Онлайн-исследования имеют свои сильные и слабые стороны, которые позволяют оценить пригодность и целесообразность их применения в исследовательской практике. Нередко исследователи в качестве преимуществ онлайн-исследований выделяют их оперативность и «экономность» (возможность сэкономить исследовательские ресурсы) по сравнению с традиционными методами. Что касается оперативности, то исследователи чаще всего отмечают, что срок и скорость возврата анкет, распространяемых по обычной почте, в полтора раза выше, чем по электронной почте [1, c. 147]. Однако очевидно, что данные показатели специфичны для конкретного региона, так, вероятно, на скорость возврата влияет общая культура опросов, а также уровень интернетизации страны.
Обращаясь к уменьшению стоимости онлайн-исследований (экономности), следует сделать оговорку, что не все исследования в онлайн-формате ниже по стоимости по сравнению с традиционными исследованиями. Действительно, общий уровень расходов снижается в онлайн-исследованиях за счет отсутствия необходимости тиража и отправки анкет, сокращения расходов на содержание сети интервьюеров (их количество сокращается, а не полностью устраняется, так как в некоторых видах опросов рекрутирование может проходить традиционным способом), сокращения расходов на логическую проверку, ввод и кодировку анкет, написание транкриптов (в качественных исследованиях), так как данные действия осуществляется в онлайн-опросах автоматически. Вместе с тем, следует указать на тот факт, что в онлайн-исследованиях появляются новые статьи расходов. Прежде всего, на оплату работы специалистов-профессионалов в сфере онлайн-исследований, функцией которых является поддерживание онлайн-панели, программирование инструментария; специалистов-профессионалов в сфере информационных технологий и рекламы, задачей которых является создание и поддержание баннерной рекламы, pop up окон — любых инструментов призывающих к участию в опросе интернет-пользователей.
Следует отметить, что специфика проведения онлайн-исследований во многом обусловлена интернет-средой, что позволяет легче и быстрее проводить пилотаж, и, следовательно, модифицировать анкету в соответствии с новыми данными (не требуя перепечатки тиража анкет) [2,c.207]. Даже в процессе полевого этапа существует возможность корректировки инструментария.
Специфика интернет-среды в данных исследованиях позволяет респонденту принять участие в любое удобное для него время, в любом удобном месте, где есть доступ в интернет. Кроме того, в некоторых формах онлайн-исследований участие фигуры интервьюера минимизируется (к примеру, за исключением модератора качественных онлайн-исследований). Это позволяет избежать ситуаций, когда человек, задающий вопросы, вольно или невольно может вызвать систематические смещения в ответах респондентов и исключить традиционные ошибки, характерные для интервьюеров, например, зачитывание ими скрытых подсказок [4, c. 26].
При этом соблюдается абсолютная точность переходов от одного блока вопросов к другому, программное обеспечение не позволяет респонденту видеть вопросы, не соответствующие его целевой аудитории. Однако онлайн-исследования предлагают многовариантные формы представления вопросов. Так в случае необходимости существует возможность размещения вопросов на веб-странице как списком, так и поодиночке, возможно и автоматическое программирование ротации. Однако это преимущество может выступать и ограничением онлайн-опросов и служить причиной коммуникативных сбоев, в ситуациях, когда неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов приводит к ошибкам при заполнении таблиц, пропускам отдельных вопросов и т. п.
Таким образом, отсутствие «эффекта интервьюера» и специфика интернет-среды, в том числе по обеспечению анонимности респондента, способствует его раскрепощению и выражению более искренних и откровенных ответов. Все эти преимущества не могут не отразиться на специфике изучаемых тем. Так интернет может выступать одной из наилучших площадок для изучения «сенситивных проблем», таких как распространение наркотиков, ВИЧ/СПИД, аборты, использование средств контроля над рождаемостью и т.д [5, c. 135]. Такой характер анонимности частично не позволяет установить действительные социально-демографические признаки респондента. Все сведения о себе (пол, возраст, образование и т. п.) участник сообщает только в том случае, если считает нужным: он может давать ложные или произвольные ответы на вопросы, не исключена умышленная дезинформация.
При выделении преимуществ онлайн-исследований нередко называется географическая широта охвата, так в исследовании могут принимать участие не только разные регионы, но и разные континенты. Однако стоит обратить внимание на несколько серьезных проблем в конструировании и репрезентативности выборки. Прежде всего, это связано с тем, что аудитория пользователей интернета часто отличается от структуры населения страны. Кроме того, важным показателем является уровень интернетизации населения, особенно в средних и мелких городах, селе.
