Формирование безопасного поведения подростка в условиях криминальных угроз будет эффективно при внедрении инновационных методов в процесс обучения учащихся и — разработке системы внеурочных занятий, посвященных формированию навыков самообороны.
Ключевые слова:криминальная угроза, виктимологическая профилактика, самооборона, безопасность, ролевая игра, внеурочная активность
Проблема обеспечения безопасного существования человека будет существовать всегда и для всех. Ежегодно по данным МВД более 20 млн. граждан обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о происшествиях криминального характера [1].
Первое место среди причин происшествий занимает так называемый человеческий фактор, низкий уровень личной культуры безопасности, неумение вести себя в различных ситуациях. Практика расследования преступлений показывает, что современные технические средства самообороны недостаточно эффективны, если учащиеся сами не готовы к правильным действиям в условиях криминальных опасностей [2].
По данным МВД жертвами насильственных преступлений, были признаны более 89 тыс. несовершеннолетних (в 2008 году — более 118 тыс.). Число погибших при этом выросло — с 1,6 тыс. в 2009 году до 2,1 тыс. в 2012 [1]. Такие цифры свидетельствуют об ужесточении преступной среды.
Основной причиной совершения преступления против несовершеннолетних является их повышенная виктимность. Под виктимностью следует понимать приобретенные ребенком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его склонным к превращению в жертву [2].
Современные исследователи выделяют различные виды виктимности учащихся. Прежде всего, имеет место ситуативная виктимность. Примерами ее проявления являются коллективные драки, захват заложников, террористические акты. Более сложной для изучения является личностная виктимность, то есть совокупность индивидуально-психологических и внешних характеристик, которые в определенных условиях могут независимо от местонахождения, действий или желаний ребенка провоцировать агрессивность окружающих против него. Это могут быть как резко негативные, осуждаемые окружающими качества, так и «нейтральные» или даже социально одобряемые качества, или же признаки имеющихся комплексов неполноценности [3].
С целью снижения уровня предрасположенности стать жертвой преступления (виктимности) необходимо создать виктомологически ориентированную систему профилактики противоправных действий в отношении детей и подростков.
Меры профилактики традиционно разделяются на две категории: общие и индивидуальные. Общая профилактика направлена на обеспечение нормального и гармоничного развития личности ребенка, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Такая профилактика обычно предполагает работу с группой учащихся. В то время как индивидуальная или специальная профилактика предполагает работу с каждым ребенком в отдельности.
Очевидно, что на любом этапе профилактики должны быть привлечены различные социальные институты, так только комплексное воздействие может быть эффективным при формировании навыков криминальной безопасности.
Рис. 1. Взаимодействие субъектов виктимологической профилактики
Общеобразовательные учреждения играют не последнюю роль в становлении и закреплении таких навыков.
Рис. 2. Элементы системы виктимологической профилактики в школе
Сегодня большое внимание уделяется созданию безопасной среды в школе: создаются и внедряются электронные системы охраны, сигнализации, видеонаблюдение, ужесточается доступ на территорию учреждений. Однако такие меры могут полностью обезопасить учащихся, так как большинство преступлений в отношении несовершеннолетних совершаются вне территории школы.
Именно поэтому актуальной задачей является поиск и внедрение инновационных методов обучения школьников навыкам криминальной безопасности. Реализации этой задачи и был посвящен наш педагогический эксперимент.
На первом этапе эксперимента нами было проведено тестирование учащихся 7-х классов общеобразовательной школы № 90 г. Железногорска Красноярского края, по результатам которого мы сделали вывод о недостаточной сформированности знаний и навыков в области криминальной безопасности. В 7 «б» классе мы также провели тест на определение уровня индивидуальной виктимности.
Рис. 3. Результаты первого этапа эксперимента (контрольного теста)
В течение следующих 3 недель эксперимента были проведены занятия с учащимися обоих классов. Тематика занятий была одинакова («Улица и ребенок», «Криминальные опасности в школе», «Безопасность по дороге домой», «Криминальные опасности и защита от них дома», «Безопасность в общественных местах (парках, магазинах, рынках, вокзалах)»), различались только методы их проведения.
В 7 А использовались традиционные методы рассказа, устного опроса по заранее известным вопросам, пересказ.
В 7 Б наряду с традиционными методами, мы провели ролевую игру «Опасности по дороге домой», определили базовые криминальные опасности в школе посредством метода кейс-стади, организовали пресс-конференцию с участковым инспектором и инспектором по делам несовершеннолетних.
Совместно со школьным психологом мы провели занятия с использованием методов моделирования ситуаций криминального характера дома и на улице.
Внеурочно были проведены 10 занятий с инструктором по самообороне, который показал базовые приемы самозащиты и провел несколько тренировок.
Через неделю после начала эксперимента мы организовали родительское собрание, на котором рассказали родителям о важности формирования навыков поведения в ситуациях криминального характера и попросили провести дома беседу с детьми на эту тему.
В завершении эксперимента учащиеся 7Б класса были разделены на 4 группы по 5–6 человек. Заданием каждой группы было создать видео-памятку поведения в ситуациях криминального характера дома, на улице, в подъезде, общественных местах или школе. На занятие были приглашены представители администрации школы, которые высоко оценили достижения учащихся. Видеоматериалы будут использованы при создании сайта школы.
Результат эксперимента не заставил себя ждать. Повторное тестирование показало высокую эффективность примененных нами инновационных методов обучения.
Рис. 4. Результаты третьего этапа эксперимента (контрольного теста)
Таким образом, в ходе практического исследования мы доказали, что применение инновационных методов обучения и внеурочной деятельности являются эффективным для формирования навыков криминальной безопасности в общеобразовательной школе.
Литература:
1. Отчет МВД РФ о состоянии преступности за январь-декабрь 2013года (http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/)
2. Криминология. Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Авдийского.-М.:Юрайт.2014. 352с.
3. Дружинина Е. С. Профилактика виктимного поведения подростков.-Киев, 2008. 152с.