Как известно, новоанглийский трансцендентализм является переломным моментом в жизни американского общества в первую очередь потому, что философско-религиозное мировоззрение, а именно пуританизм, теряет свое первостепенное значение в жизни американцев, уступая место новым взглядам. Однако было бы неверно отрицать его несомненное влияние на основоположника трансцендентализма в Новой Англии Р. У. Эмерсона (R. W. Emerson), бостонского унитарианского пастора, явившемся своеобразным пророком своего времени. Его идеи до сих пор вызывают оживленные дискуссии в религиозных и философских кругах США. Также не решен вопрос о том, является ли Р. У. Эмерсон пуританином или представителем независимого движения трансендентализма.
Анализируя формирование духовности Р. У. Эмерсона, безусловно, следует учитывать основополагающее влияние пуританизма на его взгляды. Как известно, данное религиозно-философское течение существует в рамках протестантизма. Оно ставило своей целью оградить англиканскую церковь от влияния римско-католической церкви. Английские пуритане подвергались репрессиям, в связи с чем были вынуждены эмигрировать в Голландию, а затем на территорию Северной Америки, в попытках построить новое, независимое и равноправное общество. С 1620 года там появляется постоянное английское поселение, основной идеологией которого и стал пуританизм.
Однако несмотря на первоначальное желание сформировать самостоятельное гражданское объединение, гарантирующее религиозную свободу и равноправие каждому ее представителю, со временем определенная группа колонистов обрела превосходство над жителями нового континента. Это, как отмечает исследователь творчества Р. Эмерсона, Р. Гелдард (R. G. Geldard), и было одной из причин кризиса пуританской веры в 1820 г. Господствующее более двух столетий мировоззрение сталкивается с демократическими идеями его противников, так называемых трансценденталистов. Как известно, религия имела первостепенное значение в жизни колонистов. Библия была не просто Священным Писанием, но и структурировала жизнь общества, являясь, по словам К. М. Барановой, «официальным кодексом бытового морального уклада жизни» [1: 20]. Такие известные сочинители как У. Брэдфорд (W.Bradford), Д. Уинтроп (J. Winthrop), Э. Джонсон (E. Johnson) в своих произведениях убеждали прихожан в наличии особенной миссии, возложенной на них Провидением.
Американский трансцендентализм является философским направлением, возникшим на североамериканском континенте в середине 30-х годов XIX века. Его приверженцы были заинтересованы в поиске смысла жизни и обретении истины не только через опыт, но и путем трансцендентного, то есть с помощью интуиции и божественного откровения. Как отмечают отечественные литературоведы В. Н. Богословский, А. Ф. Головенченко, В. Г. Прозоров, «спасение общества от разложения и упадка большинство трансценденталистов связывают с социальной доктриной «фермы» — возвращением к природе, земледельческим трудом, ограничением своих потребностей» (2: 357). Анализируемое нами движение впервые получило свое теоретическое обоснование в известном эссе Р. У. Эмерсона «Природа» (“Nature”), опубликованном в 1836 году.
Следует отметить, что ознаменование новой эры в истории США совпало с романтическим движением в Европе. Идеи европейских писателей-романтиков С. Кольриджа (S.Coleridge), У. Уодсворта (W. Wordsworth), философов Ф. Гегеля (F. Hegel), И. Канта (I. Kant), Э. Сведенборга (E. Swedenborg), Ф. Шлейермахера(F. Schleiermacher) стали базой, на которой развивался американский трансцендентализм в работах Р. У. Эмерсона. Не в меньшей степени писатель заимствовал идеи восточных философий и религий, таких как буддизм и индуизм. Большое влияние на трансценденталиста оказала культура самой Северной Америки. Желая стать космополитом, Р. У. Эмерсон, по словам его биографа Л. Бьюела (L.Buell), понимал, что практически невозможно полностью оградиться от воздействия места и среды, в которой он вырос. Это проявлялось прежде всего в распространении влияния пуританизма в американском обществе XIX века.
Поэтому вполне естественно, что религия, Бог и божественное предопределение были среди насущных вопросов, занимавших умы мыслителей как в XVII, XVIII, так и XIX веках. Как видно из вышесказанного, пуританизм составлял доминирующую часть мышления американского народа. Более того, по словам американского историка П. Миллера (P.Miller), невозможно анализировать американскую идентичность в отрыве от данного течения: “…Puritanism has been perhaps the most conspicuous, the most sustained, and the most fecund. Its role in American thought has been almost the dominant one” [9: 1]. Другими словами, пуританизм является исходной точкой всего американского мировоззрения, в том числе и зародившегося трансцендентализма. Тем не менее с течением времени религия первых поселенцев теряет свое первостепенное значение для жителей Нового Света. Пуритане были твердо уверенны в изначальной греховности человека и возможности спасения только избранного количества людей, которые свято проповедуют пуританизм. Именно поэтому лидеры пуританских общин стали нетерпимы к любому проявлению инакомыслия или недостаточной набожности остальных верующих. Это привело к утрате изначальной идеи свободы вероисповедания в Новой Англии. Люди были лишены возможности расширить свой кругозор, и не могли пересмотреть свой образ жизни. Тяжелые условия существования, неустанный труд в надежде обрести долгожданное счастье, вера в невозможность спасти свою душу после смерти, стали причиной нарастающего недовольства общества сложившейся религиозной доктрины.
