В нашей стране знания в области интеллектуальной собственности часто недооценивают. Между тем, элементарные знания необходимы, в том числе, техническим специалистам для осуществления научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятельности. К примеру, в современной научной деятельности не обойтись без патентного поиска, который позволит опираться в своих исследованиях на существующие разработки. У большинства выпускников ВУЗов не хватает компетенций для управления интеллектуальной собственностью. Поэтому, авторы поставили перед собой цель разработать программу курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» для студентов технических специальностей, который позволит повысить уровень компетенций выпускников в области управления интеллектуальной собственности до необходимого.
Ключевые слова: формирование компетенций у студентов, компетенции студентов технических специальностей, учебный курс «Управление интеллектуальной собственностью».
В современном мире огромное значение имеет интеллектуальная собственность. Однако в нашей стране понимание значимости этой области знаний только начинает приходить.
В своей работе специалисты по патентованию из ООО «Царская привилегия» часто сталкиваются с абсолютной безграмотностью изобретателей в области интеллектуальной собственности. Как показывают результаты исследований, проведенных авторами, 2 изобретателя из 30 (6,7 %) имеют достаточные знания, навыки и умения для проведения качественного патентного поиска и выявления результатов, являющихся наиболее близкими к исследуемому техническому решению, либо к исследуемой области техники.
Авторы рассмотрели Федеральные государственные образовательные стандарты специальностей высшего профессионального образования по некоторым направлениям подготовки студентов железнодорожного ВУЗа 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы», 221000 «Мехатроника и робототехника», 190901 «Системы обеспечения движения поездов», 279800 «Строительство», 190110 «Транспортные средства специального назначения», 190109 «Наземные транспортно-технологические средства», 280700 «Техносферная безопасность», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 190700 «Технология транспортных процессов», 190300 «Подвижной состав железных дорог», 270800 «Строительство».
Сравнительный анализ профессиональных компетенций, предъявляемых к студентам технических специальностей данных направлений, показал необходимость подготовки будущих специалистов к экспериментально-исследовательской или научно-исследовательской деятельности. Данная деятельность предполагает наличие компетенций «способен осуществлять информационный поиск в исследуемой области знаний», «поиск и проверка новых идеей».
К сожалению, на наш взгляд существующий набор изучаемых студентами дисциплин не позволяет в полной мере приобрести данные компетенции.
Проведение информационного поиска с целью последующей научно-исследовательской работы в первую очередь предполагает осуществление патентного поиска, в том числе в официальных источниках.
Из личного опыта авторов было замечено, что большинство «заядлых» изобретателей, чаще всего сотрудников научных организаций имеют представление, что такое патент, в то время как единицы «новоиспеченных» изобретателей, не выбравшие в качестве своей профессии научную деятельность и разработавшие новое техническое решение, впервые слышат, что такое патент и в чем заключается его функция. А ведь именно возможность получить правовую защиту для некоторых результатов своей интеллектуальной деятельности может стать эффективным инструментом достижения конкурентоспособности для данной разработки.
В отношении наличия компетенций для проведения патентного поиска ситуация еще плачевнее. Главная причина выше описанной проблемы, на наш взгляд, не сложность проведения как такового патентного поиска, а невладение инструментами его проведения.
Надо понимать, что базовые знания в области интеллектуальной собственности необходимы будущим техническим специалистам как в научной деятельности для ознакомления с существующими техническими решениями в их области техники, так и в предпринимательской деятельности для эффективного управления интеллектуальной собственностью.
В чем же причина столь низкой компетенции существующих технических специалистов в области интеллектуальной собственности. Низкая доступность информации для получения необходимых знаний? Вряд ли. На запрос в «Google» ключевого слова патент, поисковая система выдает 5 450 000 результатов только на русском языке, при введении слова «патентный поиск» — 707 000 результатов. На наш взгляд, проблема низкой компетенции заключается в том, что в программе обучения будущих специалистов отсутствуют элементарное знакомство с основами управления интеллектуальной собственностью. Так, например, понятия «патент», «изобретение», «полезная модель», «свидетельство на товарный знак», «патентный поиск» и т. д. не освещены в программе подготовки будущих технических специалистов.
Мы видим решение данной проблемы в введении курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» для технических специальностей в ВУЗе.
Авторами был разработан пример программы такого курса, представленный в таблице 1.
Предмет: «Основы управления интеллектуальной собственностью»
Группа: студенты технических специальностей железнодорожного ВУЗа.
Количество академических часов: 30.
