Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.
В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов.
Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Ещё в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте.
Ряд исследователей — В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов отмечают, что впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д. Снедзен — заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале 20 века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщённое название «домашний проект». В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект».
И. Трухин утверждает, что автором метода проектов является американский педагог Е. Паркхаст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребёнок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты, взаимодействуя с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией.
Большинство же авторов, например, Е. С. Полат, считают, что теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в конце 19 — начале 20 века. По их мнению, метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, и основывался на теоритических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ идеалист Джон Дьюи (1871–1965) [2, с. 6].
В педагогической энциклопедии и у Б. Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи — В. Х. Килпатриком (1871–1965). В. Х. Килпатрик выделил четыре типа проектов: воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных, усиление степени познания, таланта. По мнению В. Килпатрика, проектом может быть: постановка пьесы в школьном театре; рассматривание и обсуждение картины; освоение какой — либо деятельности.
И. Ф. Колесникова и М. П. Гончарова — Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми [2, с. 7]. Метод проектов и его вариант «дальтон — план» активно использовал А. С. Макаренко.
М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев, считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.
Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.
После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов. Данный метод тогда называли ещё и методом проблем. Однако в 1931 году в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября «О начальной школе» данный метод был раскритикован и осужден, так как не давал, по мнению авторов документа, возможности ученика овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов.
За рубежом судьба проектного метода сложилась более успешно, чем в России. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Проектный метод активно использовался за рубежом и специалистами дошкольного воспитания. Как в 1950 — е годы, так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами, принимают участие в планировании задач на месяц. Проектный метод — важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендуемого американской образовательной программой «Шаг за шагом» (Step by step). Программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета [2, с. 8].
В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из — за рубежа только в 80 — е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей, ускорили внедрение метода проектов в практику работы российских образовательных учреждений.
В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка».
«Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей».
В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования.
В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская), как технология формирования информационной компетентности (А. Л. Ховякова), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Е. Н. Веракса, Л. Д. Морозова).
Проектная деятельность — это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать [1, с. 11].
Проектная деятельность включает в себя: задания для детей сформулированные в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою индивидуальность, особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представление о себе, отстоять свою позицию в дискуссии со сверстником и взрослым;
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Организация проектной деятельности наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [3, с. 5].
В условиях дошкольного образовательного учреждения при поддержке взрослых могут успешно реализовываться исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, практико-ориентированные проекты. Темы проектов, используемых в работе с дошкольниками, могут быть различны и затрагивают, как правило, четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности». Главное условие, обеспечивающее реализацию проектной деятельности — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Использование технологии проектирования в дошкольном учреждении подразумевает соответствующую организацию предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания ребёнка-дошкольника. В процессе проектной деятельности дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, лепят и рисуют. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
В последнее время проектные методики широко используются в системе оздоровительной работы с дошкольниками. В дошкольных образовательных организациях реализовываются разнообразные проекты: «Азбука здоровья»; «Про витамины и здоровье»; «Твоё питание и здоровье»; «Как мы дышим»; «Уроки здоровья»; «Как стать Неболейкой»; «Крепыш». В процессе работы над данными проектами развиваются и обогащаются представления детей о здоровом образе жизни, актуализируется имеющийся у детей опыт по здоровьесбережению, воспитывается ценностное отношение к своему здоровью. Каждая тема проекта отрабатывается в различных аспектах. Реализуя её, педагоги решают задачи, охватывающие не только область обучения, но и воспитания. Чем теснее взаимодействие специалистов дошкольного учреждения, тем эффективнее реализуется проект.
Проектный метод позволяет детям самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы: «Откуда берутся болезни?» (микробы, вирусы); «Что делать, если человек заболел?»; «Как сохранить и укрепить своё здоровье?». Результатами деятельности по проекту являются: проведение спортивных праздников и соревнований; создание энциклопедии здоровья; оформление газет и журналов по темам — «Мы дружим со спортом», «Наше здоровье», «Спорт, здоровье, красота»; выставки детских рисунков, макетов и экспозиций.
2014 году состоялись зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Это знаменательное для нашей страны событие нашло отражение и в реализации большого количества проектов на базе образовательных учреждений, знакомящих детей с историей олимпийского движения: «Олимпийские искорки», «Олимпийская Россия», «Олимпийские надежды», «Маленькие спортсмены». Данные проекты обогащают представления детей о спорте, олимпийском движении; вовлекают детей, их родителей и педагогов в активную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, организованную как в образовательном учреждении, так и дома. Формы реализации проектов олимпийской направленности разнообразны: совместные с родителями спортивные соревнования, посещение спортивных объектов, экскурсии выходного дня, конкурсы («Придумай символ Олимпиады»), путешествия по волшебной стране «Спортландии», проведение Малых Олимпийских игр, создание «Музея олимпийской славы». Участвуя в проектах, дети не только получают конкретные представления и знания об Олимпиаде и Олимпийском движении в мире, им приходится много общаться, размышлять, вступать в диалог, говорить и выступать. Дети учатся работать в команде, становятся более активными и ответственными.
Особую значимость метод проектов имеет для часто болеющих, ослабленных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в реализации проектов, у них появляется возможность почувствовать свою значимость, проявить индивидуальность, ощутить себя полноправным участником общего дела, завоевать определённое положение в группе и получить награду за храбрость, волю к победе и настойчивость.
Выделяются общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях. Первое требование — время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребёнка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой определённую последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.
Умение педагога пользоваться проектным методом — показатель его высокой квалификации, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Используя проективные методики, педагог должен:
- подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки и развивать инициативу детей;
- постоянно пополнять свои знания по тематике проектов;
- обеспечить базу для выполнения проектов (демонстрационные, справочные и наглядные средства, специальные инструменты, материалы);
- создать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта (дизайн, музыка);
- осуществлять консультирование детей;
- подсказывать в ходе работы над проектом лишь общее направление и главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы.
При организации проектной деятельности для педагогов также важны:
- навыки планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата; определение чётких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации);
- навыки сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);
- экспертно-аналитические и прогностические умения (предвидение предполагаемого результата).
Проектирование требует и от педагога, и от ребенка, участвующего в проекте, индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Применительно к ребенку проективные методики позволяют реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из детей в образовательном процессе.
Литература:
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2013. — 144 с.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ, Сфера, 2006. — 64 с.
3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / Н. П. Битютская. — Волгоград: Учитель, 2013. — 144 с.