С каждым годом все больше растет не столько престижность получения высшего профессионального образования, сколько необходимость. В условиях постоянно растущего объема информации и динамично развивающейся научно-технической составляющей жизни важно быть конкурентоспособным специалистом. Получение высокого уровня знаний важно на каждом этапе образования: начиная со школьной скамьи и не ограничиваясь одним или двумя высшими образованиями. К тому же потребность в образованных специалистах остро стоит для всех организационных уровней: государства, государственных учреждений, частных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Образование играет огромную роль в переходе на новый этап не только общества, но и экономики в частности. Стабильное качественное развитие государства невозможно без высокого уровня образования, а образование невозможно реализовать без инвестиций в него.
В многоуровневой структуре образования ведущую роль отдают высшему профессиональному образованию, которое можно получить в университетах, институтах и академиях нашей страны и за рубежом. Подготовка специалистов может проходить на основе двух предыдущих ступеней образования: среднее полное общее или средне-профессиональное.
29 декабря 2012 года в России был принят новый закон, регламентирующий правовую составляющую основных принципов в сфере образования — ФЗ 273 «Об образовании» [8].
Бюджетное финансирование сферы образование можно охарактеризовать как стабильное и регулярное. Государство поставило для себя задачу развивать ВПО и взяло на себя основную долю расходов, производя финансирование из федерального бюджета. Не так давно государство обеспечивало бюджетными средствами более 90 % расходов, но в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли участия государства в финансировании. Для сравнения, доля бюджетных расходов на ВПО в 2012 году составило 437,9 млрд рублей, а к 2014 году снизилась до 431,7 млрд рублей (Таблица 1) [5, с].
Переход страны к рыночным отношениям сказался и на сфере образования, в результате чего доля внебюджетных средств, полученных в результате коммерческой деятельности, возросла.
На законодательном уровне вузам разрешено предоставлять платные услуги, но лишь в пределах государственно установленных образовательных программ и стандартов.
Государственные вузы получают внебюджетные средства путем сдачи в аренду помещений вуза, организации курсов повышения квалификации или благодаря реализации научных разработок на договорной основе [2]. Средства, полученные в результате коммерциализации деятельности вуза, облагаются налогом на прибыль. Предусмотрены льготы: в случае реинвестирования полученных от коммерческой деятельности доходов в образовательное учреждение, налоговые обязательства снимаются, то есть теряется статус предпринимательской деятельности [3]. В 2000 году объем платных услуг составлял 41530 млн. рублей, а в 2011 эта цифра увеличилась в 8,4 раза и составила 347350 млн рублей [5].
Таблица 1
Государственные расходы на ВПО 2010–2014 гг. (млрд. рублей)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов |
377,8 |
405,4 |
437,9 |
434,2 |
432,7 |
Предоставление возможности вузам вести коммерческую деятельность привело не только к увеличению внебюджетного финансирования, но и поспособствовало появлению и распространению коммерческих негосударственных вузов с широкой сетью филиалов по всей стране. В 2005 году насчитывалось более 400 негосударственных коммерческих вузов и порядка 600 государственных, не считая филиалы. Для сравнения, в 1990 году насчитывалось в два раза меньше высших учебных заведений [7]. По данным сайта Academia.ru, на данный момент количество вузов составляет порядка 1028 негосударственных вузов, а это почти 40 % от общего числа ВПОУ.
Сняв с себя часть финансовых обязательств, государство простимулировало образовательные учреждения к приему студентов на платной основе, сократив количество бюджетных мест. Это вступает в противоречие с Конституционными правами каждого человека на получение бесплатного образования [6]. Только вузы, получившие статус казенного учреждения, будут финансироваться из бюджетных средств, а доля таких ВПОУ крайне мала.
К чему же привело увеличение доли платного образования? В первую очередь стоит учитывать довольно высокую цену на высшее образование и довольно низкий доход основной части населения страны. По сути, дети из малоимущих семей, среди которых очень много умных и одаренных, теряют возможность получения высшего профессионального образования, так как конкурс на бюджетные места очень высок, а позволить платное обучение не имеется возможности. С другой стороны, если рассматривать семьи с достаточным доходом, процесс поступления в вуз значительно упрощается, а это негативно сказывается на старании будущих студентов и в конечном результате выражается в подготовке низкоквалифицированных работников.
Практика показывает, что выпускники вузов, в большинстве своем, не обладают достаточными знаниями и умениями для быстрого включения в трудовой процесс на современных и высокотехнологических предприятиях.
