Рассматривается эффективность функционирования губернаторского образовательного проекта «Университет малого бизнеса» в Пензенской области в рамках общей стратегии развития предпринимательства.
Ключевые слова:«Университет малого бизнеса», предпринимательство, повышение квалификации, поддержка малого бизнеса, образовательный проект.
Малое предпринимательство играет ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. Значительна его роль в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости.
В Пензенской области уже в течение долгого времени ведётся интенсивная поддержка института малого предпринимательства (согласно документу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы» [1]). Среди оказываемых видов поддержки можно отметить: выделение производственных и офисных площадей на льготных условиях [2,3], предоставление административной поддержки в рамках реализации кластерной политики [4,5].
В целях создания в регионе благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, модернизации производства и организации высокопроизводительных рабочих мест, развития сельских территорий в Пензенской области активно реализуется концепция создания «Центров регионального развития». Ведется работа по расширению форм государственной поддержки, оказываемой резидентам центров регионального развития.
Важным звеном среди всех предпринимательских инициатив являются хорошо подготовленные кадры [6]. На территории Пензенской области в 2012 году начал реализовываться губернаторский образовательный проект «Университет малого бизнеса». Министр инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области Алексей Костин не раз отмечал, «…предпринимательство — это ремесло, которому можно и нужно учить».
Проект представляет собой курсы повышения квалификация (72 часа), в рамках которого опытные преподаватели и представители бизнес среды дают желающим основы, необходимые для начала и развития предпринимательской деятельности.
Главная цель — непрерывное повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена, специалистов предприятий малого и среднего бизнеса, подготовка кадров для предпринимательской деятельности. Проект направлен на реализацию образовательных программ (по различным направлениям), содержание которых должно быть максимально приближено к потребностям предприятий и ориентировано на формирование у руководителей и специалистов новых методов деятельности в условиях рыночной экономики. При обучении используется сбалансированное сочетание различных методов обучения (семинары, психологические тренинги, групповой анализ проблемных ситуаций, деловые игры) с привлечением высококвалифицированных специалистов, которые имеют большой опыт работы с предприятиями малого и среднего бизнеса.
Структура проекта несколько раз менялась. Так, в 2012 году (год старта проекта) были представлены программы: «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирование», «Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Основы маркетинга и управление продажами». Каждая программа читалась отдельно, и соискатель проекта мог при желании мог пройти их все (по окончанию программы выдаётся удостоверение о повышение квалификации установленного образца). Целевая аудитория была достаточно жёстко регламентирована. Потенциальным участником проекта должен быть либо студент старших курсов одного из Пензенского ВУЗа (4–5 курс), либо начинающий предприниматель (не менее 1 года с момента регистрации предприятия), либо же иметь стаж работы не менее 2 лет. В течение 2012 года в проекте получили образование более 120 человек. Обучение проводилось на базе бизнес-инкубаторов г. Пензы и Пензенской области в вечернее время. Для участия в проекте нужно было отправить заявку, и при наличии всех формальных признаков соискатель автоматически зачислялся на обучение (программа полностью бесплатна).
С течением времени формат проекта изменился. Обучения было решено проводить на базе Пензенских ВУЗов. Выделение средств на право обучения происходило на конкурсной основе (распределителем средств является Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области). Взамен 3-х разных программ была разработана одна программа (кол-во часов не изменилось), разбитая на различные блоки семинаров. Семинары проходят параллельно, таким образом, соискатель мог сам решать, какая информация ему актуальнее. Само время проведения было сведено к минимуму (вся программа читается за 3 дня). Были сняты жёсткие рамки требований к кандидатам, участвовать в проекте мог фактически любой желающий.
В ноябре 2014 году в рамках проекта подготовки профессиональных кадров для предпринимательства «Университет малого бизнеса» в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства совместно с Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области проводились семинары-тренинги. Научить предпринимательству, рассказать о том, как организовать свое дело, оказать помощь в реализации своих бизнес-идей — вот главные задачи семинаров.
Среди рассматриваемых на семинарах вопросов можно выделить:
- работа современной компании в сети Интернет; требования к сайту компании; организация работы интернет магазина; поисковое продвижение;
- участие в программах государственной поддержки предпринимателей;
- метод итераций Стива Бланка;
- работа с системой государственных закупок;
- подключение к газо- электро- и сетям водоснабжения;
- навыки публичных выступлений и проведение презентации проекта;
- поддержание комфортного баланса между работой и личной жизнью;
- управление персоналом, подбор персонала, методика проведения собеседования при приеме на работу, поиск сотрудников через социальные сети, разработка системы мотивации, формирование команды;
- поиск бизнес-идей;
- работа с системой государственных закупок.
На курсах повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства, организованных Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области совместно с Пензенским государственным университетом (октябрь 2014 г.) в рамках проекта «Университет малого бизнеса» рассмотрен теоретический материал, решены бизней-кейсы, проведены деловые игры, направленные на повышение уровня знаний в сфере ведения собственного бизнеса. Цель обучения — улучшить эффективность предпринимательской деятельности.
Люис Кэррол еще в 19-м веке заметил: «… в этом мире для того, чтобы только оставаться на месте, нужно бежать со всех ног!». В наше время, чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно ежечасно «бежать со всех ног», непрерывно развиваясь и обучаясь. Современному предпринимателю наряду с банковскими кредитами, отсутствием административных барьеров, необходимы знания основ ведения бизнеса; а чтобы быть успешным предпринимателем нужно не только обладать необходимыми качествами (способность построить команду, лидерство, способность управления), но и постоянно работать над повышением своей квалификации.
Литература:
1. Постановление Правительства Пензенской обл. от 04.07.2012 N 481-пП «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП (с последующими изменениями)»
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Бизнес-инкубатор как инструмент поддержки малого бизнеса [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 149–151.
3. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) / Молодой ученый. –2013. — № 10. — С. 212–214.
4. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова И. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936 (дата обраще-ния: 30.04.2014).
5. Гарькина И. А., Гарькин И.Н Строительный кластер: взаимодействие между строительными организациями / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–156.
6. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Методы формирования кадрового резерва для органов государственной власти (на примере Пензенской области) // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4; URL: http://www.science-education.ru/118–14441 (дата обращения: 29.08.2014).