Современная экономика представляет собой сложный механизм хозяйствования, в котором взаимодействуют различные структурные элементы коммерческого, производственного, информационного и финансового характеров, для успешного функционирования которого необходимы экономические преобразования, учитывающие интересы регионов, отраслей, предприятий и общества в целом.
В настоящее время, в условиях высокой конкуренции и повышения требований к качеству со стороны потребителей гостиничных услуг, в индустрии гостеприимства возрастает тенденция инновационного управление трудом, которая определяется, прежде всего, как организующая и координирующая сила, направляющая и регламентирующая работников сферы услуг.
Для эффективного управления предприятием сферы услуг, по мнению автора, необходимо использовать инновационные, усовершенствованные и нетрадиционные подходы в управленческой деятельности, позволяющие не только грамотно и эффективно контролировать деятельность предприятия, но и стимулировать сотрудников, делать их работу более творческой и безошибочной.
В экономической практике выделяют несколько уровней управления трудом.
Во-первых, это глобальный (международный) уровень управления трудом. Международная организация труда (МОТ), имеющая свои представительства в различных странах, разрабатывает общие рекомендации по управлению трудовой деятельностью. Рекомендации МОТ направлены на обеспечение нормальных условий труда и создание конструктивных взаимоотношений между работодателями, работниками и государством. Страны, выполняющие рекомендации МОТ, пользуются признанием в международных отношениях, имеют приоритеты при распределении ресурсов международных фондов. Следовательно, управление трудом на глобальном уровне в целом обладает функциями рекомендательного характера [4, с. 56].
Вторым уровнем управления трудом является Государственный уровень. На данном уровне предполагается управление трудом в границах отдельного региона и государства в целом. Управление осуществляется совокупностью органов государственных и региональных законодательных, исполнительных и судебных властей, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране и ее субъектах. Инновации в государственном или региональном управлении трудом гостиничных предприятий предполагает принятие законов, контроль за их исполнением, выработку и реализацию политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости населения, уровня жизни, условий и организации труда и т. д. [6, с 131].
Кроме того, иностранные гостиничные сети, работающие на территории России, могут дополнительно применять собственные законы и формы контроля в сфере труда, характерные для всех гостиниц, входящих в их корпорации и функционирующие на основе внутренних корпоративных правил, во всем Мире.
Законодательная власть осуществляет принятие законов Российской Федерации, содержащих обязательные правила поведения в области социально-трудовых отношений.
Исполнительная власть в лице Правительства формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим единую государственную политику в области труда, занятости и социальных вопросов является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность совместно с органами федеральных и региональных исполнительных властей, а также во взаимодействии с различными общественными организациями [5, с. 28].
На Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возлагается решение следующих актуальных трудовых задач:
- выработка политики в социально-трудовой сфере;
- координация всей работы в социально-трудовой сфере;
- разработка основных направлений социальной трудовой политики правительства;
- подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
- формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
- регулирование рынка труда, занятости населения;
- участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др. [1, с. 122]
Управление трудом в гостиничном предприятии предполагает решение ряда следующих основных задач:
- определение потребности предприятия в работниках различных специальностей и квалификации;
- анализ рынка труда и управление занятостью;
- отбор и адаптация персонала;
- планирование карьеры сотрудников, их профессионального и административного роста;
- обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для человека социально-психологической атмосферы;
- организация трудовых процессов, их координация, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп;
- разработка систем мотивации эффективной деятельности;
- обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;
- организация изобретательской и рационализаторской деятельности;
- участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работников;
- решение этических проблем труда;
- управление конфликтами [6, с. 77].
Таким образом, управление трудом в гостинице выполняет целый ряд необходимых управленческих задач, среди которых:
1. Планирование трудовой деятельности в сфере обслуживания.
2. Организация трудовой деятельности.
3. Контроль трудовой деятельности.
4. Мотивация эффективной трудовой деятельности.
5. Социально-трудовое регулирование на предприятии [5, с. 13].
Управление инновационными процессами должно базироваться на основных научных принципах: ориентации на потребителя, системности, приоритетности, согласованности со всеми участниками инновационного процесса и т. д.
