Данная статья посвящена глубокому изучению понятия «краудсорсинг», а также подробному описанию основных преимуществ, эффективности использования данного инструмента.
Ключевые слова: маркетинг, краудсорсинг, коммуникации.
Термин «краудсорсинг» возник по аналогии с устоявшимся понятием «аутсорсинг», под которым подразумевалось передача части своих производственных функций, задач одной коммерческой компанией другим организациям или лицам. При краудсорсинге ключевым является передача работы не столько «во вне» (английское «out» в термине «аутсорсинг»), сколько неопределенному кругу лиц, буквально — толпе (английское — «crowd»).
Впервые термин был введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в июне 2006 года. В своей статье «Краудсорсинг набирает обороты» («The Rise of Crowdsourcing») они следующим образом охарактеризовали это явление: «Упрощенно, краудсорсинг представляет собой такое действие компании или института, когда берется некая функция, ранее выполнявшаяся работниками, и передается на аутсорсинг неопределенному (и, как правило, значительному) количеству людей в виде открытого предложения. Это может принимать форму распределенного по частям производства (когда работа выполняется совместно), но также часто осуществляется отдельными индивидами. Главным характеризующим условием является использование формата «открытого предложения» и обширной сети потенциальных исполнителей». [5]
Сама идея привлекать к выполнению отдельных задач «широкую общественность» не является уникальной. Так, еще в 1714 году правительство Англии решило необычным образом решить важную для морской державы практическую задачу: найти способ определения долготы на море. Вместо того, чтобы поручить это какому-либо одному ученому, любому желающему было предложено поучаствовать в решении этой головоломки. [1]
Практически, идентично тому, как в наше время была создана Википедия, в середине XIX века опять таки же в Англии началось составление Оксфордского словаря. Каждый желающий мог прислать примеры английских слов и цитаты, поясняющие их значение и применение. В наше время, перевод коммерческих и художественных текстов, в особенности на редкие языки является одним из наиболее распространенных направлений краудсорсинга. [2]
Все более широкое использование краудсорсинга в наше время связано, прежде всего, с теми глобальными изменениями в информационно-коммуникационном пространстве, которые произошли благодаря Интернету, устранившему географические и многие другие барьеры для привлечения ресурсов «толпы» бизнесом. При этом, слово «бизнес» в данном случае можно трактовать самым широким образом, поскольку активно использующие методы краудсорсинга некоммерческие организации, не имея этого ресурса, во многих случаях были бы вынуждены оплачивать работу, которая требуется для достижения их некоммерческих целей.
При этом, благодаря Интернету, не только бизнес получает практически неограниченный доступ к талантам и идеям, но и для пользователей-потребителей «сетевой мир» делает «краудсорсинг» уникальным способом для самовыражения и самореализации. В интернет-среде люди, как правило, чувствуют себя более раскрепощено, они не опасаются, что их будут оценивать по внешнему виду, уровню образования и т. п. и ведут себя более открыто, а также ощущают свою востребованность. «Проблемы, решаемые краудсорсингом, могут быть глобальными (эпические задачи вроде поиска внеземных цивилизаций или составление карт с зонами землетрясения) или же совсем незначительными (где можно безопасно покататься на коньках?). К числу успешных направлений краудсорсинга относятся такие вопросы, которые не дают людям покоя, которые позволяют им чувствовать, что они сделали что-то хорошее, такие проекты, которые обращаются за узко специализированными знаниями к уважаемым экспертам, те проблемы, к которым люди проявляют сочувствие, а также любые проявления несправедливости». [3]
В целом, мотивы, по которым люди готовы предоставлять свои навыки, умения, затрачивать свое время на решение тех или иных «чужих» задач, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Первые связаны с оценкой самим человеком того, что он делает, вторые — с оценкой заказчиком или любой другой третьей стороной. [4]
Мотивы внутреннего характера делятся на две категории: основанные на получаемом удовольствии и связанные с общностью интересов. То, что для компаний и организация является бизнесом, для многих людей представляет собой хобби, работу, которой они готовы заниматься в свое удовольствие. С получением удовольствия связаны и такие мотивы, как оригинальность поставленной задачи, незамедлительная оценка результатов, совершенствование навыков. Когда речь идет об общности интересов, то имеется в виду, что людей могут стимулировать такие возможности, как нахождение единомышленников, расширение круга общения и т. п.
