Целевая аудитория: Программа рассчитана на обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости 3-а класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, которых характеризуют:
- недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.);
- косность, инертность и тугоподвижность мышления;
- несформированность эмоционально-волевой сферы;
- неумение общаться со взрослым и сверстниками;
- неумение играть в коллективе;
- значительные нарушения (отсутствие) речи;
- неумение переносить свои знания и умения в новые условия.
Цель программы: формировать коммуникативные навыки у обучающихся через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения слушать художественное произведение.
- Формировать умения инсценировать сказку.
- Закрепить знания сказки.
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать пассивный и активный словарный запас.
- Развивать умение отвечать на вопросы по произведению.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Развивать координацию движений.
- Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы личности ребенка.
Воспитательные:
- Воспитывать умения играть в коллективе и помогать друг другу.
- Воспитывать любовь и уважение к сказкам.
Технологии:
- личностно-ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- коррекционно-развивающие.
Содержание программы «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок»
Этапы |
Задачи |
Оборудование |
Содержание |
Деятельность участников процесса |
Формируемые знания, умения, навыки |
Установочный (1 час) |
1.Создание комфортной среды. 2. Установить доброжелательные отношения между всеми участниками игрового процесса. |
Магнитофон, музыкальное сопровождение. |
Игра «Давайте поздороваемся».
Игра «Потанцуем». |
Обучающиеся и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается (не говорящие дети кивают головой). Обучающиеся и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах. |
Умения слушать педагога. Умения играть вместе. Умение эмоционально реагировать на предложенные ситуации. |
Диагностический (2 часа) |
1.Уточнить знания и умения детей. 2. Разработка игрового процесса. |
Компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, мультфильм, раскраски с животными. |
Просмотр мультфильма «Теремок». Игра «Кто как кричит и двигается».
Раскрашивание животных. |
Смотрят мультфильм. Называют животное и вместе с педагогом имитируют голос и движения животных. Раскрашивание картинок. |
Знания сказки.
Знания животных и их повадок и имитация голоса.
Творческие навыки. |
Поддерживающий (2 часа) |
1. Упрочнение знаний и умений каждого участника игрового процесса. 2. Совершенствование творческих способностей участников игрового процесса.
|
Раскраски. Настольный театр «Теремок». Песочница и атрибуты к сказке. |
Рассматривание раскрашенных картинок к сказке. Педагог рассказывает сказку с использованием настольного театра. Беседа по сказке. Отбор атрибутов и персонажей сказки. Инсценировка сказки с использованием песочницы. |
Называют животных.
Слушают и смотрят сказку.
Отвечают на вопросы педагога по сказке. Учатся играть в песочнице. |
Знания сказки. Знания животных сказки. Умения слушать педагога.
Умения совершать совместные действия. |
Коррекционно-развивающий (3 часа) |
1. Формирование коммуникативных навыков у детей. 2. Расширение информационного опыта. 3. Закрепить знания сказки. 4. Активизировать словарный запас. 5. Формировать умения рассказывать сказку. |
Песочница, атрибуты к сказке. |
Отбор атрибутов и персонажей сказки. Цикл игр в песочнице. |
Организация игрового процесса в песочнице. Проигрывание на песке сказки. Совместные игры педагога и детей. |
Знания сказки.
Умения инсценировать сказку. Умения играть всем вместе.
|
Диагностический (1 час) |
Выявление изменений знаний, умений, навыков участников игрового процесса, закрепление изученного. Выявление изменений в коммуникативном развитии детей. |
Компьютер, интерактивная доска, мультфильм, песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты. |
Просмотр мультфильма «Теремок». Игра «Кого не стало?» |
Просмотр мультфильма. Организация и проведение дидактической игры. |
Умение рассказывать сказку. Умение называть животных. Умение видеть и называть (показывать) изменения во время игры. |
Интеграционный (2 часа) |
Закрепление в игровой практике полученного опыта. Формировать умения использовать полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. |
Эмблемы с героями сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок-декорация. |
Игра «Иголка и нитка».