Все функции управления трудом в отеле должны быть тесно взаимосвязаны и в совокупности составлять единый процесс управления трудом, целью которого является более эффективная, инновационно-ориентированная трудовая деятельность его сотрудников. При этом основой развития управления трудом является целенаправленная деятельность руководства гостиничного предприятия по внедрению новых, более эффективных методов трудового управления. Такой вид деятельности можно представить как особый вид управления, являющийся инновационным управлением трудом.
По мнению автора, в современных условиях управление профессиональным развитием гостиничного персонала предполагает наличие следующих компонентов:
- соответствующей среды — системы управления профессиональным развитием персонала;
- необходимых и достаточных средств — механизма управления профессиональным развитием персонала;
- конкретных действий — процесса управления профессиональным развитием персонала [5, с. 24].
Современный менеджер гостиничного предприятия довольно часто сталкивается с различного рода проблемами, требующими от него определенной способности к необходимым изменениям в управлении и функционировании инновационного развивающегося отдела или предприятия в целом. Это достигается на основе инновационной деятельности, направленной на осуществление конкретных инновационных целей, оптимальных результатов рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма [2, с. 41].
Следует отметить, что в настоящее время в экономически развитых странах большую часть создаваемых рабочих мест обеспечивает информационный сектор экономики, а ведущей производительной силой является интеллектуальный потенциал общества. Для повышения эффективности труда современные гостиничные предприятия все больше используют нетрадиционные формы его организации и стимулирования [3]. На смену регламентированной, рутинной работе приходит квалифицированный труд, основанный на творческом потенциале. Происходит активное вовлечение работников в процесс принятия управленческих решений, использование различных схем кадровой ротации, расширение полномочий работников в целях максимальной реализации возросшего образовательного и квалификационного потенциала [4, с. 79]. Подобный уровень развития трудовых отношений неизбежно ведет к изменениям и в управлении трудом, так как новые эффективные формы организации труда требуют инновационных методов управления. Таким образом, основные принципы инновационного менеджмента на предприятии являются обязательным условием формирования современной конкурентоспособности.
Инновационный менеджмент — это управление, основанное на развитии творческого потенциала работников, направленное на мотивацию и стимулирование инновационного поведения персонала.
Основными функциями инновационного менеджмента в гостиничном предприятии, по мнению автора, являются:
- инновационный климат, основанный на взаимном доверии и направленный на развитие инновационной деятельности на предприятии;
- формирование системы эффективного генерирования идей и механизма аккумулирования творческих идей и предложений;
- развитие внутрифирменного инновационного предпринимательства;
- развитие инновационных коммуникаций;
- развитие персонала в рамках непрерывного организационного обучения;
- мотивация и стимулирование инновационного поведения персонала;
- внесение инновационных аспектов в традиционные функции управления трудом [6, с. 94].
Основные функции инновационного кадрового менеджмента в сфере гостеприимства объединяются, как правило, в следующие группы:
1. По реализации кадровых нововведений как объекта управления.
Данная группа включает в себя такие функции, как:
- организация и проведение научно-аналитической работы в области развития человеческих ресурсов;
- выявление и решение новых кадровых проблем;
- оценка эффективности кадровых нововведений;
- разработка прогнозов, концепций, инновационно-кадровой политики, планов, программ, и проектов кадровых нововведений, их финансово-ресурсное обеспечение;
- организация кадровых нововведений и контроль их реализации;
- мотивация кадров [3].
2. По направлениям и сферам управления гостиничным персоналом можно выделить функции:
- организация непрерывного обучения персонала (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров);
- поиск и отбор кадров для новых отделов, элитных и новаторских кадров;
- аттестация и оценка труда инновационных структур, инновационных качеств персонала;
- разработка схем должностного развития, совершенствование должностных инструкций в связи с развитием рабочих мест, совершенствованием организации труда и персонала;
- продвижение и перемещение работников по ступеням служебной и профессиональной карьеры, организация формирования и работы с кадровым резервом руководящего персонала;
- работа с новаторскими кадрами;
- мотивация персонала при нововведениях;
- разработка нововведений в организации работы самой кадровой службы;
- обеспечение новых стандартов и повышения качества трудовой жизни [1, с. 334].