Одним из тех, кто впервые открыто выразил несогласие с пуританским укладом жизни и был Р. У. Эмерсон, который не находил путей развития в строгих условиях пуританской религии, ее обрядов и устоев. Американский литературовед Т. Тэннер (T.Tanner) отмечает: “Emerson soon found himself uneasy witht his residue of formal religion which he saw as a symptom of rigidification and petrification” [10: 1]. Он не мог найти ответы на интересующие его вопросы, именно поэтому он стал частью унитарианской ассоциации в Бостоне, которая была ответвлением пуританизма и неким промежуточным этапом перед формированием трансцендентализма.
Унитарианство провозглашало возможность спасения души всех прихожан, право людей на свободный выбор своего образа жизни, негреховность человека и, следовательно, отсутствие необходимости его искупления. Став унитарианским пастором, Р. Эмерсон писал проповеди с целью показать прихожанам, что они могут обрести духовную свободу и жить в соответствии со своими внутренними потребностями. Хотя унитарианство и подготовило почву для дальнейшего духовного возрождения, все же оно «незамедлительно адаптировалось к структуре новоанглийского общества и приобрело черты ортодоксальности, против которой само и боролось» [4: 21]. Эмерсон утверждал, что настало время, когда голос надежды и истинной веры будет услышан: “It is time when ill-suppressed murmur of all thoughtful men against the famine of our churches…should be heard through the sleep of indolence, and over the din of routine” [6: 134]. Период главенствования ортодоксальной церкви он сравнивает со сном, в то время как приверженцы новых идей трансцендентализма знаменуют собой век пробуждения.
В пуританизме, так же как и в трансцендентализме с понятием религия неразрывно связано представление о Боге. Твердая вера пуритан в персонифицированного Бога и предопределение не нашла поддержки в философии Р. Эмерсона, так как, с его точки зрения, это не давало внутреннюю свободу человеку. Но мыслитель не отказывается от понятия Бог, а заменяет его концептом Высший абсолютный дух. Более того, само слово “God” многократно встречается в работах автора. В произведениях писателя можно встретить и другие термины, обозначающие Всевышнего, которого он называет Spirit, Reason, God, UniversalSoul. Такой Бог представляет собой дух, обхватывающий и заполняющий собой все уголки земного шара и все существующие предметы: “Oh my brothers, God exists. There is a soul at the centre of nature and over the will of every man, so that none of us can wrong the universe”. [5: 63]. Следовательно, для Р. Эмерсона было важно не то, как называется Высшая Субстанция, а какое место она занимает в мироздании. По его мнению, в человеке также заложено божественное начало и внутренний свет. А в самом институте церкви, в ее обрядах и молитвах верующих писатель видел проявление лицемерия, так как прося у Всевышнего помощи ничего не получишь, если будешь бездействовать: “The law of nature is Do the thing and you will have the Power” [5: 53]. Следовательно, наилучшей молитвой автор считал действие, а именно: помощь ближнему, совершение добрых дел, преобразующих мир вокруг, а также поиск своего пути.
Кроме различий во взглядах на институт церкви, религию и Бога, пуритане и Р. Эмерсон по-разному трактовали роль человека в жизни общества. Если в пуританизме центром мировоззрения были Бог, а церковь имела первостепенное значение, то в трансцендентализме особое внимание уделялось ценности каждой личности. По мнению трансценденталиста, в природе для человека созданы все условия, чтобы он нашел свой путь в жизни, осознал себя в этом мире и обрел внутреннее спокойствие и понимание происходящего вокруг него. Это в корне отличает трансцендентализм от пуританского видения людей. В пуританской религии человек унаследовал первородный грех Адама, вследствие чего был грешен с самого рождения. Он был обязан вести смиренную жизнь, направив все свои устремления на праведный труд в надежде спасти свою душу. Однако даже в этом случае он не может быть уверен в своем спасении, так как все происходящее на земле было предопределено Его волей, и человек не в праве что-либо изменить. Напротив трансценденталисты настаивают на том, что представитель человеческого рода изначально негреховен, он сам выбирает свой жизненный путь и движется по нему, сообразуясь со своей интуицией и внутренними наклонностями.
Следовательно, различия пуританского и трансценденталистского мировоззрений заключаются в толковании таких понятий как религия, Бог и человек. Это объясняется разными взглядами на устройство общества в целом. Тем не менее, несмотря на большое количество различных постулатов в пуританизме и трансцендентализме, можно найти также и общие черты в этих религиозно-философских течениях.
