Познавательная деятельность — деятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах и устанавливают связь между ними [3, с. 90].
Признаки познавательной деятельности: мотивированность, осознанность, целенаправленность, определяемая промежуточными целями поэтапность, наличие представления о конечном результате, сверка полученного результата с желаемым и внесение в деятельность соответствующих корректив для его достижения [5, с. 136].
Учебно-познавательная деятельность — процессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].
Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношение к этой действительности, учебному предмету и будущей профессиональной деятельности. При этом УПДС, в широком понимании, рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. И именно в этом процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование тех личностных качеств, которые подводят студентов к позиции сформировавшейся активной личности [3, с. 60, 98].
УПДС — многогранное понятие, которое охватывает умственную, перцептивную, предметную, символическую, мнемоническую деятельности, а также учебно-воспитательные мотивы; целенаправленная деятельность студента по эвристическому разрешению учебно-познавательных задач. УПДС должна быть деятельностью не столько воспроизводящей, сколько продуктивной и творческой. Главной психолого-педагогической особенностью УПДС является индивидуальный стиль познавательной деятельности, который существенно влияет на течение этой деятельности [3, с. 69].
Суммировав различные точки зрения, Афанасьев В. В. указал основные признаки учебно-познавательной деятельности:
1. Внешние, которые включают в себя планирование студентами своей работы, выполнение заданий без подробного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий.
2. Внутренние, выраженные в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними познавательных задач, проходя при этом все уровни учебно-познавательных действий: от воспроизведения задания по образцу до частично-поисковых и даже исследовательских действий. Причем сама учебно-познавательная деятельность претерпевает качественные изменения и поступательно развивается [1, с. 267].
3. Общие: а) наличие учебно-познавательной (или производственно-практической) задачи, выступающей в виде учебной, практической или иной проблемы, что побуждает студентов к творческой работе, требует напряжения духовных и физических сил; б) проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения; в) наличие в учебном задании полноценного в гносеологическом и дидактическом отношении материала, усвоение которого способствует развитию студента как личности, «самоактуализирует» ее (Маслоу А.) [1, с. 267–268].
Целью УПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных).
Среди принципов УПДС: принцип познавательной активности [7, с. 15] и др.
Методологическая основа УПДС: на философском уровне — гносеология; на конкретно-научном уровне — компетентностный подход (базисный) и интегрированные на его основе в единое целое когнитивный, личностный и деятельностный подходы.
Объектом УПДС является учебно-познавательная задача (УПЗ) [1, с. 265]. Задача побуждает студентов к творческой деятельности, служит «пусковым» моментом их мыслительного процесса. Новые познавательные задачи выдвигаются перед студентами логикой учебного процесса, вытекают из потребности выполняемой ими соответствующей деятельности или вносятся преподавателем извне (М. Н. Скаткин) [1, с. 265].
Пидкасистый П. И. в своих исследованиях считает, что «... генетической клеточкой учебно-познавательных работ, их цементирующим ядром является познавательная задача, предлагаемая обучаемым в конкретной ситуации и выступающая как объект их деятельности. В учебном процессе в качестве такой задачи всегда должна выступать учебная или иная проблема». По мнению ученого, «задача как реальный объект состоит из элементов, составляющих логический аспект исследования и инвариантов, составляющих дидактический аспект исследования» [1, с. 265]. Критерием правильно сформулированной задачи является возможность «априорной» и «апостериорной» управляемости познавательной деятельности студентов [1, с. 267].
Лернер И. Я. выделял три фактора сложности УПЗ: состав (число) данных задачи, подлежащих учету; число логических звеньев, которые нужно пройти, чтобы решить задачу; количество выводов, которые необходимо сделать в результате решения [1, с. 267].
Процесс решения УПЗ определяет содержание и структуру деятельности, в которой обнаруживается социальный интеллект обучаемого, под которым понимают способность человека прогнозировать и объективно оценивать результаты учебно-познавательной деятельности [6, с. 27].
Виды УПЗ: 1) операционно-действенные (на усвоение учебной информации); 2) смыслообразующие (на развитие субъектности).
Ориентированность УПЗ определяется направленностью познания на внешний объект (содержание задачи, соответствующее учебным предметам), на самого себя (собственные достижения и возможности преодоления трудностей) [6, с. 28].
По мнению Ю. Т. Хамидулиной, решение задачи становится фактором развития учебно-познавательной деятельности в том случае, если вызывает у студента не только познавательные, но и личностные и межличностные затруднения, которые позволяют ввести в ее содержание рефлексивные объекты деятельности.
Решение задач в структуре УПД студентов приводит к изменению предметной структуры знаний, которые становятся личностно-значимыми. УПЗ способствуют укреплению связи изучаемых предметов с реальными процессами окружающей жизни, формированию отношений к окружающей действительности [6, с. 29].
