В статье предпринята попытка оценки прямых эффектов функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, включая динамику привлеченных инвестиций, бюджетную эффективность и экономическую эффективность налоговых льгот, а также тенденции создания новых рабочих мест в регионе.
Ключевые слова: Особая экономическая зона, Калининградская область, эффективность функционирования, бюджетная эффективность, налоговые льготы.
Для обеспечения привлечения инвестиций, ускорения экономического развития, создания условий инновационного развития национальной экономики, повышения уровня занятости, расширения внешнеэкономических взаимосвязей, во многих странах мира практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Подобный системный механизм применяется также для решения таких региональных и макроэкономических проблем, которые или не вписываются в общий порядок, или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового пространства, например, формирование территориальных «точек роста» в виде технопарков экспортной ориентации, особых экономических зон, свободных таможенных зон.
Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году. Экономические цели ее создания заключались в том, чтобы обеспечить особые условия для развития российского промышленного производства, обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни населения, а также сформировать благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
Механизм функционирования ОЭЗ был скорректирован принятием в 2006 году Федерального закона №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», в соответствии с которым было введено понятие «резидент ОЭЗ», определены требования к юридическим лицам и к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, основными из которых являются: объем инвестиций в размере не менее 150 млн. рублей, и в срок, не превышающий 3 лет со дня принятия решения о включении их в реестр [1].
Главным механизмом реализации этого режима является предоставление режима свободной таможенной зоны для товаров, ввозимых в Калининградскую область для потребления на ее территории, а также для достаточной переработки в соответствии с установленными законодательством критериями, после чего такие товары приобретают статус российских и могут вывозиться на остальную территорию России без уплаты таможенных пошлин и иных ограничений. Такая схема будет работать до 2016 года и призвана стимулировать развитие перерабатывающей промышленности в регионе.
Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлен особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта и налога на имущество, созданного также при реализации инвестиционного проекта: в первые 6 лет со дня включения в реестр резидентов данные налоги оплачиваются по ставке 0%; с 7 по 12 годы – 50% от ставки, установленной законодательством. Остальные налоги и сборы оплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Особая экономическая зона Калининградской области, как и ОЭЗ в Магаданской области, по своей сути наиболее близка к «специализированным зонам поощрения экспорта». Таким образом, данная ОЭЗ характеризуется как анклав в рамках таможенной территории государства, расположенной неподалеку от международных портов.
Установление режима ОЭЗ на определенной территории, предусматривает получение ею прямых и опосредованных эффектов (рис. 1).
Рис. 1. Потенциальные эффекты от деятельности ОЭЗ.
Источник: разработано авторами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования Особых экономических зон» существует определенная форма и порядок оценки эффективности ОЭЗ, однако данные правила не распространяется на ОЭЗ Калининградской области [2].
Поэтому целесообразно будет выявить эффективность функционирования ОЭЗ данного региона с помощью оценки эффектов, полученных территорией после установления на ней режима Особой экономической зоны. В рамках данного исследования основное внимание уделено анализу прямых эффектов, так как оценка опосредованных эффектов функционирования ОЭЗ требует дополнительных исследований.
Первым анализируемым эффектом является объем дополнительных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ Калининградской области в период с 2008 по 2012 года (рис. 2).
Рис. 2. Динамика основных инвестиционных показателей Калининградской области.
Источник: рассчитано по [6]
В 2012 году объем инвестиций в основной капитал в Калининградской области составил 71757 млн. руб. или 114% к уровню 2011 года. Анализ инвестиций в основной капитал в исследуемом периоде показал незначительную тенденцию к росту (с 70 811 млн. руб. в 2008 году до 71 757 млн. руб. в 2012 году). В анализируемом периоде объем иностранных инвестиций повысился с 9 344 млн. руб. в 2008 году до 10 692 млн. руб. в 2012 год, (на 14,43%). Ведущими странами-инвесторами являлись Кипр (37,3% - доля в общем объеме иностранного капитала), Литва (13,4%), Польша (11,8%), Нидерланды (7,8%) и Швейцария (6,9%). Наибольшая доля иностранных инвестиций была направлена в обрабатывающие производства (52,83%). Основными инвесторами, привлекающими дополнительные инвестиции в регион, являются организации-резиденты, поэтому целесообразно оценить динамику резидентов ОЭЗ (табл. 1).
