиться и вместе с тем при любых обстоятельствах выполнить поставленную боевую задачу. Давно известно, война для военного человека — это экзамен, который неизвестно когда состоится, во к которому надо готовиться всю жизнь.
Важнейшей задачей остается совершенствование методики обучения военнослужащих, боевого слаживания военного коллектива, начиная с планирования обучения личного состава, создания исходной обстановки и заканчивая розыгрышем боевых действий. Таким образом, формы и методы воинского обучения и воспитания должны совершенствоваться непрерывно в соответствии с общим процессом развития военного дела.
Литература:
1. А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. Педагогическая культура офицера. — М.: Воениздат, 1985. — 159 с.
2. А. В. Белошицкий и др. Психология и педагогика. Военная психология и педагогика. — Воронеж: ВАИУ, 2012. — 332 с.
3. Военная психология и педагогика./ Под ред. П. А. Корчемного и др. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
4. Военная педагогика./Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПБ.: Питер, 2008. — 640 с.