Мир вступает в эпоху глобального информационного общества. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационных технологий [9].
Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является одной важнейшей составляющей, ускоренного развития России и Турции на современном этапе.
Россия
В ноябре 2013 года правительство РФ утвердило программу развития отрасли информационных технологий на 2014–2015 и на перспективу до 2025 [1]. Согласно данному документу, объем емкости российского ИТ рынка составляет 698мрлд.руб, прогнозируется дальнейший рост на 6 % к 2017 году. Правительство также поставило основные задачи по развитию информационных технологий в России, а именно: развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного обучения и популяризации профессий отрасли; улучшение институциональных условий для работы ИТ компаний в России и снижение административных барьеров; поддержка экспорта и стимулирование глобализации отрасли; развитие в России исследований в сфере информационных технологий и смежных областях; повышение грамотности населения в области информационных технологий [10].
Как пишет финансовое агентство «Bloomberg», к 2017 году Россия намерена увеличить экспорт высокотехнологичной продукции с 5 до 11.млрд долларов и таким образом уменьшить свою зависимость от энергоносителей. В стране создаются все условия для местных ИТ компаний, чтобы стать реальными конкурентами таким гигантам, как Google Inc., Facebook Inc. Microsoft Corpwhich [11]. Сегодня Россия наряду с США и Китаем является одной из немногих стран в мире, в которой могут быть созданы новые компании — лидеры международного рынка информационных технологий. В последние годы более 10 российских компаний попали в международные рейтинги и отмечены международными премиями.
Турция
Похожие амбиции имеются и у Турецкой стороны. Согласно данным турецкого информационного агентства «TÜBİSAD», чтобы достичь всех поставленных пунктов «Стратегии 2023», средний темп прироста экономики страны должен составлять примерно 8,5 %. Новое руководство Турции прекрасно понимает, что такие результаты возможны, если вкладывать основные средства в сектор информационных технологий. На сегодняшний момент общий объем высокотехнологичной продукции, выпускаемой турецкими компаниями составляет 2 % от общемирового рынка. Однако несмотря на такой маленький показатель, Турецкий рынок IT технологии является одним из самых быстро развивающихся в мире. В докладе международной консалтинговой компании «Deloitte» подчеркивается, что доля расходов страны на развитие IT сферы к 2017 году составит 25млрд.долларов [5].
На сегодняшний момент в Турции функционирует порядка 129 различных научно-исследовательских центров, из года в год данная цифра только увеличивается. В стране строится соответствующая инфраструктура, направленная на развитие ИТ сектора. Открываются новые факультеты в университетах, связанные с информационными технологиям, учебные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы. В 2012 году в Турции запустили программу по внедрению электронных планшетов в учебный процесс турецких школ и лицеев, как на шаг на пути к новому информационному обществу.
Согласно данным всемирного банка, Турция занимает 55 место из 189 стран в рейтинге «Doing Business 2015 [12]». Одним из решающих факторов привлекательности Турция является, что страна выделяется самой высокой долей молодых людей в регионе, что открывает возможности для будущих работодателей ИТ сферы вкладывать инвестиции именно в Турцию.
Информационные технологии на «службе у государства»
Быстрое развитие информационных технологий не может не влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства. Если раньше можно было демонстрировать свою мощь через силу оружия, то в современном мире на смену приходит новая концепция — «мягкая сила».
Автор концепции мягкой̆ силы Джозеф Най определял ее следующим образом: «Мягкая сила — это способность добиваться желаемого за счет добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек» [8]. В эпоху информационной глобализации в международной политике трансформируется само содержание власти, которое опирается уже не на военные, а на информационные ресурсы. Таким образом можно сделать вывод, что в информационном веке победит тот, кто сможет представить себя в лучшем свете.
Информация на сегодняшний день является мощным и ключевым ресурсом мягкой силы. В этой связи возникает один вопрос «Смогут ли Россия и Турция использовать данный инструмент в своих целях?». Чтобы не остаться за бортом глобального информационного общества и не превратиться в объект информационного влияния, России и Турции необходима проактивная стратегия использования Интернета во внешней политике и дипломатии, международном научном и образовательном сотрудничестве.
