Обучение русскому языку и литературе проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура, речь засорена неоправданными заимствованиями, арготизмами. В современной реальности, при переходе к информационной цивилизации книга, к сожалению, отступает на второй план. В таких условиях возрастает роль уроков литературы и русского языка.
Дети не только крайне мало читают, но и часто испытывают затруднения в понимании прочитанного ввиду недостаточного словарного запаса. Таким образом, постижение нравственной глубины произведений 19 и 20-го веков становится практически невозможным. Сложнее всего учащимся бывает привести собственные аргументы при устном и письменном ответе, поскольку они слабо знают художественную литературу, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями, имеют низкий уровень языковой культуры.
В сложившейся ситуации является целесообразным уделять время работе над развитием речи на каждом уроке и при выполнении различных видов заданий, т. е. осуществлять комплексный поход. Перечислим виды работы, методы, средства и технологии используемые и применяемые для его реализации:
- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы;
- сочинение-описание;
- комплексный анализ текста;
- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты);
- технология развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной работы;
- интегрированный подход к обучению;
- игровая технология;
- использование мультимедийных технологий и Интернет-ресурсов.
1. Как уже было отмечено, одной из главных причин низкого уровня культуры речи является маленький словарный запас детей. Увеличивать его в первую очередь помогает словарная работа
Словарная работа на уроках русского языка проводится по следующему плану:
1) словарный диктант;
2) толкование отдельных слов, подбор синонимов или синонимических словосочетаний;
3) составление предложений с этими словами на лингвистическую тему.
Зачастую начинаем словарной работой уроки литературы, открывающие изучение крупного произведения 19 века. Так, например, на первом уроке по роману «Преступление и наказание» объясняем значение и написание слов: индивидуализм, наполеонизм (бонапартизм), антинигилизм, безысходность, всепрощение, (само)совершенствование, (сверх)человек, трущобы.
Очень важным для пополнения словарного запаса учащихся видом работы является работа со словарями, которая может проводиться как традиционным способом, так и on-line.
2. Трудно переоценить роль сочинения в работе над совершенствованием письменной речи учащихся. На мой взгляд, наиболее эффективным здесь является сочинение-описание. Зачастую пятиклассники либо не могут выполнить такой вид работы, либо заменяют описание повествованием (например, вместо описания весеннего сада или леса, начинают пересказывать какие-либо события, происшедшие весной в саду или в лесу).
Прежде чем начать работу над какой-то темой, предлагаем ученикам прочитать стихотворения великих мастеров слова Пушкина, Тютчева, Бунина, Блока, Есенина, Рубцова и т. д., посвящённые этой теме. Вместе находим и выписываем из произведений изобразительно-выразительные средства (метафору, эпитеты, олицетворение, сравнение и т. д.). На наш взгляд, систематическая работа по комплексному анализу текста с тщательно отобранным по определенным критериям материалом тоже дает положительные результаты в формировании культуры речи школьников. Наряду с широким системным освоением грамматики, лексики, синтаксиса очень важным считаем, чтобы уроки способствовали нравственному росту учащихся. Обязательным элементом уроков становится лингвистический анализ текста, который способствует приобщению к красоте русского слова, повышению общей и речевой культуры.
Следующим этапом работы является просмотр презентации с картинами известных художников, конечно, продолжающей тему. В идеале учитель с классом идёт на экскурсию в парк, лес и т. д. В процессе прогулки (просмотра презентации) дети (желательно спонтанно) подбирают свои тропы для описания увиденного, учитель записывает их в блокнот (на экскурсии) или на доске (в классе).
И только после этого ребята приступают к написанию собственных шедевров. Самые интересные работы обязательно зачитываются вслух и коллективно анализируются. Как показывает практика, многие из детей, которые в начале учебного года наотрез отказывались писать сочинение-описание, уже к концу второй четверти делали это с удовольствием и на достаточно хорошем уровне.
3. Способствуют развитию речевых навыков, учащихся диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты):
- диктант на расширение;
- диктант на сужение;
- диктант с заменой;
- кроссвордный диктант;
- свободный диктант;
- восстановительный диктант;
- диктант по аналогии;
- диктант с продолжением.
Многие из диктантов этой группы являются первым шагом к написанию изложений и сочинений. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
1) Диктант на расширение.
Расширение в ходе записи диктуемого материала осуществляется за счёт введения в не связанные по смыслу предложения или связный текст слов, которые бы соответствовали поставленной учителем задачи. Это позволяет увеличить в тексте концентрацию слов с определённой орфограммой, обогатить текст введением определённых частей речи и стилистически окрашенных оборотов. Вставки слов замысел автора и его особенности речи не должны разрушать смысл фраз, нарушать их стиль и особенности грамматического построения. Кроме того, ученик должен учитывать замысел автора и его манеру изложения
2) Диктант на сужение
Сужение текста — это умение, которому необходимо целенаправленно обучать школьников. Возможность передать один и тот же объём информации, используя речевые отрезки различной длины, — это показатель достаточно высокого уровня сформированности речи и логического мышления ребёнка
3) Диктант с заменой.
При написании диктанта с заменой ученики производят замену одной грамматической формы на другую. Такая деятельность способствует расширению и систематизации научных знаний о языке, осознанию взаимосвязи его уровней и единиц, формированию навыков проведения различных видов анализа слова.
4) Кроссвордный диктант
проводится с целью обогащения словарного запаса учащихся. Для его проведения подбираются слова, написание которых ученикам необходимо запомнить, а в процессе проведения ученикам называются лексические значения этих слов.
