В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления — разработку адаптированной образовательной программы (далее — Программа). Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы. Данный «Порядок» призван помочь специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней.
«Порядок» знакомит со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Основным механизмами достижения цели — создания специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников будут: проектирование адаптированной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.
Основная цель АОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Адаптационная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
Адаптационная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети- инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
1. Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).
2. Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).
Задачи адаптированной образовательной программы:
- формирование учебных умений и навыков;
- овладение знаниями основ наук;
- активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
- индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на начальном общем и основном общем уровне образования, а также нормативы максимального объема учебной нагрузки учащегося. В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и учащегося, ресурсные возможности школы.
Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья осваивается в очной форме обучения.
Основные принципы построения программы:
основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность;
целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация;
преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов реализующих инклюзивную практику, т. е. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми. Поэтому в переходный период — на этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и реализации адаптационных образовательных программ предлагают использовать менее «тяжелый» вариант — адаптационный образовательный план (АОп).
Адаптационный образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны — соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны — это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
С развитием интеграции школы будут вынуждены перестраиваться. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях. Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
2. СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26.
3. Е. Р. Самсонова. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.