Предмет УПДС: исходные знания, умения и навыки; когнитивный (познавательный) стиль [3, с. 64]. Когнитивный стиль — это: способы (формы) восприятия, мышления и действия субъекта, задающие индивидуально устойчивые и в этом смысле личностные характеристики решения познавательных задач в разных ситуациях; относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации и способов контроля [3, с. 66]. Выделяют следующие когнитивные стили: полезависимость — поленезависимость, импульсивность — рефлексивность, ригидность — гибкость познавательного контроля, узость — широта диапазона эквивалентности, когнитивная простота — сложность, абстрактность — конкретность [3, с. 67].
Содержание УПДС: познавательные действия по восприятию, осмыслению, закреплению получаемой информации [1, с. 258, 259]; восприятие, понимание и переработка информации [5, с. 140]; виды деятельности: умственная, перцептивная, предметная, символическая, мнемическая [3, с. 61–63].
Структура УПДС: совокупность взаимосвязанных, динамично изменяющихся элементов: восприятие и осмысление учебного материала, изучение различной литературы, преобразование учебной информации в знания, закрепление полученных знаний, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов и т. п. [1, с. 266].
Методы УПДС: традиционные и активные (интерактивные); анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
Средства УПДС: технические, информационные (книги и т. д.), инновационные.
Формы УПДС: традиционные и активные (интерактивные).
Условия УПДС: внутренние и внешние.
Внутренние условия УПДС
Когнитивные условия УПДС: высокий уровень интеллектуального развития (интеллектуальный потенциал); познавательная активность студента.
Познавательная активность студента — единое личностно-деятельностное качество студента, проявляющееся в целенаправленной мобилизации всего комплекса познавательных, нравственных волевых процессов на достижение познавательных целей. Заданный уровень усвоения знаний не может быть достигнут без собственной познавательной активности студентов, которая рассматривается как: 1) черта, интегральное качество личности; 2) деятельностное состояние (деятельность) [7, с. 31; 6, с. 33].
Активность студента в обучении — волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную учебно-познавательную деятельность личности. Для активного студента свойственно проявление всестороннего, глубокого интереса к знаниям, приложение усилия, напряжение внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели [6, с. 33]. Учебно-познавательная активность студента проявляется в его отношении к содержанию и процессу его обучения, к самой познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности [6, с. 36].
Уровни познавательной активности студента. Опираясь на исследования современной психологии и педагогики, можно выделить два основных уровня активности: первый уровень — деятельность с преобладанием элементов воспроизводства, второй уровень — деятельность с преобладанием элементов творчества. Р. А. Низамов называет их исполнительная и творческая активность соответственно [6, с. 34].
По Г. И. Щукиной: 1) репродуктивно-подражательная (собственная активность студента недостаточна); 2) поисково-исполнительская (студент уже самостоятельно пытается найти решения учебной задачи); 3) творческая (и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим студентом) [7, с. 25].
По Т. И. Шамовой: 1) воспроизводящая (стремление усвоить и воспроизвести знания, овладеть способом действия по образцу); 2) интерпретирующая (стремление к выявлению смысла изучаемого, проникновению в сущность явления, желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации); 3) творческая (интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ) [6, с. 34].
По Е. В. Коротаевой: 0) нулевой уровень (не отказ от учебной деятельности, а индифферентное к ней отношение); 1) относительная активность (переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской позиции студента); 2) исполнительский уровень; 3) творческий уровень [7, с. 25].
По Д. Б. Богоявленской: 1) стимульно-продуктивный, пассивный (студент при самой энергичной и добросовестной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия; задачи анализируются как частные, без соотнесения с другими задачами); 2) эвристический (сопоставление ряда задач, в результате чего открываются новые закономерности, общие для системы задач); 3) креативный (обнаруженная закономерность становится не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой студент готов начать деятельность, мотивированную изнутри).
Активность любого уровня может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества. То есть, в зависимости от устойчивости отношения личности к деятельности, следует различать ситуативную активность, которая проявляется в отдельных видах учебно-познавательной деятельности, в определенных условиях, и творческую, когда студента характеризует прочно сформировавшаяся потребность в качественной учебно-познавательной деятельности. В этом случае направленность личности студента выражается сильными и устойчивыми мотивами учебно-познавательной деятельности [7, с. 26].
