Малое предпринимательство занимает особое место в экономике России, поскольку не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста, позволяет создавать новые рабочие места, способствует формированию нормальной конкурентной среды.
Таблица 1
Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого предпринимательства
Критерии |
Малые предприятия |
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде): - РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - иностранных юридических лиц и граждан - общественных и религиозных организаций (объединений) - благотворительных и иных фондов |
не более 25 % |
Доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц, которые не являются субъектами малого бизнеса |
не более 25 % |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера) в порядке, установленном Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 |
до 100 человек до 15 чел. — микропредприятия |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке, установленном статьей 249 НК РФ) |
400 млн. руб. 60 млн. руб. -микропредприятия |
Источник: [4]
Субъекты малого предпринимательства могут успешно функционировать при наличии определенных видов обеспечения: законодательного, кадрового, имущественного, финансового, информационного, организационно-методического, технического и др.
Понятие «финансирование» или «финансовое обеспечение» имеет в юридической и экономической литературе немало трактовок. Наиболее емкие и точные определения:
- финансирование — процесс образования капитала фирмы во всех его формах;
- финансирование — это обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.
В зависимости от субъекта финансирования различают: самофинансирование; государственное; банковское; кооперативное; партнерское и иное.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется активная поддержка субъектов малого предпринимательства со стороны государства. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [4]
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, лизинговые компании, консультационные центры, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации (в том числе коммерческие банки).
Рассмотрим инфраструктуру финансового обеспечения малого предпринимательства.
Рис. 1. Инфраструктура финансового обеспечения субъектов малого предпринимательства
Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления:
- субсидий,
- бюджетных инвестиций,
- государственных и муниципальных гарантий,
- участие в государственном и муниципальном заказе и т. д.
Таблица 2
Формы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства в зависимости от стадии развития бизнеса |
Финансовые проблемы |
Формы возможной государственной финансовой поддержки |
Субъекты малого предпринимательства на начальном этапе развития |
Отсутствие стартового капитала, кредитной истории |
Гранты начинающим предпринимателям, микрофинансирование |
Субъекты малого предпринимательства с опытом предпринимательской деятельности в течение 1–3 лет |
Отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов для расширения бизнеса, возможно отсутствие ликвидного обеспечения для получения банковского кредита |
Субсидирование % ставки, предоставление гарантий, лизинг оборудования, банковское кредитование, микрофинансирование |
Субъекты малого предпринимательства, стабильно работающие на рынке более 5 лет |
Отсутствие необходимых финансовых средств для усиления позиций на рынке, увеличения объемов производства |
Банковское кредитование, участие в выполнении гос. и муниципального заказов, предоставление гарантий |
Основными направлениями финансирования государственных программ поддержки малого предпринимательства являются:
- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);
- увеличение объемов поддержки малых компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);
- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет — лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);
- увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет — безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;
- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет — создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);
- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию. [4]
Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поддержки малого предпринимательства и гарантийные фонды, фонды содействия кредитованию. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.
Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков.
Венчурные фонды ориентированы на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. За их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие направления, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации, местной и региональной администрацией, а также частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но больше присутствует частных венчурных фондов. [2]
Лизинговые компании оказывают малым предприятиям следующие услуги: предоставляют на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков с установлением льгот по освобождению от уплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок; передают малому предприятию оборудование и технологии в лизинг, участвуют в аукционах на право аренды нежилых помещений; устанавливают льготные корректирующие коэффициенты, применяемые при расчете ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства, развивают территориальные лизинговые проекты и проекты передачи оборудования, создают рынки вторичного оборудования для передачи в лизинг через специализированные лизинговые центры. [1]
Факторинговые компании предназначены для выполнения ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых компанией предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления последними расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием их оборотных капиталов. Основная цель факторинговых компаний — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Суть факторинга — уступка банку права требования долга по поставке (услуге), осуществленной с отсрочкой платежа. Факторинг позволяет: получить финансирование дополнительно к имеющимся кредитам, трансформируя дебиторскую задолженность в оборотные средства; обеспечить оборотными активами активный рост компаний, объем финансирования может существенно превышать объем кредитования; сократить издержки на работу с дебиторской задолженностью; уменьшить финансовые показатели за счет уменьшения дебиторской задолженности и увеличения выручки; минимизировать риски, связанные с ростом компании; отнести на себестоимость затраты по факторингу в полном объеме. [1]
Трастовые компании создаются с целью управления средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п.) предприятий, осуществляемого от своего имени и по поручению предприятий на основании соответствующих договоров. Трастовые компании могут управлять активами малых предприятий по следующим направлениям: хранение; представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде); распоряжение доходом и инвестированием; купля-продажа активов; привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг; учреждение, реорганизация и ликвидация юридического лица и временное управление его делами в случае банкротства; передача собственности на имущество; ведение банковских счетов; расчеты по обязательствам. [2]
Микрофинансовые институты оказывают услуги субъектам малого предпринимательства, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым финансовую систему государства. Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.
Микрофинансирование — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.
Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.
Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории, а также способствующую решению как минимум трех задач:
1. увеличения количества предпринимателей;
2. роста налоговых поступлений;
3. создания кредитной истории для дальнейшего финансирования развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.
Программы микрофинансирования осуществляют:
- специализированные микрофинансовые институты, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников;
- кредитные союзы — организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;
- сельскохозяйственные кредитные кооперативы — организации с коллективным членством, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;
- фонды поддержки предпринимательства.
Таким образом, в России на сегодняшний день развитию малого предпринимательства уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Cуществует устойчивая инфраструктура финансового обеспечения малого предпринимательства, которая развивается с каждым годом. Обеспечить доступ предпринимателей к финансам — обеспечить будущее экономики России. [3]
Литература:
1. Курт Рудольф, Ашот Хачатурян. Малый бизнес. Как не ошибиться в выборе пути при открытии собственного дела. Методические рекомендации по созданию малого предприятия/ Предисл. С. В. Емельянова, А. П. Кулешова. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 248 с.
2. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие/ под ред. А. Д. Шеремета. — М: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. — (Высшее образование).
3. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/ Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 349 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».