Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ОНР, при определённой несформированности у них навыков коммуникации и взаимодействия, является развитие умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим несколько важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем и самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их взаимоотношения со сверстниками. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Сухомлинский В. А.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевой патологией
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения- все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Обращение к проблеме диалога в дошкольном образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу — один из показателей сформированности индивида как личности.
А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. Цукерман считают, что роль навыков диалогической речи становится наиболее очевидной при обучении ребенка (старших дошкольников — на занятиях, младших школьников — в учебной деятельности), когда отсутствие элементарных умений затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс общения в целом, не дает возможности включиться в ход занятий и, в конечном счете, влияет социальное и личностное развитие ребенка.
Бахтин М. М. считает, важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [1,65].
В работах психологов и лингвистов, таких как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, О. Б. Сиротинина и другие широко освещены особенности разговорной речи [5, 6, 7, 18, 23, 33, 34].
Рассмотрим лингвистические особенности разговорной речи. А. А. Леонтьев в своих работах указывает, что разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, противопоставляемую книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Разговорная речь обладает более свободной системой, меньшей степенью регламентированности [18, 23].
О. Б. Сиротинина под разговорной речью понимает «спонтанную устную литературную речь в условиях непринужденного, неофициального, непосредственного, персонального общения» [34,120].
По мнению Д. Э. Розенталя, разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся:
отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;
непосредственность речевого общения между его участниками;
непринужденность речевого акта, обусловленная отсутствием официальности в отношениях между участниками и самим характером высказывания.
Большую роль играет контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника) [30,20].
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов.
Общение — это необходимое условие психического развития ребенка, усвоение им достижений, накопленных в процессе исторического развития человечества, как решающую предпосылку возникновения сознания и как внутренний механизм жизни коллектива.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Принципы театрализованной деятельности
Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать.
4. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.
Использование театрализованной деятельности в практической работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи.
Для развития речи ребенка, посредством театрализованной деятельности применяем следующие критерии:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество).
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.
3. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
5. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
При создании развивающей среды учитываем следующие принципы:
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.
- Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
- Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Вывод
Применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Литература:
1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
3. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. М.: Волгоград, 2007. — 393 с.
4. Выготский, Л. С. Детская речь. / Л. С. Выготский. — М., 1996–420 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М.: 1961. — 312 с.
6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2005. — 125 с.
7. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду / Г. А. Лапшина. — М.: Волгоград, 2001–152 с.
8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. — 214 с.
9. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.:,1986. — 144 с.