Ключевым преимуществом в данном виде исследований является интерактивность инструментария. Визуальный дизайн инструментария в онлайн-исследованиях способен обеспечить доступность в понимании его логики и удобство в выборе ответов. Возможность мультимедийных технологий позволяет использовать не только текстовые, звуковые, но и видео-опросники. Вместе с тем, существует вероятность технических сбоев, связанных с проблемами в работе интернета и несоответствием типа программного обеспечения, установленного на компьютере респондента. К примеру, различные интернет-браузеры могут отображать одну и ту же веб-страницу по-разному. Внешний вид инструментария будет зависеть от того, какой у пользователя монитор, каково разрешение экрана и т. д. В связи с чем необходимым становится с одной стороны, создание инструментария таким образом, чтобы его внешний вид не зависел ни от браузера, установленного на компьютере респондента, ни от модели самого компьютера. Кроме того, технология сценария опроса должна быть понятна респондентам, знакомым со средой Windows, не имеющим дополнительной подготовки по программированию [3].
Однако, несмотря на ряд преимуществ (возможностей) и методологическую перспективность данного метода, стоит обратить внимание на ряд объективных и субъективных ограничений, которые выступают барьером в проведении исследований в онлайн-формате.
Так к объективным факторам могут быть отнесены следующие: достаточно низкий уровень интернет-плотности, неравномерность уровня интернетизации стран, недоступность интернета для всех слоев общества. К субъективным факторам могут быть причислены: неадекватное понимание сути веб-опросов, недооценка преимуществ и перспектив онлайн-исследований, неумение или нежелание отойти от привычных исследовательских методов, отсутствие разработанной техники и методики проведения исследований в онлайн-формате.
Как показано в таблице 1, составленной авторами на основе анализа различных литературных источников, онлайн-исследования, как и любой другой вид исследований, имеют свои возможности и ограничения, которые в целом могут быть разделены на методологические, коммуникативные и технологические. Пометка знаком * означает возможность
Таблица 1
Возможности и ограничения онлайн исследований
Возможности Ограничения |
||
Технические параметры |
||
-Автоматический ввод и обработка данных -Оперативность опроса -Использование элементов мультимедиа -Возможность заранее загрузить все материалы исследования |
-Ограниченный размер инструментария -Технические неполадки, проблемы со связью -Ограниченные возможности программного обеспечения -Низкое качество интернет-соединения |
|
Методические параметры |
||
- Четкая логика проведения опроса - Широкий географический охват исследования |
- Низкая представленность целевых групп в странах с низким проникновением интернета - Стихийность выборки |
|
Коммуникативные параметры |
||
- Автоматический сбор дополнительной информации о респондентах (IP) - Обсуждения сенситивных тем - Анонимность участников* - Отсутствие «эффекта интервьюера»* |
- Неоднократное участие в опросе - Намеренное искажение данных - Коммуникативные сбои в понимании вопроса |
|
Несомненно, онлайн формат исследований открывает перед исследователем следующие ключевые возможности:
- Частичное сокращение сроков и бюджета исследований;
- Снятие социальных барьеров в онлайн-исследованиях, в частности при рассмотрении сенситивных тем;
- Снятие временного и пространственного ограничения (труднодоступная выборка, высокий социальный статус респондентов)
- Смягчение психологических барьеров.
Вместе с тем открывающиеся возможности предполагают и соблюдение определенных требований, без выполнения которых проведение онлайн-исследования не представляется возможным. В первую очередь это мастерство и профессионализм социолога не только в сфере проведения онлайн-исследований, но и в сфере информационных технологий. А также наличие в штате исследовательской компании технических специалистов, программистов, целью которых является техническая поддержка и программирование инструментария для онлайн-исследований.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на то, что онлайн-исследования преодолевают ограничения, характерные для традиционных методов, вместе с тем они накладывают «свои» ограничения на характер и особенности сбора первичной социологической информации в виду специфики среды их проведения. Разумеется, что онлайн-формат подходит не для каждого исследовательского проекта, но бесспорно, онлайн-исследования – перспективная ниша для модификации и развития «новых» методов сбора социологической информации.
Литература:
1. Круглов, А. Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01/А. Ю. Круглов.-Санкт-Петербург,2005.-379л.
2. Сканави, А. М. Комогорцева, М. В. Онлайновые исследования: проблемы развития и сфера использования / А. М. Сканави, М. В. Комогорцева // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2007. — № 3. — С. 206–213.
3. Стребков, Д. О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров) [электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: http:// www.ecsocman.hse.ru. — Дата доступа:20.10.2013.
4. Трошенкова, М. Практика использования технологии интернет-исследований/ М.Трошенкова//Интернет-маркетинг.-М., 2002.-№ 4.-С.25–28.
5. Филиппова, Т. В. Социология в интернете /Т. В. Филиппова// Социологические исследования. — 2000.- № 5.- С.131–137.