Так, например, существуют некоторые сходства в понимании таких феноменов как природа и предопределение американского народа. Как известно, прибывшие на новый континент переселенцы видели в просторах Новой Англии угрозу, так как это были еще не обжитые земли, на которых обитали аборигены. Как отмечают авторы «Истории литературы США» Е. А. Стеценко и М. М. Коренева, с течением времени, при освоении данной территории, пуритане стали ассоциировать американскую почву с Новым Эдемом, с неким религиозным убежищем. Сходным образом толкует природу и Р. Эмерсон. Для него природа обладала сакральным значением, была вместилищем всеобщей души и источником благодати, единственным местом, где человек мог познать себя и приобщиться к Божественному. Наблюдая за изменением американского пейзажа, автор восклицает: “How does Nature deify us with a few and cheap elements! … Beauty is the mark God sets upon virtue. Every natural action is graceful.” [6: 23]. Более того, автор отмечает, что Бог наделяет Природу особой красотой, таким образом, сама по себе Природа была достойна благоговения со стороны человека. Наделяя последнюю божественными качествами, Р. У. Эмерсон пишет Природу с заглавной буквы, подчеркивая, таким образом ее особую роль в мироздании.
Как известно, трансценденталисты отрицали божественное предопределение, так сильно владевшее умами пуритан. Тем не менее и Р. Эмерсон видит в дарованной американцам возможности воплотить в жизнь самые благородные и добрые намерения, а именно волю высшей Судьбы и самой Природы. Так, в эссе «Молодой Американец» (“The Young American”), автор сравнивает страну с садом, отсылая читателей к библейскому образу, и убеждает жителей Новой Англии в том, что им одним из всех народов повезло оказаться в прекрасной обители, в которой им суждено построить новое общество, равных которому нет нигде в мире. Пуританское понятие предопределение заменяется во взглядах автора великой движущей силой, Высшей судьбой, направляющей людей и не дающей им сбиться с выбранного пути: ”There is a sublime and friendly Destiny by which the human race is guided” [6: 351. Более того сочинитель подчеркивает, что эта сила направляет людей только к лучшему и изменить предначертанные события невозможно: “Men are narrow and selfish, but Genius or Destiny is not narrow, but beneficient. … Only what is inevitaible interests us and it turns out that love and good … are in the course of things” [6: 351]. Гений судьбы находит свое выражение в Природе, а она, в свою очередь, обладает функцией саморегуляции. Она контролирует прихоти и капризы людей, которые автор называет «узкими» и «эгоистичными», не давая им нарушить естественный ход вещей, который предполагает особенное место Америки в мировой истории. Подобная точка зрения присуща и пуританам, следовательно Р. У. Эмерсон разделяет данную основополагающую для американцев идею. В заключении произведения, писатель отмечает, что если американцы будут действовать в согласии с Духом, который привел их на Землю Обетованную, они смогут стать самой великой нацией в мире, аналогов которой еще не было, и будут представлять собой пример для подражания: “Spirit who led us hither and is leading us still, we shall quickly enough advance out of all hearing of other’s censures, out of all regrets of our own, into a new and more excellent social state than history had ever recorded” [6: 372]. Из этого можно сделать вывод, что трансценденталист, как и его предшественники колонисты разделял взгляды на судьбу и предназначение Америки и его видение американской судьбы совпадает с мнением пуритан.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что духовность Р. У. Эмерсона можно охарактеризовать как смешение многих европейских и восточных вероучений, идей и направлений. Однако будучи американцем, он не мог не подвергнуться влиянию пуританизма при обосновании своей философии и религии. Так же как и пуритане, писатель боролся за чистоту и свободу вероисповедания. Следовательно, несмотря на видимое отрицание догматов пуританизма, трансценденталисты испытали на себе его несомненное влияние, и по своей сути они сами являются протестантами. Отталкиваясь от идей своих предшественников, видоизменяя их и предлагая новые трактовки, автор, тем не менее, перенял «народную идею», а именно веру в особое место Америки в мире. Это характеризует автора как истинного пуританина и представителя Нового Света.
Литература:
1. Баранова К. М. Истоки основных лейтмотивов американской литературы в произведениях колониального периода (XVII век): Монография / К. М. Баранова. — М.: Издательство МГОУ, 2009. — 258 с.
2. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н. А. Соловьевой. — М.: Высшая школа, 1991. — 637с.
3. История литературы США в 9 т. Т.1 / ред. кол.: М. М. Коренева, А. Ф. Кофман, Н. С. Павлова. — М.: Наследие, 1997. — 831 с.
4. Покровский Н. Е. Торо / Н. Е. Покровский. — М.: Мысль, 1983. — 188с.
5. Emerson R. W. Essays, First and Second Series / R. W. Emerson. — Dodo Press, 2007. — 300 p.
6. Emerson R. W. Nature, Addresses and Lectures / R. W. Emerson. — Boston: Houghton, Miffin and company, 1895. — 380 p.
7. Geldard R. G. Emerson and the Dream of America: Finding our Way to a New and Exceptional Age / R. G. Geldard. — New York: Larson Publications Burdett, 2010. — 176 p.
8. Lawrence B., Emerson / B. Lawrence. — Cambridge: The Belknap Press, 2004. — 416 p.
9. Miller P., Johnson H. T. The Puritans: A Sourcebook of Their Writings / P. Miller, H. T. Johnson. — Dover Publications, 2014. — 880 p.
10. Tanner, T. The American Mystery / T. Tanner. — Cambridge: Cambridge Academ, 2000. — 268 p.