В статье рассмотрены основные проблемы и возможности трансграничного сотрудничества регионов Союзного государства Беларуси и России. Представлен механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.
Ключевые слова: интеграция, Союзное государство, приграничное сотрудничество, трансграничное сотрудничество.
Развитие интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России дает значительные преимущества обоим государствам. Оно позволяет Беларуси укрепить свои позиции на российском рынке, а России, наоборот, на белорусском; дает Беларуси возможность получать энергоносители по льготным ценам, способствует увеличению притока инвестиций, в которых она остро нуждается для обеспечения устойчивого роста экономики и модернизации производственной инфраструктуры.
Для развития еще более тесной интеграции существуют все необходимые предпосылки. Россия является главным внешнеторговым партнером Беларуси - практически единственным поставщиком энергоресурсов в страну и основным рынком сбыта продукции многих отраслей ее экономики, особенно обрабатывающей промышленности [2, С. 54]. Значительна и роль Беларуси во внешнеторговом обороте России. В период с 1995 по 2013 год на нее приходилось от 20 до 40 процентов в общем объеме экспорта России в страны СНГ, от 16 до 41 процентов в общем объеме импорта [1].
Нельзя не отметить, однако, что, несмотря на долгосрочное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, имеется ряд серьезных проблем, мешающих развитию интеграции между ними.
В работе «Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор интеграции Беларуси и России: концептуальный подход» П.Г. Никитенко отметил главные, на его взгляд, причины нереализованности потенциала интеграционных экономических связей двух стран (Беларусь и Россия) на уровне приграничных территорий.
Во-первых, на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как особый вид международных экономических отношений, имеющих свою специфику целей, интересов, объекта и методов управления.
Во-вторых, в интеграционной политике формирования Союза Беларуси и России основной упор сделан на межгосударственный и национальный уровни, а региональное и местное звено управления в правовом и организационно-финансовом плане не определены как равноценные. В связи с этим отсутствует четкая и последовательно реализуемая политика развития приграничного сотрудничества как одного из аспектов белорусско-российского союзного строительства. Как следствие, со стороны наднациональных органов не осуществляется в должной мере организационно-методическая помощь и не созданы каналы финансовой поддержки, как это имеет место, например, в практике ЕС.
В-третьих, зачастую самым негативным образом на развитии приграничных контактов сказывается несоответствие компетентности органов местной власти Беларуси и России, вытекающее из различий в построении системы местного управления и самоуправления, определенной асимметричности в проведении рыночных реформ, особенностей моделей социально-экономического развития и используемых методов управления экономикой. В результате приграничные связи развиваются не по классической схеме взаимодействия между региональными органами управления двух стран, а требуют вмешательства центра. Это приводит к перекосам в сторону реализации национальных интересов, снижает инициативность местных властей и лишает сотрудничество организационно-экономических предпосылок в сферах, определяющих социально-экономическое развитие приграничной территории [5, с.13-14].
В то же время за последние годы значительно расширились сотрудничество между отдельными городами и районами Беларуси и России, что создает реальную основу для межрегионального сотрудничества.
Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг строительства. Трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений России и Беларуси. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственные связи с зарубежными партнерами. В частности, существенный вклад в организацию и развитие трансграничного сотрудничества вносят предприятия с иностранными инвестициями.
Так, рассматривая сотрудничество Гродненской области с регионами Российской Федерации, стоит отметить, что всего зарегистрировано 176 таких предприятий, из них 130 с совместным и 46 – с иностранным капиталом с участием инвесторов из 24 стран. При этом 53 процента предприятий расположено в г. Гродно. Доля иностранного капитала в виде уставного фонда в Гродненской области составляет свыше 10 млн. Основной объем инвестиций приходится на Австрию (37,0 процентов), Польшу (27,9 процентов), Чешскую Республику (11,2 процента), Литву (10,3 процента) и Германию (3,2 процента).
На рисунке представлен один из способов развития трансграничного сотрудничества между регионами Союзного государства ― механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.
Рисунок. Механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов
Задачами первого этапа предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов является определение современных тенденций развития региона, анализ роли и характера влияния национальной политики на динамику его развития, а также анализ внешнеэкономической деятельности региона. Проведенное в рамках первого этапа исследование позволит определить или скорректировать основные направления, в рамках которых целесообразно развивать трансграничное сотрудничество [6, С. 27].
Определение возможностей региона в интеграции и трансграничном сотрудничестве происходит на втором этапе. Оценку потенциала его развития можно проводить по трем группам элементов – неизменным, условно неизменным и медленно изменяющимся.
К неизменным элементам потенциала относятся площадь территории, географическое положение, климат, рельеф местности. К условно неизменным элементам потенциала можно отнести почвенные и рекреационные ресурсы, а также достопримечательности, объекты культурного и археологического наследия, то есть все то, что не изменяется при нормальных условиях, однако может исчезнуть или потерять свои ценные свойства в случае какого-либо бедствия, например, пожара, или в результате негативного воздействия – к примеру, загрязнения окружающей среды. В группу медленно изменяющихся элементов потенциала входит население, минеральные и биологические ресурсы, транспортная инфраструктура. Безусловно, эти элементы изменяются, но, как правило, сравнительно медленно. Исследование потенциала региона необходимо дополнить анализом его экономического развития, а также оценкой интеграционных процессов и конкурентоспособности, причем не только экономики региона в целом, и ее важнейших составляющих – в частности, малого предпринимательства [4], особенно малых инновационных предприятий [3].
На третьем этапе происходит формирование организационных структур трансграничного сотрудничества. Необходимо определить уровни сотрудничества (международный, межгосударственный, региональный, муниципальный); выбрать из уже существующих или создать новые органы управления трансграничным сотрудничеством региона; определить их основные функции.
Целью четвертого этапа является формирование альтернатив и стратегии развития региона на уровне трансграничного сотрудничества. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи, как обоснование приоритетных направлений развития сотрудничества региона; разработка проектов и программ сотрудничества; формализация трансграничного сотрудничества в соглашения и договоры.
И, наконец, на пятом этапе происходит реализация и оценка полученных результатов. Осуществляется реализация выбранных направлений сотрудничества; при необходимости - корректировка проектов и программ. Важной задачей является также мониторинг реализации трансграничного сотрудничества по выбранным направлениям.
Ключевыми моментами разработанного механизма являются, во-первых, необходимость создания единой стратегии социально-экономического развития регионов; во-вторых, наделение региональных органов управления большей самостоятельностью в организации трансграничного сотрудничества; в-третьих, использование специфических условий расположения трансграничных регионов для улучшения их социально-экономического потенциала.
Таким образом, трансграничные регионы России и Беларуси заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, решении таможенных вопросов, обеспечении необходимого режима пересечения государственной границы. Реализация предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов позволит развивать интеграционные процессы. Что, в свою очередь, будет способствовать решению вопросов более эффективного использования природных ресурсов, налаживанию экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшению транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.
Литература:
1. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/# (Дата обращения: 16.09.2014).
2. Войтик Н.А., Сергиевич Н.Ф. Таможенный союз как эффективная форма интеграционных процессов // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 30. - С. 53-57.
3. Дупленко Н.Г. Развитие малого инновационного предпринимательства на основе согласования экономических интересов // Балтийский регион. - 2012. - № 3 (13). - С. 34-46.
4. Зонин Н.А., Кашпаров Д.В. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - С. 7-10.
5. Никитенко, П.Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. – Минск: Право и экономика, 2008.
6. Огнева Н.Ф., Никифорова И.В. Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - C. 27-28.