На основании данных Таблицы № 2 можно сделать вывод, что численность поступающих в вузы в 2011–2012 учебном году значительно уменьшилась в сравнении с 2005–2006 гг., что, скорее всего, связано с уменьшением доли бесплатных мест.
Таблица 2
Численность, прием студентов по программам высшего профессионального образования (тысяч человек) [5]
Тип вуза |
2000/01 |
2005/06 |
2010/11 |
2011/12 |
Государственные и муниципальные |
4270,8 |
5985,3 |
5848,7 |
5453,9 |
Негосударственные |
470,6 |
1079,3 |
1201,1 |
1036,1 |
В Министерстве образования и науки ситуацию отсутствия финансов для поступления студентов предлагают решить с помощью образовательного кредита. Считается, что дорогое образование смогут позволить себе единицы и, соответственно, желающие стать высококвалифицированными специалистами пойдут на такой шаг. Как вариант, предлагается оплата этого кредита работодателем в будущем на условиях определенных обязательств. В сложившейся на данный момент геополитической и экономической ситуацией в России в связи с военным конфликтом в Украине, различными санкциями со стороны Европы и падением рубля относительно доллара, вряд ли какой-нибудь банк предоставит образовательный кредит на выгодных условиях или вообще предоставит его. Решение этой проблемы заключается во включения студента в программу, по которой государство берет на себя обязательства о погашении процента по кредиту.
Штат сотрудников вузов и их заработная плата напрямую зависят от количества студентов. Это еще одна экономическая составляющая, которая опосредованно влияет на качество обучения. Чтобы не было сокращения преподавательского состава, а заработная плата была достойной, порой приходится закрывать глаза на недостаточный уровень знаний обучающихся. Если в советские времена высшее образование получали исключительно отличники и хорошисты, то сейчас и остальные категории учеников получили возможность на платной основе поступить в ВПОУ. С одной стороны хорошо, что высшее образование доступно для большего числа населения, но зачастую теряется объективность оценки знаний. Высока вероятность того, что более половины студентов, обучающихся на платной основе, не смогли бы закончить вуз.
Еще одной важной проблемой является низкий уровень оплаты труда преподавателей. Стандартной индексации заработной платы из года в год недостаточно. Следует действительно увеличить оклад, ведь от работников интеллектуального труда зависит будущее страны. В противном случае, ученым и преподавателям приходится «выживать», стараясь увеличить свой доход путем преподавания нескольких дисциплин в разных вузах, что качественно сделать может не каждый деятель образования и науки. В худшем случае возможно приобретение денежных средств, нарушая закон, ведь не раз в СМИ мелькали новости о взятках и вымогательствах в образовательных учреждениях.
Финансирование образования влияет и на студентов, даже в том случае, когда речь идет о действительно способных молодых девушках и юношах. При распределении бюджетных средств в государственных вузах существует статья о льготах и стипендиях [1]. Сумма этих поощрений давно уже является очень незначительной, учитывая «дороговизну» современной жизни. А учитывая тенденцию снижения объема субсидий, можно сделать вывод, что стипендия не повыситься. Из-за этого молодым людям приходится устраиваться на работу, что негативно сказывается на получении образования.
В Великобритании как-то стоял остро вопрос об острой нехватке сантехников в связи с тем, что все молодые люди решили получить юридическое и экономическое образование. В результате этого казуса одной из самых оплачиваемых работ стала работа сантехника. Этот пример приведен к тому, что в России можно наблюдать немного сходную ситуацию: в связи с тем, что профессии экономической и управленческой направленности являются высокооплачиваемыми и образование по этим направлениям пользуются большим спросом у абитуриентов (Таблица 3.). В результате большой конкуренции на рынке труда крайне сложно устроиться по специальности.
Из данных таблицы так же можно сделать вывод о довольно низком уровне выпускников по направлению «Оружие и система вооружения» и «Информационная безопасность». Вся вина в недостаточном государственном планировании бюджета на бесплатные конкурсные места с учетом интереса государства в специалистах менее популярных сфер деятельности.