Таблица 1
Динамика резидентов и численности занятых на предприятиях-резидентах в ОЭЗ Калининградской области [5]
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Количество зарегистрированных организаций-резидентов |
68 |
75 |
83 |
110 |
122 |
125 |
Количество действующих организаций-резидентов |
41 |
47 |
54 |
77 |
89 |
91 |
Численность занятых, человек |
2650 |
4695 |
5474 |
7136 |
9539 |
10470 |
В единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области с 2006 года включено 125 организаций, из них по данным на июнь 2014 года действующими являются 91. Наибольшее количество резидентов в единый реестр было включено в период с сентября 2010 по сентябрь 2013 года - 39 организаций с общим объемом заявленных инвестиций 31,1 млрд. руб. (31% от общего количества зарегистрированных резидентов ОЭЗ).
Объем заявленных инвестиций резидентов ОЭЗ в Калининградской области по состоянию на нынешний 2014 год составляет 74 757 млн. рублей. Наибольшее количество организаций, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ, осуществляют инвестиционные проекты в обрабатывающих отраслях экономики, на транспорте, а также в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг [3].
В течение 2013 года в эксплуатацию введены 8 высокотехнологических промышленных предприятий - резидентов ОЭЗ, а именно: ООО «Инфамед-Калининград», ООО «Газ-Ойл», ООО «Калининградский Деликатес», ООО «Сибирский деликатес», ООО «Отечественный продукт», ООО «Калининградская мясная компания», ООО «Фабрика обоев Прима Италияна» и ЗАО «Герсан-Р». На перечисленных предприятиях работает 1336 человек, из них новых рабочих мест, созданных за 2013 год, составляет 700. Численность занятых на предприятиях-резидентах ОЭЗ увеличилась за анализируемый период времени фактически в 4 раза, и составила 10470 человек, по данным на 2013 год.
Следующим этапом исследования является оценка тенденции к увеличению налоговых поступлений. Для этого оценим бюджетную эффективность налоговых преференций и экономическую эффективность налоговых льгот, с точки зрения наполняемости бюджетов (таблица 2).
Таблица 2
Объем налоговых платежей и выпадающих доходов федерального и регионального бюджетов в 2008 - 2013 гг., млн. рублей [5]
№ |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
Объем выпадающих доходов бюджетов всех уровней, в т.ч.: |
964,33 |
1719,28 |
2614,61 |
3595,92 |
4324,99 |
3599,63 |
|
в бюджет РФ |
- |
- |
190,66 |
268,81 |
350,56 |
359,96 |
|
в бюджет КО, в т.ч.: |
- |
- |
2423,95 |
3327,12 |
3974,43 |
4026,59 |
|
- по налогу на имущество организаций |
- |
- |
708,05 |
907,83 |
819,43 |
786,92 |
|
- по налогу на прибыль организаций |
- |
- |
1715,90 |
2419,29 |
3154,99 |
3239,67 |
2 |
Сумма налоговых платежей |
937,36 |
1557,24 |
2576,99 |
4618,38 |
2956,19 |
3467,15 |
За анализируемый период можно наблюдать стабильный рост налоговых платежей. Согласно официальным данным Министерства финансов Калининградской области, в 2013 году резидентами ОЭЗ уплачено налогов в бюджет Российской Федерации на сумму 3467,15 млн. рублей (увеличилась в 3,7 раза за анализируемый период). Однако целесообразность предоставления налоговых льгот была оправдана лишь в 2011 году, когда бюджетная эффективность налоговых преференций достигла 128,43%. Общая бюджетная эффективность за весь анализируемый срок равна 95,81% (рис. 3).
Рисунок 3 - Бюджетная эффективность предоставления налоговых льгот, %
Источник: Рассчитано авторами на основе [5].
Объем выпадающих доходов бюджетов за 2013 год, образующийся в связи с использованием резидентами ОЭЗ особого порядка уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, составил 3599,63 млн. рублей, в том числе: налог на прибыль - 3239,67 млн. рублей, налог на имущество - 786,92 млн. рублей. Данный показатель уменьшился по сравнению с 2012 годом на 16,8%.
Для оценки экономической эффективности налоговых льгот, полученных соответствующей ОЭЗ, рассмотрим ключевые показатели экономической деятельности за последние 6 лет (табл. 3).
