Цели: Познакомить детей со строением тела человека. Воспитать чувство гордости, что ты — человек.
Оборудование: кукла Маша и кукла Даша, игрушки (уточка, мишка, собака)
Ход занятия:
Ребята, сегодня на занятии вы узнаете об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми. Попадёте в страну Здоровячков и узнаете кто там живёт.
Наше путешествие начинается, теперь в путь.
Загудел паровоз и вагончики повёз
«Чу — чу — чу — чу, в страну Здоровья укачу…» (дети выполняют танцевальную композицию «Паровоз»).
Вот мы с вами и приехали в страну Здоровья. В гости к куклам Маше и Даше. Они расскажут нам очень много интересного, из чего состоит наше тело.
Дети слушают рассказ в позе сидя «по-турецки»
Маша — крепкая, потому что сделана из пластмассы. Она крепко стоит на ногах, но не может сгибать ручку и ножки. Даша — мягкая, тряпичная, у неё всё сгибается и разгибается, но она не может стоять без посторонней помощи. Эти куклы похожи на нас с вами. Мы такие же крепкие, как Маша, можем сидеть и стоять без посторонней помощи, и у нас сгибаются и разгибаются руки и ноги, как у Даши. А знаете почему? Потому что наше тело имеет опору. Это скелет (показать иллюстрацию). Скелет наш очень крепкий, в нём более 200 костей. Кости прикрепляются к позвоночнику. Он состоит из маленьких позвонков. Двигаться скелету помогают мышцы. Мышцы — главные силачи нашего организма. Они прикреплены к скелету. Без них все кости были бы не подвижны. Мышцы туго переплетаются вокруг скелета и образуют наше тело.
Издавна на Руси богатыри укрепляли мышцы тела, делая зарядку. Вот мы с вами сейчас, как богатыри потренируем наши мышцы.
«Ну ка детки, не ленитесь — на зарядку становитесь!» (зарядка)
Все мышцы разогрели, потренировали! Можно продолжать занятие.
Рассказ сопровождается действием, дети показывают свои части тела
У каждого есть голова — она может думать, смотреть, слушать, нюхать. Правда, не сама, а с помощью ушей, глаз, носа. На голове есть волосы. они украшают человека. Голова поворачивается с посощью шеи. У каждого человека есть туловище, оно тоже поворачивается в разные стороны, наклоняется, выгибается. Туловище имеет руки и ноги. Руки состоят из кисти, запястья, локтя и плеча. Руки выполняют разную работу: держат предметы, пишут, вырезают ножницами. Ноги состоят из стопы, колена, бедра. С помощью ног мы ходим, бегаем и прыгаем.
Это наше тело.
Давайте выполним упражнение:
Мы ручками похлопаем (хлоп — хлоп — хлоп)
Мы ножками потопаем (топ — топ — топ)
Мы головой киваем (раз — два — три, раз — два — три)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И смотрим на себя.
Практические упражнения: «Скажи и покажи»
(педагог говорит, а дети показывают)
Это правая рука
Это левое колено
Это левый локоток
Это кисть, а вот стопа
Это наша голова
Там спина и позвоночник
Здесь живот, найдите рёбра
А теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Игра с мячом «Вопрос — ответ» (продолжите предложения)
Основа нашего организма — это...(скелет)
Скелет заставляют двигаться...(мышцы)
Почему боготыри были сильными...(делали зарядку)
Ребята запомните такие правила:
Кукла Маша: «Каждый день начинайте с зарядки!"
кукла Даша: «Главное для здоровья — быть добрым!"
Упражнение «Звезда» (звучит спокойная музыка)
Встать прямо, поставить руки в стороны, обратить свой взор к небу, представить, что Ты — Звезда, излучающая свет, повторяйте с улыбкой вслух стихотворение, вкладывая в каждое слово своё чувство любви.
Я — Звезда, что сияет свободно и чисто,
Я — Звезва, всем дающая свет и тепло
Свет мой ласковый, добрый, лучистый
Наполняет любовью меня.
Пришло время поиграть. Маша и Даша знают игру:
«Солдатики и куклы»
Играет музыка, дети выполняют подскоки, прыгают, кружатся; музыка стихает и они «превращаются» в солдатиков.
«Солдатики из дерева как столбики стоят (и. п. — о. с. Стоят, вытянувшись, прижав руки к туловищу, напрягая мышцы рук, спины и живота)
А куколки на ниточке, как тряпочки висят (и. п. — о. с. Болтать руками, поворачиваясь вправо — влево. Наклониться вперёд, расслабив руки и верхнюю часть туловища). Игра повторяется.
Игра «Что есть у игрушки» (осознание своего тела и его особенностей).
Ребёнок должен сравнить себя с той или иной игрушкой: у уточки клювик. а у меня НОСИК, мишка лохматый, а у меня КОЖА ГЛАДКАЯ, у собачки четыре лапы, а у меня ДВЕ НОГИ и ДВЕ РУКИ. Мы живые, а куклы Маша и Даша хоть и могут сидеть и стоять, но всё равно они не живые.
Релаксация «Солнышко»
Мы играли, танцевали и про тело узнавали, а теперь мы отдохнём. Сладко, сладко все заснём.
Дети ложатся на коврики, закрывают глаза. Минуты релаксации сопровождаются текстом и спокойной музыкой.
Я, солнышко. Я, радо тому, что могу заглянуть к вам в зал и увидеть вас, дружных и добрых ребят. Я вижу, что у вас нет ссор, драк и обид. Я, люблю вас: ваши глазки, ваши ручки, ножки, всё ваше тело. Это помогает мне сиять ярко — ярко и дарить вам тепло. Возьмите сейчас друг друга за ручки и почувствуйте, как моё тепло течёт по вашим ручкам. Так во сне мы отдохнём и все в группу мы пойдём