Таблица 3
Количество выпускников-специалистов с ВПО по направлениям подготовки и группам специальностей (тысяч человек) [5, с.42–43]
Специальность и направление подготовки |
Количество выпущенных специалистов |
|||
2004 |
2005 |
2010 |
2011 |
|
Всего |
1076,6 |
1151,7 |
1467,9 |
1442,9 |
Физико-математические науки |
23,8 |
17,5 |
16,8 |
16,8 |
Естественные науки |
16,6 |
16,7 |
17,0 |
16,9 |
Гуманитарные науки |
216,6 |
226,6 |
292,4 |
291,4 |
Социальные науки |
11,8 |
12,8 |
19,1 |
19,1 |
Образование и педагогика |
137,3 |
138,4 |
129,2 |
118,3 |
Здравоохранение |
27,1 |
28,3 |
33,5 |
33,7 |
Культура и искусство |
16,2 |
18,2 |
23,2 |
23,6 |
Экономика и управление |
354,4 |
395,8 |
576,2 |
570,2 |
Информационная безопасность |
0,9 |
1,4 |
3,7 |
4,0 |
Сфера обслуживания |
4,8 |
8,1 |
18,8 |
19,6 |
Сельское и рыбное хозяйство |
33,6 |
35,9 |
36,7 |
34,8 |
Геодезия и землеустройство |
3,3 |
3,7 |
5,7 |
5,9 |
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
11,3 |
12,1 |
15,7 |
16,8 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
24,8 |
26,6 |
29,8 |
30,2 |
Металлургия, машиностроение и металлообработка |
27,9 |
30,2 |
28,4 |
26,6 |
Авиационная и ракетно-строительная техника |
5,2 |
5,4 |
5,9 |
5,7 |
Оружие и система вооружения |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Морская техника |
3,5 |
3,6 |
4,4 |
4,3 |
Транспортные средства |
27,1 |
30,5 |
36,2 |
34,8 |
Приборостроение и оптотехника |
7,7 |
8,2 |
9,3 |
9,1 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
17,2 |
17,8 |
18,4 |
17,5 |
Автоматика и управление |
12,6 |
13,4 |
17,2 |
16,9 |
Информатика и вычислительная техника |
21,5 |
22,0 |
32,7 |
31,0 |
Химическая и биотехнологии |
11,1 |
12,1 |
12,8 |
11,6 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
5,9 |
6,0 |
6,7 |
6,5 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
16,5 |
18,6 |
19,8 |
19,1 |
Архитектура и строительство |
28,8 |
31,9 |
43,5 |
44,3 |
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
8,4 |
9,4 |
14,2 |
13,5 |
Не стоит забывать и о развитии науки и образования благодаря частным инвестициям. К сожалению инвесторы не заинтересованы в спонсорстве вузовского образования в целом, но возможно привлечение российских и зарубежных бизнес-структур на финансирование отдельных научных проектов или исследовательских центров, как происходит в случае со «Сколково».
В сфере бюджетного образования в 2012 году произошли изменения, а именно переход от сметного финансирования к системе Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Прекратило свое существование система сметного финансирования, при которой из года в год происходила лишь индексация одной и той же сметы [4]. Теперь необходимо создать план финансово-хозяйственной деятельности, удовлетворяющий заявленным от государства целям. Это наиболее эффективная модель распределения бюджетных средств.
В результате рассмотренной темы хотелось бы сказать, что финансирование в сфере образования в России за последнее десятилетие претерпело значительные изменения, имеющие свои положительные и отрицательные последствия. Увеличение возможности у молодых людей получать высшее образование будет эффективным в случае более четкого расчета потребности государства в специалистах разных направлений. А получение ВПО на платной основе не должно давать повод для выпуска дипломированных специалистов без знаний. Раз уже страна переходит на Болонскую систему обучения и бально-рейтинговую систему оценки знаний [1], то в случае платного образования, предлагаю уровень платы за образование повышать обратно-пропорционально количеству баллов. А для предотвращения выпуска необразованных студентов стоит предъявлять более строгие требования при поступлении. Не стоит забывать и о распределении студентов после завершения вуза, как это было в Советские времена. Такой комплексный подход к планированию и финансированию образования предотвратит «утечку мозгов» за границу, повысит уровень образования и обеспечит переход России на инновационный путь развития.
Литература:
1. Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 1 (25). — С. 108–122.
2. Беляков С. А.. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. — М.: МАКС Пресс. — 2008, 194 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по сост. на 25 апреля 2012 г.). — М.: Омега-Л, 2012. — 217 с.
4. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подперина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 608 с.
5. Гохберг Л. М. Образование в цифрах: 2013 краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013–80 с.
6. Конституция Российской Федерации // под ред. Каляев Е. — Питер, 2013. — 6с с.
7. Статистика высшего образования — СТАТИСТИКА.ru: данные Росстат, Госкомстат государственная статистика России [Электронный ресурс] www.statistika.ru
8. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. — М.: Легион, 2013. — 208 с.