Личностные условия УПДС:
Мотивация учебно-познавательной деятельности. Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих к деятельности, процесс действия мотива [6, с. 38]. В познавательной деятельности адекватным будет именно познавательный мотив. Только этот мотив, при прочих равных условиях, может сделать познавательную деятельность максимально эффективной. Только познавательный мотив заставит студента сопоставлять прочитанное с услышанным на лекции, анализировать и сравнивать различные фрагменты текста, обращаться к справочной литературе, составлять понятные ему самому конспекты и писать рефераты. Любой другой мотив неизбежно породит искаженное содержание деятельности. Желание блеснуть перед другими приведет к фиксации внимания на эффектной информации и поверхностной ориентировке в предмете. Страх наказания и боязнь неудачи отзовутся в формальном усвоении знаний и т. д. В связи с этим перед освоением любой дисциплины студенту полезно было бы задать себе вопрос: «Зачем и почему я хочу это узнать?» и по возможности честно на него себе ответить [5, с. 139]. Высокая положительная мотивация может играть роль компенсаторного момента в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса требуемых знаний, умений и навыков [7, с. 27]).
Положительное (позитивное) отношение к УПД. Позитивное отношение студента к УПД является целостной системой сознательных, избирательных, индивидуальных связей с различными сторонами учения и познания, отражающих характер потребностей, мотивов, интересов, способностей, оценок и эмоционального фона субъекта вузовской системы обучения, обеспечивающих успешность процесса и результата усвоения предметных знаний и получения умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [2, с. 10–11].
Целеустремленность; познавательный интерес.
Деятельностные условия УПДС:
Умение учиться. Начиная с 80-х годов XX века «умение учиться» стало осознаваться как особое, в значительной мере определяющее успешность учебной деятельности. Выделение группы учащихся, обладающих нормальным интеллектом, но не справляющихся с учебной программой из-за низкого уровня развития организации деятельности, привело к пониманию этого умения как совокупности навыков самоорганизации и применения оптимальных стратегий мыслительных и мнемических действий [4, с. 139].
Авторы и разработчики теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Эльконин, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) заложили иное понимание умения учиться: «умеющими учиться» называют тех, кто способен учить себя сам. Умение учиться проявляется вовсе не в добросовестном усвоении знаний, даваемых преподавателем, а «в способности преодолевать собственную ограниченность» (В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман), менять себя, делать себя другим. За такой способностью стоит особое отношение к себе — особый образ «Я» и образ «Я — будущий профессионал», которые и позволяют студенту самоопределяться в жизненном мире [4, с. 140].
Способность к целеполаганию; владение учебными стратегиями.
Сформированность учебно-познавательных умений. Ю. Т. Хамидулиной выделены их типы (репродуктивно-познавательные, инструментально-алгоритмические, продуктивно-преобразующие, творческо-поисковые [6, с. 34]) и три основных критерия, по которым можно охарактеризовать уровни их развития: а) самостоятельность мышления и действий, т. е. видение и решение проблемы, способы общения, связь системы знаний и системы умений; б) полнота умений и действий: объем умений и действий, связь теоретических и фактических элементов умений; в) общий характер и направленность развития умений, мотивация и рефлексивное отношение к познавательной деятельности [6, с. 36].
Внешние условия УПДС
Педагогические условия:
Необходима четкая постановка учебно-познавательной задачи, что дает возможность преподавателю заранее предусмотреть характер познавательной деятельности студента и соответственно управлять этим процессом [1, с. 266].
Активизация УПДС — это: целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование системы знаний и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, применении их на практике; направление деятельности студента на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний [6, с. 36–37]; действия преподавателя в условиях учебного процесса вуза, направленные на оптимизацию учения, умственного напряжения, развитие волевых усилий в ходе овладения знаниями, умениями и навыками, согласование действий всех психических процессов и состояний [2, с. 11].
Стимулирование УПДС. С. А. Смирнов и Ю. К. Бабанский рассматривают группу методов стимулирования УПД как отдельную группу методов, которую можно условно подразделить на большие подгруппы: 1) методы эмоционального стимулирования; 2) методы развития познавательного интереса; 3) методы формирования ответственности и обязательств; 4) методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся [3, с. 78].
Развитие положительной мотивации.
Целенаправленное моделирование и развитие ситуаций для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, при которых студенты постоянно сталкиваются с необходимостью самостоятельно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки в информационной среде [6, с. 39].
Применение технологий, адекватных занимаемой студентом позиции в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть такими (Ительсон Л. Б., Кузьмина Н. В., Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И): пассивного восприятия и освоения предлагаемой извне информации; активного самостоятельного поиска, обнаружения, преобразования и воспроизведения переработанной информации; организованного извне избирательного поиска, нахождения нужной информации, преобразование ее и использование наилучшим образом с целью повышения своего профессионализма. Первая позиция обучаемого требует от педагога применения таких технологий, как «технологии с ориентацией на процесс» или «технологии управления путем постоянных проверок и указаний». Вторая — технологии, стимулирующие учебно-познавательную деятельность студента. Третья — технологии, ориентированные на постановку проблем и задач, обсуждения, дискуссий, совместного планирования и т. д. [1, с. 268–269].
