В статье рассмотрены основные группы ключевых факторов успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям. Проанализировано влияние, которое оказывает на них эксклавный характер территории региона.
Ключевые слова: Калининградская область, ключевые факторы успеха, КФУ вуза, образовательная программа, менеджмент, эксклав.
Важнейшее значение для любой организации, в том числе и образовательного учреждения, имеет решение проблемы распределения ограниченных ресурсов для достижения конкурентных преимуществ. Для обеспечения решения этой проблемы необходимо выявить конкурентные возможности, которые организация должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться успеха. Эти возможности сконцентрированы в понятии «Ключевые факторы успеха» (КФУ). При этом КФУ неодинаковы для различных отраслей и изменяются в зависимости от желаемых целей. Таким образом, КФУ — это те факторы, которым образовательное учреждение должно уделять особое внимание на определенном рынке, так как они определяют его успех на этом рынке, его конкурентные возможности. При этом важное значение имеет учет особенностей рынка, в том числе и эксклавности, если речь идет для Калининградской области.
Ключевые факторы успеха в отрасли - это потребительские свойства товара, опыт и знания, конкурентные возможности, успехи на рынке и вообще все, что повышает прибыльность организации. Неправильная оценка тех или иных факторов успеха ведет к выбору ошибочной стратегии и целей.
Так в чем же основное преимущество образовательного учреждения? Каковы ключевые факторы его успеха? Правильный ответ - в том, что абсолютно все имеет значение, хоть и в разной степени. Стратегия образовательного учреждения базируется на всей системе видов деятельности, уровней и направлений подготовки, а не какой-то их части [1, с. 56]. Источник его конкурентного преимущества заключается в способе, которым его виды деятельности, уровни и направления подготовки дополняют и усиливают друг друга. Правильное их сочетание блокирует попытки подражания путем создания цепочки ценности, которая так же прочна, как и прочна самая сильная связь между ее звеньями [4, с. 85]. Во многих организациях с сильной стратегией виды деятельности дополняют друг друга способом, который создает реальную ценность. Издержки одних операций снижаются за счет выполнения других. Подобно этому ценность одного вида деятельности для потребителей может быть повышена за счет других видов деятельности. Именно таким образом их правильное сочетание обеспечивает конкурентное преимущество и высокую прибыльность [2, с. 18].
Ключевые факторы успеха являются общими для всех предприятий отрасли, в данном случае сферы высшего профессионального образования (ВПО). Дело не в том, может или не может конкретное образовательное учреждение ВПО в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерными для отрасли.
Рассмотрим теперь влияние эксклавности на КФУ высшего профессионального образования по экономическим направлениям.
Первая группа факторов – это КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве. К ним можно отнести опыт организации научных исследований; способность быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений; наличие опыта работы с передовыми технологиями. Безусловно, для экономических направлений подготовки эти факторы имеют более упрощенное содержание, чем в отраслях высокой технологии. В то же время от них нельзя отказываться и при подготовке менеджеров. Что касается передовых технологий, то здесь, по нашему мнению, речь может идти, в первую очередь, о программном обеспечении. При оценке способности быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений речь пойдет в большей степени об организационных нововведениях. Опыт же организации научных исследований имеет столь же большое значение и для экономических направлений ВПО, как и для других направлений, в том числе инженерно-технических [5, с. 72].
Такой КФУ, как создание высоких барьеров входа в отрасль образования благодаря использованию дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования, применительно к образовательным услугам ВПО экономических направлений, по нашему мнению использовать нецелесообразно. Влияние эксклавности на данную группу факторов проявляется, на наш взгляд, в большей значимости совместных научно-исследовательских проектов с университетами зарубежных стран, в отнесении к числу передовых технологий тех, которые являются передовыми не только для российских вузов, но и иностранных вузов окружающих эксклав государств. Для Калининградской области это Литва, Польша, а также Германия.
Вторая группа факторов – КФУ, связанные с организацией образовательного процесса. К ним относятся низкая себестоимость и высокое качество образовательных услуг. Обычно к данной группе относят также высокую фондоотдачу, но для образовательных услуг по экономическим направлениям этот фактор, по нашему мнению, учитывать нецелесообразно [4, с. 74].
На себестоимость образовательных услуг эксклавность может оказывать негативное влияние в части издержек, связанных с оплатой потребленной электроэнергии и коммунальных услуг, которые могут оказаться выше, чем на основной территории страны, вследствие необходимости транзита энергоносителей через территорию иностранных государств. Что же касается высокого качества образовательных услуг, то в данном аспекте положение вузов эксклавного региона может быть как более, так и менее сложным, чем вузов на основной территории страны. Если окружающие страны характеризуются более низким уровнем социально-экономического развития, то вузы экслава становятся более привлекательными по сравнению с вузами данных стран, а требования к качеству образовательных услуг первых могут быть, соответственно, более низкими. В случае же с Калининградской области требования к качеству образовательных услуг ее вузов повышаются, так как их конкурентами являются вузы европейских стран.
