Формирование и развитие личности обучающихся в системе профессионального образования МЧС России возможно при всесторонней психолого-педагогической подготовке профессорско-преподавательского состава образовательной организации, постоянном совершенствовании его педагогического мастерства. Особенно необходимо это мастерство в воспитании обучающихся, то есть при решении самых трудных педагогических задач.
Очевидно, что противоречивые преобразования в социально-экономической жизни нашего общества, нестабильность жизни и социальная напряженность, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров усложнили воспитательную работу в образовательных организациях МЧС России, потребовали концептуальных изменений в содержании и методах воспитания, поиска путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Справедливо утверждается, что многие годы в процессе воспитания недооценивалась личностная индивидуальность, подчас извращенно понимался коллективизм, абсолютизировался приоритет общего над индивидуальным, что сужало разумные границы свободы личности. В результате из поля зрения воспитателей в той или иной степени уходило главное — человек с его потребностями, интересами, взглядами, позициями.
Все это негативно отражалось на мироощущении обучающихся в образовательных организациях МЧС России, деформировало его в силу расхождения между декларируемыми идеалами и реальной действительностью. В связи с этим проработка психолого-педагогических вопросов, теории и практики воспитания с учетом сложившихся социальных условий заслуживает специального рассмотрения на основе исследовательских материалов.
Прежде всего, возникает вопрос о содержании воспитания обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России. Как известно, содержанием воспитания является совокупность определенных идей, норм, требований, определяющих отношение личности к природе, обществу и к самому себе. Трансформируясь в убеждения, взгляды обучающихся, эти нормы и идеи образуют его мировоззрение как интегративное качество личности.
В мировоззрении обучающихся различают профессиональные, специальные, этические, социально-психологические, эстетические, политические, правовые, философские, духовно-нравственные, патриотические и другие взгляды. Комплекс этих взглядов является основой для разработки педагогической модели научного мировоззрения обучающегося, которая служит базой проектирования воспитательного процесса в образовательной организации МЧС России, критерием, определяющим его содержание.
При таком подходе целесообразно выделять несколько направлений воспитания обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России. Основные из них:
1. Профессиональное, включающее в себя умственное (развитие мыслительных способностей, логического мышления), специальное, экономическое, экологическое и физическое воспитание.
2. Нравственное (привитие этических и общечеловеческих норм, ценностей).
3. Формирование политической культуры, способствующей социальной ориентации обучающихся при соприкосновении их с различными политическими теориями и практикой; в ходе формирования политической культуры значительное место необходимо уделять национально-патриотическому воспитанию.
4. Правовое, обеспечивающее знание, понимание, соблюдение и готовность к выполнению задач по предназначению.
5. Эстетическое, развивающее вкус обучающихся, прививающее ему возвышенные потребности и интересы.
6. Воспитание общей культуры обучающихся: формирование научных, естественных, философских, религиозных и атеистических взглядов; культуры общения, брачно-семейных отношений.
7. Социально-психологическая подготовка, способствующая правильному пониманию взаимоотношений между социальными группами, их поведения, чувств, деятельности; формирующая психологическую готовность к профессиональному труду, гордость избранной профессией.
8. Воспитание воспитателя, формирующее у обучающихся психологические и педагогические взгляды, определяющие его компетентность и направленность на решение задач обучения и воспитания, самообразования и самовоспитания.
Мировоззрение — целостное образование, формирующееся не «по частям», а, напротив, развивающееся при соблюдении принципов комплексности, системности, структурности, содержательности, межпредметности и непрерывности деятельности.
Психология раскрывает и психологическую сущность процесса воспитания, основы взаимодействия воспитателей и воспитуемых, коллектива и личности, соответствующие аспекты формирования нравственной основы поступков, нравственной самооценки, технологию изучения и учета индивидуальных особенностей личности обучающихся в образовательных организациях МЧС России. Она исследует также психолого-педагогические причины возникновения недостатков и конфликтов, моральных изъянов личности, порождающих отклонения от норм поведения, психологические условия их предупреждения, коррекции и преодоления, особенности процесса перевоспитания и самовоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов воспитательного воздействия [3, 4].
