На консультациях по вопросу детско-родительских отношений родители часто задают вопросы: «Как воспитывать у ребенка формы правильного поведения, если к словам он (она) не прислушивается? Как добиться нужного педагогического эффекта в формировании личности ребенка?»
Казалось бы, если своему ребенку объяснить, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях и почему так, а не иначе, то ребенок обязательно все поймет и будет поступать так, как хотят родители. Однако этого не происходит потому, что у ребенка нет еще пока потребности придерживаться сообщаемых правил поведения. Эту потребность необходимо формировать.
Воспитывающее воздействие на формирование мотивов нравственного поведения у ребенка оказывают отношения людей друг к другу. Для примера приведем неполный перечень форм отношений, которые определяют формирование потребности нравственного поведения у ребенка: похвала и ласка, негодование и жалость, доброжелательность и симпатия, уважение и восхищение, благодарность и любовь, доверие и сомнение, удивление и разочарование, сострадание и осуждение, порицание и антипатия, гнев и пренебрежение [4].
Л. С. Выготский, предлагая рассматривать все поведение человека как соотношение его с окружающей средой, предположил, что в такой соотносительной деятельности могут быть три основных типических момента [1, с. 75].
Первый — это момент относительного равновесия между организмом и средой: характеризуется состоянием равновесия, приспособленности, реакции человека на ситуацию адекватные, он легко справляется с задачами приспособления, которые встают перед ним. В этом случае поведение человека уравновешено с окружающей средой, нейтрально в эмоциональном отношении, эмоциональные реакции отсутствуют.
Второй — это момент, где равновесие, сложившееся в поведении, нарушается не в пользу организма. Человек не справляется с воздействиями, идущими извне, не может ответить на них адекватными реакциями. Приспособление к ситуации нарушено. Человек реагирует на критическую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями, такими как страх, гнев, горе, грусть и др.
Третий — это момент, когда равновесие между организмом и средой нарушается в пользу организма. Человек с легкостью справляется с задачами, встающими перед ним, он энергичен, «господствует над средой». В этом случае у человека возникают положительные эмоции радости, гордости, удовлетворения, торжества [1, с. 76].
Л. С. Выготский дает определение эмоциональной реакции, понимая ее как «реакцию, возникающую в критические моменты поведения, когда приспособление организма к среде затрудняется или, наоборот, облегчается, когда равновесие между организмом и средой оказывается нарушенным» [1, с. 75] и подчеркивает важную функцию эмоциональных реакций в поведении человека.
По мнению Л. С. Выготского, «значение эмоций в поведении человека заключается в том, что они указывают на степень приспособленности и неприспособленности, уравновешенности и неуравновешенности организма со средой» [1, с. 76].
А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян полагают, что «эмоции дают необходимые сигналы и импульсы для осмысления противоречий и конфликтов, неизбежно возникающих в жизни и деятельности человека» [3, с. 69]. Авторы считают, что возникающее в доверительном эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет человеку глубже осмыслять себя и способствует истинной передаче нравственных ценностей. Исследователи подчеркивают, что «нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослыми, заряжаются положительной валентностью» [3, с. 70].
Воспитательный эффект оказывают реальные отношения окружающих, которые знакомы ребенку из его личного опыта взаимоотношений. Безусловно, что широкий круг общения обогащает опыт взаимоотношений ребенка и его собственных впечатлений от общения с другими людьми. Здесь коллектив играет важное значение в воспитании, поскольку ребенок пробует разные формы взаимодействия с другими людьми, что положительно сказывается на развитии личности.
Среди различных форм отношений огромное воспитательное воздействие на ребенка имеют оценочные отношения — похвала, проявление, уважения, восхищения — это положительная оценка действий и поступков ребенка; и осуждение, неодобрение, насмешки — негативная оценка действий ребенка. Под влиянием оценочных отношений происходит формирование у ребенка моральных чувств: чести, гордости, собственного достоинства и стыда [4].
В. Н. Мясищев подчеркивал, что система общественных отношений, в которую включен каждый человек, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности, а с психологической точки зрения отношение является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности [2, с.5]. По мнению автора, отношения личности являются результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности — и в деятельности и при взаимодействии с другими людьми [2, с.7].
Влияние оценочных отношений на психику ребенка велико и сложно:
1. Полученные ранее оценки преломляют реакции ребенка на все последующие оценочные воздействия;
2. Оценка незаметно вклинивается в различные нравственные представления и понятия ребенка;
3. Оценка взаимодействует с разнообразными потребностями и интересами ребенка;
4. Неудовлетворенные стремления к положительной оценке и самооценке меняют реакции на оценки, исходящие от определенного круга лиц; создают барьер между взрослым и ребенком;
5. Одна форма оценки «нейтрализует» действие другой: положительная оценка взаимодействует с отрицательной, прямая оценка с косвенной, реальная оценка с символической.