Таблица 1
План занятий по предмету «Основы управления интеллектуальной собственностью»
Тема занятия |
Педагогические цели |
Предлагаемые методы и формы обучения |
Краткая характеристика занятия |
Кол-во ак. часов |
Введение |
1) ввести основные понятия в области интеллектуальной собственности для студентов технических специальностей; 2) сформировать интерес к вопросу управления интеллектуальной собственностью у студентов технических специальностей; 3) воспитать бережное отношение к результатам интеллектуальной деятельности у студентов технических специальностей. |
Лекция, дискуссия, рассказ. |
Введение основных понятий. Определение значимости управления интеллектуальной собственностью. Рассказ о предстоящей деловой игре. |
2 |
Интеллектуальная собственность как эффективный инструмент управления |
1) сформировать навыки отбора и анализа необходимой информации в области интеллектуальной собственности у студентов технических специальностей; 2) развить опыт творческой деятельности у студентов технических специальностей; 3) воспитать бережное отношение к результатам интеллектуальной деятельности у студентов технических специальностей. |
Семинар |
Подготовка докладов студента ми с целью обзора существующей ситуации в исследуемой области. Подготовка к деловой игре. |
2 |
Краткая характеристика объектов интеллектуальной собственности |
1) закрепить и углубить знания в области интеллектуальной собственности у студентов технических специальностей; 2) сформировать потребность в дальнейшем изучении и применении полученных знаний у студентов технических специальностей; 3) сформировать потребность к развитию и последующему внедрению своих результатов интеллектуальной деятельности у студентов технических специальностей. |
Лекция |
Краткая характеристика объектов интеллектуальной собственности и их особенностей |
4 |
Краткая характеристика объектов интеллектуальной собственности |
1) закрепить полученные знания и получить практические навыки распоряжения объектами интеллектуальной собственности у студентов технических специальностей; 2) сформировать потребность в дальнейшем изучении и применении полученных знаний у студентов технических специальностей; 3) сформировать потребность к развитию и последующему внедрению своих РИД у студентов технических специальностей. |
Практическое занятие, кейс |
Решение кейсов –ситуационных задач по теме занятия. Подготовка к деловой игре. |
4 |
Основы проведения патентного поиска |
1) обучить основным инструментам для проведения патентного поиска студентами технических специальностей; 2) сформировать элементы критического мышления у студентов технических специальностей; 3) воспитать интерес к своей профессии у студентов технических специальностей. |
Лекция |
Введение определения патентного поиска и основных инструментов его проведения |
2 |
Основы проведения патентного поиска |
1) закрепить знания и сформировать навыки проведения патентного поиска у студентов технических специальностей; 2) сформировать элементы критического мышления у студентов технических специальностей; 3) воспитать интерес к своей профессии у студентов технических специальностей. |
Практическое занятие |
Поиск патентов в официальных источников по выбранному студентами объекту поиска. Подготовка к деловой игре. |
6 |
Бизнес-процессы управления интеллектуальной собственностью на предприятии и университете
|
1) сформировать знания основ бизнес-процессов управления интеллектуальной собственностью у студентов технических специальностей; 2) сформировать элементы творческого отношения к труду у студентов технических специальностей; 3) сформировать потребность использовать в трудовой деятельности все новое, прогрессивное, что появляется па производстве у студентов технических специальностей. |
Лекция, дискуссия |
Описание основных бизнес-процессов управления, отличия управления интеллектуальной собственностью на предприятии и в университете |
4 |
Деловая бизнес- игра «Управление интеллектуальной собственностью» |
1) закрепить знания, навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях курса у студентов технических специальностей 2) сформировать элементы творческого отношения к труду у студентов технических специальностей 3) сформировать потребность использовать в трудовой деятельности все новое, прогрессивное, что появляется па производстве у студентов технических специальностей |
Деловая игра |
Деловая бизнес игра «Управление интеллектуальной собственностью» |
6 |
Авторы выражают надежду, что данная образовательная программа покажет свою эффективность в повышении профессиональной компетентности технических специалистов.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/190100b.doc.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 221000 «Мехатроника и робототехника» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/221000b.doc
3. Федеральный государственный образовательный стандарт 190901 «Системы обеспечения движения поездов» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm2025–1.pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт 279800 «Строительство» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.petrsu.ru/Abit/doc_FGOS/270800_68_m_stroy.doc
5. Федеральный государственный образовательный стандарт 190110 «Транспортные средства специального назначения» [Электронный ресурс] //Режим доступа: window.edu.ru/resource/401/74401/files/prm2076–1.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/spec/190109.doc
7. Федеральный государственный образовательный стандарт 280700 «Техносферная безопасность» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.mami.ru/storage/files/fgos/280700b.pdf
8. Федеральный государственный образовательный стандарт 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/190600b.pdf
9. Федеральный государственный образовательный стандарт 190700 «Технология транспортных процессов» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/190700b.pdf
10. Федеральный государственный образовательный стандарт 190300 «Подвижной состав железных дорог» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.rgups.ru/doc/190300.65_podv_sost_elektr_transp_gd_new.doc
11. Федеральный государственный образовательный стандарт 270800 «Строительство» [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/270800m.pdf