Информационная интерактивная среда поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов — специально создаваемая система, состоящая из компонентов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающегося субъекта [6, с. 51]. Информационная интерактивная среда представляет собой многоаспектную интегрированную реальность, обеспечивающую совокупность условий для осуществления специалистом профессиональной деятельности на основе применения современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи. Причем обеспечивается не просто погружение в интерактивную информационную среду, но и предоставляется возможность участнику этой среды понять правильность решения конкретной задачи, получить и оценить реакцию коллег на процесс достижения результатов и значимость полученных результатов [6, с. 56].
Создание необходимой учебной среды для обогащения стилевого репертуара каждого студента с целью его творческого развития [3, с. 69].
Технологии УПДС: традиционные и активные (интерактивные).
Технологии работы с информацией. Информационная культура — это умение добывать необходимую информацию и получать знания из информационного пространства, которое создало общество. Выделяют пять элементов, составляющих основу информационной культуры: 1) источники информации; 2) технологии поиска новой информации; 3) технологии сбора новой информации; 4) технологии анализа новой информации; 5) технологии представления информации [5, с. 129].
Технология работы с учебной литературой
Работа с учебной литературой — один из компонентов познавательной деятельности студента [5, с. 141]. Работа с литературой, текстом определяется в [5] как форма актуализации и развития социальной природы человека. Целью этой деятельности является понимание смысла текста, заложенного в него автором [5, с. 136]; достижение понимания содержания понятий, а также системы смысловых связей между ними в рамках данной дисциплины, их усвоение и закрепление [5, с. 140]. Освоение содержания учебной литературы представляет собой не что иное, как совместную с автором деятельность, а также общение с ним по поводу объекта их совместной деятельности [5, с. 137]. Понимание текста — это установление взаимопонимания между автором и читателем [5, с. 142].
Изучение текста как форма познавательной деятельности — это «труд души», постоянное преодоление зоны ближайшего развития, которое возможно только посредством осознанного целеустремленного труда [5, с. 143–144].
Тексты, используемые в процессе изучения любой дисциплины в вузе, классифицированы в [5] по степени обобщенности материала и его структурированности: учебные программы и учебно-методические комплексы, учебники, учебные пособия, первоисточники, словари и справочная литература [5, с. 144–148].
Процесс работы с литературой имеет несколько планов, каждый из которых своим содержанием указывает на способы (приемы) повышения ее эффективности.
Первый план — это совместная с автором, имеющая диалоговый характер, познавательная деятельность читателя. Она осуществляется посредством следующих приемов: постановки вопросов к тексту; тезирования; реферирования; комментирования (путем собственных «заметок на полях»); ответов на контрольные вопросы [5, с. 148].
Второй уровень работы с литературой представляет собой организацию индивидуальной познавательной деятельности. Он включает в себя те конкретные действия, которые приводят к максимально эффективному усвоению и закреплению содержания текста (мнемонические приемы). К ним относятся: составление плана содержания текста; составление граф-схемы; составление промежуточных и сводных таблиц [5, с. 150].
Третий уровень работы с литературой содержит в себе порядок организационных действий, обеспечивающих доступ к литературе и работу с ней как с библиографическим материалом. Он содержит в себе те операции, которые создают необходимые условия для эффективной работы (действий) с нужной литературой по данной дисциплине. Шаги: 1) обращение к программе курса и тщательное ее изучение; 2) получение книг в библиотеке или отыскание соответствующих источников в Интернете [5, с. 152].
Технология накопления и систематизации информации «Портфолио»
Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации.
Технология портфолио выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материалов, изучения нового, освоения инновационных подходов и т. д. Портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами [5, с. 155–156].
Процесс УПДС
Ориентировочный этап: постановка целей и задач; уточнение результата, который необходимо получить.
Исполнительский этап: познавательные действия по восприятию, осмыслению, закреплению получаемой информации; восприятие, понимание и переработка информации; виды деятельности: умственная, перцептивная, предметная, символическая, мнемическая.
Контрольный этап: сверка полученного результата с желаемым (самооценка, самоконтроль).
Корректировочный этап: внесение в деятельность корректив.
Результаты (продукты) УПДС: приобретенные учебно-познавательные компетенции (общекультурные и профессиональные); изменения, новообразования в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии студентов; изменение когнитивной структуры, когнитивного стиля студента.
Литература:
1. Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 2003.
2. Данилова Е. В. Формирование позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Ставрополь, 2007.
3. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Тобольск, 2005.
4. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2007.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2011.
6. Хамидулина Ю. Т. Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Санкт-Петербург, 2005.
7. Шаповал А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2005.