Среди внешних мотивов можно выделить три группы: незамедлительное вознаграждение, отложенное вознаграждение и социальные мотивы.
Незамедлительное вознаграждение — это, прежде всего, прямая оплата работодателем, которая, как правило, существенно ниже ставок для «профессионалов», а во многих случаях даже не превышает официальных размеров минимальной оплаты труда. [5] Поэтому этот мотив во многих случаях подкрепляется нематериальными внутренними и внешними стимулами. Под отложенным вознаграждением подразумеваются выгоды, которые выполняемая работа может принести в будущем, например, приобретение дополнительных навыков, возможность быть замеченным потенциальным работодателем. Социальные мотивы — это общественное признание, которое достигается благодаря активной социальной позиции, благотворительной деятельности.
То, что в современном мире движущей силой развития краудсорсинга являются именно нематериальные устремления отдельных людей реализовать себя, проявить социальную ответственность, заявить свою позицию по тому или иному вопросу, подтверждается тем, что наиболее успешные, яркие и массовые краудсорсинговые проекты имели именно некоммерческий характер и не были связаны с денежным вознаграждением, например, Wikipedia.
Для бизнеса краудсорсинг также имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет существенно снизить затраты. Для решения той или иной задачи не требуется специально нанимать сотрудников. Ресурс «толпы» можно привлечь с использованием социальных сетей и/или сайта компании. Необязательным является и денежное вознаграждение, зачастую для исполнителя достаточно самого факта признания его идеи, работы, их воплощение в реальный продукт. [5]
Во-вторых, база потенциальных исполнителей расширяется практически на весь мир, что открывает доступ к самым необычным, новаторским, оригинальным идеям.
В-третьих, привлечение значительного количества людей к выполнению одной задачи, особенно, если она является масштабной, как например, перевод руководства пользователя для мобильного телефона на 60 редких африканских языков, позволяет значительно сократить временные затраты.
И наконец, в-четвертых, краудсорсинг имеет и такое важное прикладное значение для бизнеса, как развитие доверительных, взаимообогащающих отношений с потребителями и обществом, в целом. Компании не просто обращаются за помощью к своим потенциальным или действующим клиентам, но и дает четкий сигнал, что их мнение имеет значение, оно может быть полезно. Решая те или иные задачи совместно с обществом, компании, бренды как бы вступают в диалог, «очеловечиваются», что является прямым следствием четкого запроса современного потребителя на вовлеченность в дела тех компаний и брендов, которым он отдает предпочтение.
Литература:
1. «Что такое краудсорсинг?», Инфопортал «Pro-Spo.ru», http://pro-spo.ru/freelance/3289-chto-takoe-kraudsorsing
2. Рот, С. «Каковы перспективы краудсорсинга? Транснациональные стратегии открытых инноваций для предотвращения «утечки умов» из стран СНГ», М., http://www.issras.ru/publication/books.php?id_b=123
3. Ess, Henk van «Crowdsourcing: how to find a crowd», ARD ZDF Akademie 2010, Berlin, http://www.slideshare.net/searchbistro/harvesting-knowledge-how-to-crowdsource-in-2010
4. Brabham, Daren C. «Moving the Crowd at Threadless: Motivations for Participation in a Crowdsourcing Application», 2010, Information, Communication & Society, http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13691181003624090#.VGYNGHlxmUk
5. Капчиц, Марк «Краудсорсинг: как толпа может помочь бизнесу», 03.09.2014, Сossa.ru, http://www.cossa.ru/articles/216/83093/
6. http://crowdsourcing.typepad.com/cs/2006/06/crowdsourcing_a.html
7. Howe, Jeff, «Crowdsourcing: A Definition»,02.06. 2006, Crowdsourcing Blog.