Воспитание — многогранный, диалектически развивающийся, целенаправленный процесс формирования личности. Сложны его структура и содержание: разнообразны и неоднозначны условия и факторы формирования личности, взаимосвязи ее интеллектуального и физического развития. Например, установлены связи между телосложением человека, его темпераментом и характером, а, следовательно, расположенностью к определенному виду деятельности, поведению [6].
Сказываются на поведении рост, вес, внешность. Все это важно учитывать при выборе средств и методов педагогического воздействия, оценке его эффективности.
Противоречивость процесса воспитания проявляется в отношениях между преподавателем (его взглядами, жизненным опытом, уровнем развития профессиональных качеств) и обучающимся (человеком моложе по возрасту, менее опытным, не достигшим надлежащего уровня профессионализма), в соотношениях различных методов воспитания — убеждения и принуждения, поощрения и наказания.
Эти противоречия обусловливают необходимость глубокой продуманности, целенаправленности воспитания. Следует учитывать, что воспитание — процесс, протекающий не только в педагогически организованной среде. Воспитывает обучающегося и социосреда, то есть окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Целенаправленное же воспитание предусматривает создание специальных условий и методов воздействия на личность, а также использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному негативному влиянию.
Воспитание — это процесс, в котором взаимодействуют воспитатель и воспитуемый, коллектив и его отдельные члены. При этом воспитуемый не является, как иногда полагают, пассивным объектом педагогического воздействия. Последнее изменяет его, в результате он сам начинает влиять на воспитателя, коллектив, побуждая их вносить коррективы в содержание, средства и методы воспитания. Более того, осознавая себя как личность, слушатель меняет и самого себя, формируя свою точку зрения на те или иные явления окружающей среды, ориентируясь в сложных вопросах внешней и внутренней политики государства, подвергая критическому анализу происходящее.
Разумеется, возраст обучающихся — это возраст активного, заинтересованного овладения жизненным опытом, профессией. Именно в этот период жизни особенно опасны ошибки и пробелы в формировании мировоззрения. Обучающимся свойственно стремление к обсуждению волнующих их вопросов, человеческих отношений (как служебных, так и неслужебных), международной и внутренней политики, проблем спорта, культуры и искусства.
Проявляющаяся излишняя эмоциональность, иногда наивность — результат недостаточной опытности и осведомленности молодых людей. Вот почему следует не подчеркивать их погрешности, а всячески помогать им в осмысливании происходящего вокруг и в себе самих, помогать, так сказать, «на равных», с соблюдением требований педагогического такта. При таком подходе обучающиеся обычно прислушиваются к советам и рекомендациям, пояснениям и выводам преподавателя, считаются с ними.
Иначе говоря, в воспитании невозможно решить задачи волевым путем, недостаточно обоснованной (психологически и педагогически) системой мер. Здесь оправдывает себя высококвалифицированная деятельность, прежде всего методом убеждения, демонстрация красиво и добротно выполненной работы.
Обучающиеся воспринимают и познают окружающий мир субъективно, через сложившиеся взгляды и убеждения, жизненный опыт. Поэтому важно с помощью продуманной методики изучать и отслеживать изменения, происходящие в личности, закономерности и специфику формирования характера, привычек, потребностей, мотивов и способов действий, поведения, новых чувств и отношений, наконец, мировоззрения как совокупности общих научных сведений о мире, осознанных интересов и идеалов, правовых и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей. Одним словом, в центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.
Исходным звеном процесса воспитания является его цель: формирование и всестороннее развитие личности, ее различных взаимосвязанных граней, сторон, соответствующих потребностям общества. Для достижения этой цели нужна разработанная, научно обоснованная программа формирования черт характера обучающегося, которая пока создана лишь в первом приближении. Общие подходы, имеющиеся в педагогической теории, не могут удовлетворить преподавателей и других должностных лиц, непосредственно ведущих воспитательную работу.