Сегодня в России и Турции развитие информационно-коммуникационных технологий рассматривается в качестве инструмента повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Так в 2002 г. появился первый сайт президента России, в 2008 г. был запущен президентский видеоблог, а начиная с 2010 г. ведется аккаунт микроблога Twitter. Свои сайты на сегодняшний̆ день имеют все федеральные министерства, ведомства и иные органы государственной власти. Министерство иностранных дел РФ предоставляет всем желающим возможность следить за актуальными событиями внешней̆ политики в социальных сетях, в частности используя площадки Facebook и Twitter [2].
Аналогичная ситуация и в Турции. Кроме того там действует государственная электронная программа «Спроси Президента», благодаря которой простые граждане имеют шанс обратиться к главе страны [13]. Высокий приоритет российских и турецких национальных интересов в области информационных технологий подтверждается продолжающимся ростом масштабов использования интернета, а также процессом развития программы «электронного правительства» или по-другому «E-Государство». В России и Турции данная программа с успехом реализуется уже не первый год.
В то же самое время, развитие интернета в России и Турции все чаще рассматривается государственными органами сквозь призму вопросов безопасности. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. информационная безопасность рассматривается в качестве одной̆ из важнейших составляющих национальной̆ безопасности страны [4]. Интернет видится в том числе, как канал распространения экстремизма и терроризма, навязывания чуждой идеологии и внешнеполитической пропаганды. Ярким примером стал инцидент произошедший в Турции в марте 2014, когда власти заблокировали вход на такие сайты, как Twitter, Yotube и Facebook, ссылаясь на решение суда [14]. Несмотря на то, что доступ к сайтам вскоре снова был открыт, нетрудно понять, насколько информационные ресурсы являются важными в политической игре.
Есть все основания утверждать, что сегодня Интернет недостаточно используется Россией и Турцией в качестве инструмента внешней политики и дипломатии, средства усиления «мягкой силы» и повышения привлекательности образа страны за рубежом. Проблема состоит в том, что большая часть российских и турецких политиков и чиновников на словах признает важность Интернета, но на практике продолжает рассматривать вопросы развития цифровых сетей исключительно в контексте рисков и угроз.
Стоит признать, что Россия и Турция являются пока неопытными игроками на информационной арене. Однако, уже на сегодняшнем этапе власти двух стран должны понимать, что последствия распространения информационных технологий многогранны и не исчерпываются проблематикой безопасности. ИТ-сфера, как движущая сила процессов глобализации, неоднозначна по своей сути, однако открывает перед обществом новые перспективы. Россия и Турция должны уяснить тот факт, что информационные технологии могут способствовать наращиванию «мягкой силы», повышения уровня интеграции науки и образования в глобальное инновационное пространство, формированию их позитивного образа на международной арене, популяризации богатого культурного наследия [2].
Литература:
1. Cтратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Официальный сайт. http://minsvyaz.ru/ru/
2. Зиновьева Е. С. Россия во всемирной паутине: цифровая дипломатия и новые возможности в науке и образовании [Электронный ресурс] / Е. С. Зиновьева // Российский совет по международным делам (РСМД). — 2012. — 17 февраля. — http://russiancouncil.ru/?id_4=121.
3. Лариса Пермякова. Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты [Электронный ресурс] / Е. С. Зиновьева // Российский совет по международным делам (РСМД). — 2012. — 27 сентября. -
4. Стратегия национальной безопасности Российской федерации до 2020 года. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальныйсайт.http://www.mid.ru/osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
5. Deloitte Electronic Communications Report, 2013
6. Emrah Usta «Turkey’s new digital diplomacy»/Today’s Zaman:05.03.2012//http://www.todayszaman.com/op-ed_turkeys-new-digital-diplomacy-by-emrah-usta-_276527.html
7. Gökhan Yücel «Is Tukey's Digital Future Compatible with the 2023 Targets?»/DailySabah:02.04.2014//http://www.dailysabah.com/opinion/2014/04/02/is-turkeys-digital-future-compatible-with-the-2023-targets
8. Nye J.Soft Power: The Means to Success in World Politics.NY:Public Affairs, 2004
9. http://www.rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html
10. http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=1033
11. http://www.bloomberg.com/news/2013–10–16/russia-to-double-it-exports-to-11-billion-to-cut-oil-dependence.html
12. http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015
13. http://www.todayszaman.com/op-ed_turkeys-new-digital-diplomacy-by-emrah-usta-_276527.html