5) Свободный диктант
проводится с целью формирования и закрепления навыков составления относительно самостоятельных текстов с заранее заданными параметрами. Сохраняя стиль повествования и его структуру, ученики должны своими словами передать его содержание. Свободный диктант способствует развитию памяти, закреплению орфографических навыков и развитию речи.
6) Восстановительный диктант
проводится в несколько этапов. Сначала ученики выписывают из диктуемого материала определённые слова (явления), затем анализируют записи с точки зрения их специфики. Впоследствии эти материалы выполняют роль опор, по которым текст восстанавливается по памяти.
7) Диктант по аналогии.
Результатом его написания становится относительно самостоятельная творческая работа, которая создаётся по аналогии с данным учителем образцом. Данный вид работы стоит на порядок выше по уровню сложности по сравнению со свободным и восстановительным диктантами.
8) Однако наибольшей самостоятельности учеников требует
диктант с продолжением (методика его была разработана Т. А. Ладыженской в 70-е годы XX века).
На первом этапе работы учащиеся записывают под диктовку фрагмент текста с открытым финалом или дискуссионный эпизод. Вторая часть — разрешение проблемы, выражение собственной позиции и ее аргументирование.
Данный вид работы учит выдвигать гипотезу, доказательно аргументировать её состоятельность.
4. Технология развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной
Правильно организованная самостоятельная и групповая работа учащихся дает возможность сэкономить время на ознакомлении с дополнительным материалом, отработать навыки анализа текста художественного произведения и составления собственного текста.
Учеников можно разделить на группы в зависимости от их склонностей, уровня владения русским языком, творческих способностей и темпа работы. Самые прочные знания — это знания, к которым учащиеся приходят при самостоятельном исследовании, поэтому исследовательская работа в группах на уроке русского языка или литературы также положительно сказывается на качестве знаний. Результатом такого урока станет целостное восприятие учащимися той или иной темы.
5. Интегрированный подход к обучению
1) Стараемся тщательно подбирать материал для диктантов, комплексного анализа текста, заучивания наизусть и с этой целью обращаюсь к другим учебным дисциплинам, например, к МХК. При подборе текстов важно учитывать следующие факторы.
- Во-первых, текст должен соответствовать возрастным особенностям подростков и быть интересным в интеллектуальном и эмоциональном плане, отражать окружающую жизнь, побуждать ребёнка думать, анализировать, оценивать.
- Во-вторых, он должен быть насыщен орфографически, грамматически и пунктуационно.
- В-третьих, текст должен способствовать духовному развитию.
2) При всем этом сочли нужным привлекать для анализа тексты из художественных произведений и работ литературных критиков, изучаемых на уроках литературы, чтобы дать детям возможность глубже проникнуть в стилистические особенности писателя, глубже осознать авторскую концепцию, идею произведения. Здесь нужно оговориться, что обязательным условием должно быть использование деформированного текста с пропуском орфограмм и пунктограмм, что дает возможность актуализировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности.
3) Интеграция уроков литературы и истории иногда бывает оправдана самим учебным материалом. История и литература как школьные предметы теснейшим образом связаны между собой и формируют мировоззрение учеников. История, будучи наукой свершившихся фактов, предлагает нам, живущим сегодня извлекать, из неё уроки, а литература, способствуя духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает в нравственных категориях осознать и почувствовать эти самые уроки.
4) Еще один путь межпредметной интеграции видим в использовании на уроках русского языка краеведческого материала, который помогает воспитывать у школьников интерес и любовь к своей «малой» родине, к своей стране. Если не удается полностью построить урок на его основе, то вводим его элементы на разных этапах урока. На уроках русского языка используем отрывки из произведений астраханских писателей (С. Калашникова, А Шадрина и др.). Фрагменты их произведений используем на уроке для разных видов работы: комплексного анализа текста, творческих диктантов, различных видов разборов. Иногда предлагаю ученикам написать сочинение-повествование о выдающихся общественных и культурных деятелях Астраханского края.
5) Интегрирование уроков английского языка и русского языка способствует расширению словарного запаса школьников, умению правильно использовать в речи заимствованные слова, а если их употребление нецелесообразно, заменять исконно русскими синонимами.
6. Игровая технология
Игра — одна из важнейших составляющих ребёнка до 13 лет. Она помогает учителю установить добрые отношения с классом, а ученику взаимодействовать с ребятами, стимулирует процесс мышления, предполагает психологическую разрядку, повышает эффективность объяснения нового материала, помогает привить любовь к предмету в целом. Игра как дидактический метод активного обучения способствует обогащению словарного запаса, усвоению сложных грамматических форм, формированию умения различать правильную и неправильную речь (свою и чужую). Игровая деятельность может применяться как элемент урока, занимать весь урок или несколько уроков, а может и стать и формой внеклассной работ в зависимости от целей.
Итак, как показывает практика, систематическое комплексное применение перечисленных приёмов и методов позволяет добиться улучшения качества устной и письменной речи учащихся, а также способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких результатов на итоговой аттестации.
Литература:
1. Обучение сочинению по картине. –Волгоград, 2014.
2. Рик Т. Игры на уроках русского языка. — М.. 2011
3. Дюжева О. А. Русский язык. Современные диктанты. — Волгоград, 2014.
4. Русский язык. Современные образовательные технологии. — Волгоград, 2014.