Таблица 3
Динамика ключевых показателей деятельности ОЭЗ
№ п/п |
Показатель, |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Динамика, % (2008 г. к 2013 г.) |
1 |
Объем производства товаров/работ |
16820,87 |
23539,22 |
32356,87 |
52210,58 |
63767,59 |
76326,13 |
453,76 |
2 |
Прибыль до налогообложения |
3249,99 |
6076,56 |
7891,8 |
13716,1 |
17527,75 |
14979,87 |
460,92 |
3 |
Объем поставок товаров и услуг на экспорт |
789,16 |
2710,11 |
1674,64 |
11274,55 |
32783,95 |
н/д |
н/д |
4 |
Объем поставок товаров и услуг в другие субъекты РФ |
0 |
1224,81 |
12455,03 |
15786,95 |
н/д |
н/д |
н/д |
5 |
Объем инвестиций в основной капитал |
10872,88 |
10361,21 |
12913,09 |
7377,75 |
16773,53 |
14687,51 |
135,08 |
Источник: рассчитано авторами по [5]
Наблюдается ежегодный рост стоимостного объема оказанных услуг и отгруженной продукции, за анализируемый период данный показатель увеличился в 4,5 раза и составил 265 млрд. рублей. Рост данного показателя обеспечен увеличением объема производимой продукции крупными производственными предприятиями резидентов ОЭЗ, такими как: ЗАО «Содружество-Соя», ООО «Союз-ТТМ», ООО «Мираторг Запад», ООО ПКО «Отечественный продукт».
В рамках исследования был произведен расчет показателей экономической эффективности предоставления ОЭЗ налоговых льгот с использованием методики Ушакова В.В. [4]:
- уровень отдачи налоговых льгот по инвестициям составляет 4,34, следовательно, на 1 руб. налоговых льгот привлечено 4,34 руб. инвестиций;
- уровень налоговых льгот на единицу привлеченных инвестиций составляет 0,23 (руб. льгот, которые приходятся на каждый привлечённый рубль инвестиций);
- объем реализованной продукции в расчете на единицу предоставленных льгот составляет 13,13, следовательно, на 1 руб. льгот приходится 13,13 руб. реализованной продукции;
- объем льгот, приходящихся на единицу реализованной продукции равен 0,076 (обратный показатель).
В целом можно говорить о том, что за период действия особых экономических механизмов в регионе качественные результаты имеют следующие характеристики:
1) в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области с 2006 года включено 125 организаций, из которых на текущий момент действующими являются 91, в сфере обрабатывающих производств работает 61% резидентов, доля организаций в сфере транспорта и связи составляет 21%;
2) в организациях-резидентах фактически создано более десяти тысяч рабочих мест (при выходе организаций-резидентов на проектную мощность среднесписочная численность работников составит 16 тысяч человек);
3) фактически вложенных резидентами ОЭЗ инвестиций на 13,72% превышают завяленные уровни капиталовложений (по данным на 2014 год данный показатель равен
85 017 млн. рублей), что свидетельствует об инвестиционной привлекательности региона;
4) объем промышленной продукции в 2012 году составил 330,4% по отношению к уровню 2004 года в сопоставимых ценах (в целом по России - 126,5%), что является одним из лучших показателей среди субъектов РФ. Указанный рост обеспечен увеличением объема произведенной продукции наиболее крупными организациями-резидентами ОЭЗ, а именно ЗАО «Содружество-Соя», ООО «БалтКерамика», ООО «Первая Картонажная Фабрика», ООО «Пятый элемент», ООО «Пранкор», ООО «Мираторг Запад».
Таким образом, в определенной степени есть позитивные результаты реализации целей создания Особой экономической зоны на территории региона. Отчасти можно говорить и о формировании благоприятного инвестиционного климата для потенциальных резидентов, Однако, к текущему моменту не удалось обеспечить высокий уровень занятости на действующих предприятиях-резидентах, поскольку пока на долю занятых в них приходится лишь 2,1% общего количества занятых в области.
В таких условиях вопросы формирования новой модели эффективного экономического развития Калининградской области становятся особо актуальными. Причем, разработка новых механизмов должна сопровождаться одновременным определением способов оценки всех возможных типов эффектов, связанных с корректируемыми инструментами экономического регулирования.
Литература:
- Федеральный̆ закон «Об Особой̆ экономической̆ зоне в Калининградской̆ области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской̆ Федерации» №16-ФЗ от 10 января 2006 г. // СПС «Консультант Плюс»
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» от 10 июня 2013 г. № 491 // Собрание законодательства РФ.
- Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в ФЦП развития Калининградской области» от 7 июня 2014 г. № 526 // Собрание законодательства РФ
- Ушаков В.В. Государственное регулирование создания и функционирования особых экономических зон в России // Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. М., 2007. 19 с.
- Официальный сайт Министерства финансов Калининградской области // URL: http://www.minfin39.ru
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области // URL: http://kaliningrad.gks.ru