Следствием не разработанности программы являются частые нарушения в вузах основополагающих принципов воспитания. Например, принцип единства уважения к обучающимся и высокой требовательности к ним реализуется чаще в своей второй части. Что же касается первой части, про нее иногда забывают, что фактически означает доминирование авторитарного стиля руководства, нажим, бестактность или откровенную грубость, унижающую и оскорбляющую человеческое достоинство воспитуемого.
Конкретные причины различны: у одних педагогов это просто неуважение к людям, как следствие низкой общей и педагогической культуры, у других — видение в обучающихся лишь объект педагогического воздействия, связанного с жесткими рамками дисциплины, а в целом — отсутствие педагогически обоснованной программы воспитания, работы с перспективой. Реально же обучающиеся — это развивающиеся, социально активные личности. Деятельность обучающихся в учебном коллективе социально значима. Они являются субъектом общественного поведения и связей с другими людьми, имеющие пусть иногда и небольшой, но достаточный для формирования своих позиций жизненный опыт, который следует учитывать, уважая воспитуемого как личность.
Разумеется, для этого в системе образовательных организаций МЧС России необходимы профессиональная подготовленность профессорско-преподавательского состава и, как ее обязательный компонент, психологическая грамотность, компетентность. Только при этом условии будет искоренена привычка части преподавателей смотреть на воспитание, как на весьма простой и даже примитивный процесс: был бы жизненный опыт да здравый смысл, и этого достаточно, без остального можно обойтись.
В действительности воспитание — это один из сложнейших социальных процессов, требующий больших научных знаний по педагогике, психологии, физиологии, гигиене и многим другим отраслям наук. Формирование и развитие личности происходит под влиянием всех сфер, факторов, аспектов и атрибутов общественной жизни: политики, экономики, научно-технического прогресса, социальных институтов, средств массовой информации, произведений литературы и искусства, семьи, учебного заведения, людей, чье мнение для обучающегося личностно значимо. Конечно, не все эти факторы оказывают постоянное положительное влияние на воспитуемого. Это влияние может быть и негативным, особенно в сфере личных взаимоотношений обучающихся, может противодействовать формированию необходимой социальной и профессиональной направленности.
Структуру формирующейся личности целесообразно рассматривать в трех аспектах: эволюция человека, изменения его психофизиологических функций в ходе возрастного развития — от рождения до глубокой старости; история развития человека, его становления как субъекта труда, познания и общения; история личности, жизненного пути человека. Такой подход к структуре личности предложен выдающимся психологом Б. Г. Ананьевым [1].
Первый аспект характеризует личность обучающихся со стороны их психофизиологических функций и органических потребностей.
Второй — со стороны общественных функций, социальных ролей, а также целей поведения и профессиональной деятельности, ценностных ориентации.
Третий — со стороны личностных качеств обучающихся, обусловленных выполняемой им служебной деятельностью.
Исходя из этих принципиальных положений, становится ясным, что важнейшим стимулом действия и поведения обучающихся в системе профессионального образования МЧС России являются его потребности — духовные и материальные. Духовные потребности зависят, прежде всего, от воспитания, однако некоторую роль в их формировании играют природные, наследственные задатки (стремление к техническому или какому-либо другому творчеству, изучению гуманитарных и специальных наук). Материальные потребности в основном зависят от физиологических факторов (потребности в пище, сне, половых отправлениях). В зависимости от воспитания они влияют на действия, поведение обучающихся по-разному. Так, половые потребности у большинства находят свою реализацию в условиях крепкой семьи; естественные проявления семейной жизни — забота о детях, престарелых родителях. Там же, где физиологические потребности удовлетворяются «по случаю», без учета последствий этих действий, речь может идти об аморальных действиях, человеческих драмах и трагедиях. Наиболее уязвимой в этом отношении является молодежь, то есть в данном случае обучающиеся в системе образовательных организаций МЧС России.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Городов П. Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983.
3. Дьяченко М. И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983.
4. Варваров В. И., Вдовюк В. И., Давыдов В. П. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989.
5. Конкин В. М. Методика анализа индивидуальной воспитательной работы в курсантских коллективах. М.: МВПКУ, 1989.