К третьей группе факторов относятся КФУ, основанные на маркетинге. Сюда можно включить хорошо организованную собственную сеть филиалов или наличие твердых партнерских отношений с другими образовательными учреждениями; положительный имидж образовательного учреждения, его структурных подразделений и образовательных программ; обладание современными технологиями продвижения образовательных продуктов и пр. [7]
Влияние экславности региона в данном случае заключается в том, что в качестве партнеров чаще выступают зарубежные образовательные учреждения. Можно предположить, что облегчается распространение филиальной сети вузов эксклава на близлежащие территории граничащих с ним стран, однако для Калининградской области это в настоящее время не характерно.
Четвертую группу составляют КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом: профессиональное превосходство, признанный талант (имеет огромное значение в сфере образовательных услуг); обладание ноу-хау образовательного процесса, авторскими педагогическими разработками; изучение основных тенденций и трендов в развитии как микро-, так и макросреды, прогнозирование их влияния на деятельность образовательного учреждения; постоянное отслеживание информации, касающейся видов деятельности образовательного учреждения и его конкурентов [6]. По нашему мнению, в настоящее время эксклавность региона не оказывает на данную группу факторов столь большого влияния, как на рассмотренные выше.
То же можно сказать и в отношении пятой группы КФУ – факторов, связанных с организацией и управлением. К ним можно отнести наличие эффективных и надежных информационных систем; способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий; опытную в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированную управленческую команду; использование системы контроля качества образовательных программ.
К пятой тесно примыкает шестая группы КФУ (часто их объединяют) - КФУ, относящиеся к персоналу. К данным факторам можно отнести развитие и применение потенциала каждого сотрудника и преподавателя; применение эффективных методов мотивации и стимулирования труда персонала, развитую систему поощрений; набор только высококвалифицированного персонала с научными степенями, опытом работы в своей области; постоянное повышение квалификации и уровня образования персонала, проведение тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов, стажировок; достойный уровень заработных плат; создание благоприятного климата в коллективе образовательного учреждения; развитие «командного духа», поддержание сплоченности, здоровой конкуренции в коллективе и т. д. [8]
Влияние, которое оказывает эксклавность региона на данную группу факторов, зависит от того, как соотносится уровень социально-экономического развития региона и окружающих его стран. Для Калининградской области его можно оценить, скорее, как негативное, поскольку более привлекательные в материальном плане условия работы в вузах стран ЕС могут привести к оттоку в них наиболее перспективных кадров из калининградского эксклава. С другой стороны, для Крыма ситуация является прямо противоположной. Тяжелейшая обстановка в восточных областях Украины приводит к тому, что наиболее перспективные кадры из вузов этих областей переезжают в другие страны и регионы, в том числе в Крым.
Следует отметить, что возможно выделение и других КФУ, однако мы ограничились перечисленными как наиболее значимыми.
Таким образом, эксклавность территории в большей степени оказывает влияние на такие группы КФУ программ высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», как КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве; КФУ, связанные с организацией образовательного процесса; КФУ, основанные на маркетинге. На КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом, а также КФУ, связанные с организацией и управлением, по нашему мнению, экславность региона оказывает меньшее влияние. Хотя в случае активного сотрудничества с зарубежными вузами, развития академического обмена вузы эксклавного региона имеют больше предпосылок для получения конкурентных преимуществ в данной сфере. Влияние эксклавности на КФУ, относящиеся к персоналу, является, по нашему мнению, противоречивым и зависит от специфики конкретного региона.
Литература:
- Викторова Е.М. Формирование мотивов потребительского поведения на современном российском рынке образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук. : 08.00.05. – Волгоград, 2013.
- Гараев И. М., Фасхиев Х. А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг. - Камск: Камский государственный политехнический институт. – 2002.
- Демченко С.Г., Юсупова Г.Р. Использование метода факторного анализа для выявления особенностей образа «идеального вуза» // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. - № 1. – С. 84-91.
- Кашпаров Д.В. Стратегические аспекты развития региона и малого предпринимательства в совершенствовании среднего профессионального образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 3. С. 72-77.
- Ковалева О.П. Формирование лояльности как фактора повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук. : 08.00.05. – Санкт-Петербург, 2009.
- Отчет оценки качества образования и уровня удовлетворенности потребителей Томского государственного университета. – Томск: Томский государственный университет, 2012.
- Ткачев И.С. Совершенствование механизма повышения качества образовательных услуг на основе мониторинга удовлетворенности потребителей : дис. … канд. экон. наук. : 08.00.05. – Москва, 2012.
- Шевченко Ю. А. Применение проективной методики «Я-ВУЗ» при исследовании конкурентоспособности вуза // Науковедение. - 2013. - № 3 (16). - С. 39.