В современных условиях информатизации общества как интеллектуально-гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысилась значимость формирования информационной культуры человека. Проблема подготовки грамотных пользователей информации была актуальна всегда, но не имела такого значения, которое она приобретает сегодня в обществе.
Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без которых невозможно существование информационного общества. Актуальным становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей.
Одним из основополагающих направлений Национальной программы по подготовке кадров является создание информационного пространства образовательной системы, которое предполагает:
- развитие информационного обеспечения образовательного процесса на базе современных технологий, компьютеризации и компьютерных сетей;
- создание и развитие единой телекоммуникационной и информационной среды системы образования и науки, единой системы баз данных и других информационных научно-образовательных ресурсов;
- развитие издательской базы науки и образования, формирование устойчивой системы обеспечения учебной, учебно-методической, научной, энциклопедической и справочной литературой;
- информатизацию научной, научно-производственной деятельности образовательных и научно-образовательных учреждений;
- создание информационной инфраструктуры системы управления науки и образования;
- информационную интеграцию системы науки и образования Узбекистана в мировое информационно-образовательное пространство.
В соответствии с принятой национальной программой в стране было введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме «9+3». После 9 лет учебы в общеобразовательной школе следующие 3 года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них наряду с общеобразовательными дисциплинами получает профессиональную подготовку по 2–3 востребованным на рынке труда специальностям. Акцент на возрождение и развитие национального культурно-исторического и духовного наследия существенно изменил содержание и организацию обучения и воспитательного процесса, обогащенного достижениями мировой цивилизации, что, безусловно, гуманизирует образование, формирует личность в духе патриотизма и толерантности.
Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. В этих условиях важная роль в решении этой проблемы отводится информационно-библиотечным учреждениям (ИБУ), которые всегда занимались, специальной подготовкой своих пользователей. Эта деятельность традиционной библиотеки была изначально связана с пропагандой среди читателей библиотечно-библиографических знаний. Наряду с библиотечно-библиографическими знаниями в центре внимания библиотек находились вопросы формирования умений рациональной работы с книгой и культуры чтения. Эти знания и умения не только являются необходимым условием доступа к информации, но и способствуют формированию мировоззрения и общественной активности, содействуют развитию творческих способностей, совершенствованию самостоятельности в учебе, творческой, исследовательской деятельности, наконец, способствуют осуществлению самоактуализации и самоопределения личности.
Особое место в организации такой информационной подготовки отводится общеобразовательным учреждениям и школьным библиотекам. При этом и для общеобразовательных учреждений, и для школьных библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры школьников представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся.
Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов способны оказывать свое ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке. В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.
Особого упоминания заслуживает свойство кредитности учителя, под которым в психологии личности понимается компетентность, профессиональная авторитетность. Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников.
В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде работы заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.). Однако деятельность по формированию общеучебных знаний и умений в образовательных учреждениях чаще всего носит несистемный характер, а учителя, как правило, не владеют методами, технологией информационного поиска и аналитико-синтетической переработки информации, разработанными в теории информационно-библиотечной деятельности. Поэтому именно современный школьный библиотекарь, имеющий специальное высшее образование, освоивший информационно-коммуникационные технологии, может передавать свои информационные знания и учителям, и учащимся.
В школьной библиотеке учащиеся имеют возможность на практике проследить связь информационной теории с практикой, наглядно представить результаты эффективного решения различных типов информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного пользователя при работе с реальными массивами информации, осознать последствия собственной информационной неграмотности.
Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему в целом — формирование информационной культуры личности. Самостоятельную проблему представляет отсутствие должной психолого-педагогической подготовки библиотекарей, препятствующей выбору рациональных форм и методов работы в проведении информационного всеобуча. Наряду с этим принципиально важное значение имеет глубокое осознание школьным библиотекарем необходимости организации информационной подготовки учащихся исходя из принципов системности и последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, подростков, юношества.
Важной проблемой является переосмысление роли современного библиотекаря. Мировой опыт свидетельствует, что в эпоху информационных коммуникаций библиотекарь должен быть не только хранителем книг и знатоком читательских запросов, но и специалистом в области новых цифровых технологий, проводником информационной культуры, менеджером и маркетологом в информационной библиотечной сфере.
В качестве рационального способа решения проблемы информационного образования представляется необходимым внедрение в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры личности». В связи с этим возникает необходимость в постоянном оперативном расширении и принципиальном обновлении профессиональных знаний и навыков сотрудников библиотек.
Разработка и внедрения учебного курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1–9 классов сможет способствовать поэтапной, систематической адаптации ребенка к учебной среде, вхождением в учебную деятельность и овладением ее структурными элементами.
Курсы смогут вести как учителя, так и школьные библиотекари. Взаимосвязанность содержания учебной программы поможет учителю соотносить содержание каждой изучаемой темы курса «Основы информационной культуры личности» с ресурсными и поисковыми возможностями школьной библиотеки, а школьный библиотекарь ориентирует содержание проводимых им занятий на тесную связь с изучаемыми школьниками на данный период дисциплинами и заданиями для самостоятельной, научно-исследовательской работы. Организационный уровень взаимодействия обеспечит системно-целевое планирование занятий по курсу «Основы информационной культуры личности», включая четкое определение места проведения занятий: обычный класс, школьная библиотека, компьютерный класс, ресурсный центр и т. п.
Важнейшим условием реального взаимодействия учителей и школьных библиотекарей по формированию информационной культуры учащихся является преодоление изолированности и разрозненности действий, преодоление имеющей место скрытой формы отчуждения. Создание единого информационно-образовательного пространства школы, возможно лишь при наличии соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе, устойчивой мотивации повышения уровня информационной культуры, как со стороны учащихся, так и самих педагогов и школьных библиотекарей.
В свою очередь, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получит шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр-центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую-информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной, так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.
Таким образом, высокий уровень информационной культуры личности, позволяет обеспечить такое состояние духовной, интеллектуальной, морально-этической, политической вооруженности человека, общества, государства, при котором никакие информационные воздействия на них не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития указанных субъектов.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под.ред.В. В. Давыдова. М:Педагогика. 1996
2. Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М: 2008
4. Талипова Р. Т. Об обучении языку специальности. Преподавание языка и литературы.2009. № 4.