При этом инновационное управление трудом в сфере услуг обладает следующей характеризующей его особенностью. С одной стороны, инновационное управление трудом представляет собой вид управления, а с другой, как любое инновационное управление — вид инновационной деятельности. Данная особенность определяет функции инновационного управления трудом, в основе которых лежат цели и задачи управленческой деятельности, а также цели и задачи инновационной деятельности предприятий сферы услуг [2, с. 114].
В то же время, основная цель инновационной деятельности гостиничного предприятия может быть тактического или стратегического характера. Тактической целью инновационной деятельности в управлении трудом является преодоление кризиса, вызванного одной или целым рядом причин, таких, например, как неэффективное кадровое планирование и отбор персонала, ошибки в организации трудовых процессов, возникновение социально-трудовых проблем, неэффективность систем мотивации или систем контроля труда и т. д. Стратегической целью инновационной деятельности в управлении трудом в сфере услуг является развитие и повышение эффективности трудовой деятельности в перспективе [1, с. 204].
В обоих случаях конечным результатом должно являться повышение эффективности управления трудом, что, в свою очередь, приводит к росту производительности труда и повышению эффективности деятельности всего предприятия. Повышение эффективности работы предприятия заключается в подборе, при данном объеме услуг, такого сочетания ресурсов, которое минимизирует произведенные затраты. Следовательно, минимизация затрат является инструментом увеличения прибыли — основной цели производителя в рыночных условиях, а также главным критерием оценки эффективности размещения ресурсов и эффективности управления предприятием сферы услуг в целом.
Автор дает следующее определение инновационного менеджмента гостиничного предприятия — это управление, направленное на повышение эффективности, на основе внедрения новшеств в методы планирования, организации, мотивации и координации трудовой деятельности работников всех гостиничных служб.
Основные функции инновационного менеджмента представлены на рис.1.
Таким образом, повышение эффективности на предприятии сферы услуг является показателем успешной целенаправленной деятельности по созданию, распространению и эффективному применению новшеств в управлении трудом. Основной же целью инновационной деятельности в гостиничном менеджменте, является активизация, повышение эффективности данного управления, ведущее к повышению эффективности производственной деятельности того или иного отеля.
Рис. 1. Функциональная структура инновационного управления трудом на предприятии сферы услуг
Конечный результат внедрения новшеств в методы планирования трудовых процессов в гостиничном предприятии подразумевает следующие инновационные подходы:
- оценку эффективности применяемых технологий (совокупности методов, приемов труда) и средств труда (орудий производства);
- изучение и отбор наиболее эффективных технологий и средств труда;
- планирование повышения эффективности применяемых технологий и средств труда.
Таким образом, любая инновационная деятельность, инновационное управление трудом на гостиничном предприятии нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, в связи с чем, необходимо более широкое внедрение методов на основе мотивации и стимулирования инновационного поведения работников, развития инновационных коммуникаций, формирования системы эффективного генерирования и аккумулирования новшеств, а также построения механизма эффективного внедрения и распространения новшеств.
Литература:
1. Барютин Л. С. Валдайцев С. В. Васильев А. В. Основы инновационного менеджмента: теории и практики. — М.: ИД «Экономика», 2004. — 518 с.
2. Васильев К. Е. Основные направления и методы осуществления кадровой политики на предприятиях региона // Методы структурной перестройки предприятий. СПб.: ИРЭ PAH, 2010. — 176 c.
3. Державина И. А. Современный рынок образовательных услуг: подготовка специалистов в сфере инноваций // Менеджмент инноваций. — 2008. — № 3.
4. Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. Инновационный менеджмент. — М.: ИД «Юнити», 2004. — 343
5. Кучеров А. П. Объектное управление: новационный и инновационный менеджмент в туризме. — М.: ИД «Спутник+», 2009. — 208 с.
6. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: ИД «Инфра-М», 2010. — 176 с.