Инсценировка сказки «Теремок». |
Выбирается ведущий — «иголочка». Под музыку ведущий идёт по классу, а остальные «ниточка» идут за ним. Рассматривание эмблем с животными сказки и уточнение повадок каждого животного. Распределение ролей. Инсценировка сказки. |
Умение играть всем вместе. Умения слушать и слышать педагога. Умения выполнять правила игры.
Умения действовать согласно роли. Умения помогать друг другу. |
Результирующий (1 час) |
Подведение итогов игрового цикла. |
|
Беседа по сказке. Выбор дальнейших игр. |
Рассказ о том, во что играли. Понравилось? В какую сказку ещё хотите поиграть? |
Эмоциональная сфера. Желание играть в коллективе. |
Пример занятия коррекционно-развивающего этапа
Оборудование: песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.
Ритуал входа.
Содержание работы |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Игра «Давайте поздороваемся». |
Дети и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается. |
Не говорящие дети кивают головой. |
Игра «Потанцуем». |
Дети и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах. |
|
Повторение и укрепление предыдущего игрового опыта.
Содержание работы |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Загадка:
Вспомнить сказку.
Отбор атрибутов к сказке. |
«На поляночке лесной Стоял домик расписной, Всех зверюшек спрятать мог, Что за домик?» Дети: «Теремок». Педагог: «Молодцы. Давайте вспомним, какие животные жили в теремке?» Дети: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Дети выбирают необходимые атрибуты к сказке. |
|
Расширение игрового опыта.
Содержание работы. |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Настрой на игру.
Выбор животных.
Игра в песочнице. |
«Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Теремок». Я буду рассказывать сказку, а вы будете мне помогать». — Кто это? (Мышка.) —Мышка маленькая. Кто у нас хочет быть мышкой? Маша, будет мышкой. Бери Маша мышку. — Кто это? (Лягушка). Кто у нас быть лягушкой. Ира будет лягушкой. Бери Ира лягушку. —Кто это? (Заяц.) Кто у нас будет зайчиком? Ярослав, будет зайчиком. Бери Ярослав зайчика. —Кто это? (Лиса). А лисичкой у нас будет Маша. Бери Маша лисичку. — Кто это? (Волк). Волком у нас будет Вова. Вова бери волка. —Кто это? (Медведь). Кто же у нас будет медведем? А медведем будет Ваня. Бери Ваня медведя. — А сейчас мы с вами отправимся в сказку. Педагог рассказывает сказку, а дети действуют в песочнице с игрушками. |
Дети берут игрушки-животных.
Дети помогают друг другу. |
Динамическая пауза. «У медведя дом большой…». Дети выполняют движения по тексту, повторяя за педагогом.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь пошёл домой,
Ускакал и заинька.
Интеграция полученного игрового опыта в повседневный жизненный опыт детей.
Содержание работы. |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Сказка на песке. |
-Ребята, вы так хорошо помогали мне рассказывать сказку. А теперь давайте Маша будет нам рассказывать и показывать сказку, а мы ей будем помогать. |
Ребёнок рассказывает сказку и показывает её на песке, а остальные ребята ему помогают и подают атрибуты. |
Резюмирование.
Содержание работы |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Подведение итогов занятия. |
-Сегодня на занятии мы с вами вспомнили сказку «Теремок». Мы поиграли в сказку. — Все очень хорошо сыграли сказочных животных из сказки «Теремок». |
|
Ритуал выхода.
Содержание работы |
Деятельность детей и педагога |
Примечание |
Коммуникативная игра «Смайлики». |
-Ребята, вам понравилось наше занятие? —На моём столе лежат смешные смайлики. Давайте мы возьмём их и подарим друг другу. —Вы, молодцы! Вы очень дружные ребята! |
Под весёлую музыку дети выходят из класса. |