Воздействие оценочных отношений на личность велико в первые годы жизни ребенка — раннем возрасте. С годами это воздействие быстро усложняется. Самооценка личности развивается в результате отражения в психике ребенка оценок окружающих людей.
Оценочные воздействия, под влиянием которых развиваются нравственные чувства у ребенка, представляют собой источник различных переживаний, как отрицательных, так и положительных.
Выполнение требований взрослых и овладение одобряемыми формами поведения удовлетворяет чувство собственного достоинства ребенка и потребность в самоутверждении.
Чувство гордости, собственного достоинства, чести, самоуважения и стыда являются проявлением самолюбия человека и тесно связаны с оценочными отношениями. Эти чувства играют важную роль в определении характера отношений личности к другим людям, к своим обязанностям, к семье. Переживания самолюбия тесно связаны с удовлетворением потребности личности видеть себя на определенной высоте во мнении окружающих людей и самого себя. Здоровое самолюбие проявляется в чувстве гордости, чести и собственном достоинстве, составляют основу стремления ребенка к нравственному поведению, тесно связано с оценочными отношениями окружающих [4].
Маленькие дети длительное время обнаруживают переживания самолюбия исключительно лишь в связи с оценкой их личности со стороны других людей. Если их хвалят, дети переживают «гордость», если нет похвалы — нет и соответствующих переживаний. Точно также и стыд переживается ребенком лишь в том случае, если кто-то его стыдит. Способность стыдиться самого себя — совесть, зарождается у ребенка позднее. Переход этих чувств в устойчивые выступает как перерастание эмоциональных реакций ребенка на оценку со стороны других людей, в переживания, основанные на самооценке [4].
Уже начиная с возраста 3–4 лет, ребенок приобретает способность сам анализировать свои поступки и качества. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже радуется не всякой похвале, а заслуженной оценке. Чем старше ребенок, тем шире его кругозор, тем сильнее эмоциональный эффект от внешней оценки окружающих, которая опосредуется самооценкой и индивидуальным опытом ребенка. На этой базе формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке: гордость — чувство, по преимуществу направленное на конкретные качества и умения; чувство собственного достоинства и самоуважение — обобщенные устойчиво-эмоциональные отношения к своей личности в целом.
Далее, опираясь на исследования Шакурова Р. Х., предложим определения основным чувствам самолюбия [4].
Чувство гордости — это специфическая форма направленной на себя, «торжествующей» радости, возникающей в результате возвышения своего «Я» во мнении других людей и самого себя в связи с общественно ценными проявлениями своей личности, выделяющими ее среди окружающих. Чувство чести, собственного достоинства и самоуважения являются модификациями гордости. Честь — это такая форма гордости, которая основана на распространенных в данной социальной среде достоинствах своей личности. Чувство собственного достоинства и самоуважения в качестве специфических признаков имеют обобщенность и устойчивость, основаны на самооценке. Стыд — это отрицательное эмоциональное переживание своего «Я», возникающее в результате утраты личностью положительной оценки окружающих людей в связи с совершением действий и поступков, унижающих ее гордость, честь и достоинство. Устойчивое чувство стыда, переживаемое как следствие самооценки, является уже проявлением совести [4].
Таким образом, в первых эмоциональных реакциях ребенка на оценочные воздействия — в переживаниях его «Я» — заложены основы всех будущих чувств самолюбия: гордости и чести, собственного достоинства и самоуважения, стыда и стеснительности, которые откладывают отпечаток на формирование нравственного поведения ребенка. Между чувствами и поведением ребенка существуют сложные взаимосвязи: с одной стороны, гордость и стыд, порождая определенные потребности, становятся мотивами детского поведения; с другой, возникшая активность выступает в качестве условия развития этих чувств у ребенка.
Поэтому на консультациях по вопросам формирования нравственных форм поведения у ребенка психологу необходимо знакомить родителей со спецификой зарождения детской гордости, условиями возникновения стыда у ребенка и способами формирования у ребенка эмоционального отношения к своим поступкам. Подобная просветительская деятельность будет способствовать состоянию удовлетворенности, как доверительными эмоциональными контактами, так и поведением ребенка.
Литература:
1. Выготский Л. С. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224с. — (Антология гуманной педагогики).
2. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. Сост. В. А. Журавель; вступ. ст. и ред. А. А. Бодалева. — 4-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 400с. — (Серия «Психологи России).
3. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Ж-л Вопросы психологии. — 1999. № 2. — с. 61–74.
4. Шакуров Р. Х. Самолюбие детей. (Дошкольный возраст). — М.: Просвещение, 1969. — 176с.