В данной статье рассматривается янтарная отрасль Калининградской области. На основе анализа показателей работы янтарной промышленности определяются основные проблемы и разрабатываются предложения по её развитию.
Ключевые слова: янтарная отрасль, Калининградская область, Федеральный центр янтаря.
Муниципальное образование МО «Янтарный городской округ» - самобытный культурный центр, который имеет связь с историей, а так же чистый песчаный пляж и теплое Балтийское море. В п. Янтарный этого МО находится единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря открытым способом. Всего в Калининградской области разведано три месторождения янтаря и восемь его проявлений. Крупнейшими месторождениями являются Пальмникенское и Приморское. Общие запасы минерала на них составляют 173,6 тысяч тонн. Оба этих месторождения контролируются государственным унитарным предприятием «Калининградский янтарный комбинат». Комбинат является единственным предприятием, которое имеет лицензию на добычу камня из месторождений. Еще одно месторождение – Филино, его разведанные запасы составляют 78,7 тысяч тонн, однако месторождение в настоящее время не разрабатывается. [5]
Месторождения «солнечного камня» встречаются на Сицилии (там его называют симетитом), в Румынии (румэнит), Мьянме (бирмит), Канаде, в некоторых местах Атлантического побережья США, Мексике, Доминиканской Республике (Доминиканский янтарь), на Украине (Ровненская область), в незначительном количестве на побережье прибалтийских стран (Литва, Польша). Но залежи янтаря в Калининградской области по оценкам специалистов составляют не менее 90% от мировых. [3]
Динамика объемов добычи янтаря за последние годы представлена в таблице 1. [4]
Таблица 1
Показатели работы янтарной отрасли Калининградского региона
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
В среднем за анализируемый период |
Объем добычи, т. |
323 |
330 |
341 |
342 |
303 |
328 |
Объем официального вывоза из Калининградской области янтаря – сырца, т |
407 |
697 |
396 |
422 |
339 |
452 |
Соотношение экспортных поставок и добычи янтаря, % |
126 |
211 |
116 |
123 |
112 |
138 |
Как видно по данным таблицы 1, на экспорт янтарь-сырец поступает гораздо в большем количестве, чем его добывают. В среднем объем экспорта превышает добычу за анализируемый период на 38%. Наглядно это представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика добычи и экспорта янтаря, т
При этом объяснить ситуацию не могут порой даже специалисты и работники области. Превышение экспорта над легальной добычей может происходить по двум основным причинам:
‒ либо из-за реализации запасов со складов Янтарного комбината,
‒ либо из-за экспорта нелегально добытого янтаря.
По официальным данным на сегодня 90% добытого янтаря поставляется на экспорт в качестве сырья. Динамика и структура экспорта янтаря представлена на рисунке 2. Рисунок составлен по официальным данным «Янтарный комбинат». [4]
Рис. 2. Динамика и структура экспорта янтаря-сырца, тонн
К сожалению, более «свежие» данные о деятельности янтарной отрасли недоступны, так как основным субъектов в этой отрасли является «Янтарный комбинат». Государственное унитарное предприятие находится в ведении министерства финансов правительства РФ. Комбинат полностью соответствует статусу «государственного предприятия»: данная структура является предельно закрытой. При этом комбинат является монополистом, и вся отрасль зависит от политики предприятия в ценообразовании и в области сбыта.
Таким образом, производимые в области калининградскими предприятиями и частными предпринимателями изделия из янтаря составляют 10%, из которых лишь 20% пользуются спросом на зарубежных рынках, а 80% реализуется на территории России. Ведущими предприятиями в сфере обработки янтаря являются:
‒ ОАО «Янтарный Ювелирпром»
‒ ООО «Сувениры Балтики»
‒ ООО «Русский Янтарь»
‒ ООО «Янтарная Волна»
‒ ООО «Янтарный иллюзион»
‒ ООО «Янтарная Лагуна»
‒ ООО «Амбертрин».
«Янтарному комбинату» - монополисту в этой отрасли, в существующих условиях выгодны именно значительные продажи (в т. ч. за границу), без развития переработки.
Таким образом, на лицо две основных проблемы янтарной отрасли региона:
‒ низкие показатели по обработки янтаря (отсутствие развития переработки),
‒ наличие нелегальной добычи и вывоза янтаря.
В существующих экономических условиях прибавочная стоимость от обработки янтарного сырья не может оставаться на территории России и являться источником, стимулирующим национальную экономику. Эту важную функцию обработка янтаря скорее выполняет для экономики Польши, Литвы, Китая и других стран мира. По данным правительства Калининградской области, зарубежные переработчики готовы покупать сырье по ценам на 30-40% выше, чем российские. Помимо этого возникает возможность заработать на освобождении экспортного товара от НДС (цены внутри страны выше экспортных на ставку налога), увеличив торговую наценку.
Кроме того, приводятся результаты сравнительного анализа цен, которые декларирует Янтарный комбинат, и цен, по которым реально можно купить янтарь внутри области через посредников. Они различаются в среднем в 1,5 раза. Так, например, отпускная цена килограмма поделочного янтаря весом от 200 до 300 грамм составляет 15,5 тысяч рублей. При этом реальная рыночная цена такого камня в Калининградской области для обычных переработчиков составляет уже 23,3 тысячи рублей или на 50,3% больше. Литовские переработчики получают камень по 24,8 тысяч рублей за килограмм, польские - по 27,9 тысяч рублей, китайские - по 31 тысячи рублей. На уникальных камнях посредники зарабатывают еще больше. Так, например, на уникальный янтарь весом от 500 до 1000 грамм Янтарный комбинат декларирует цену в 39 тысяч рублей за килограмм. На региональном рынке его реально можно купить за 58,5 тысяч рублей за килограмм. Литовский предприниматель его получает уже по 62,3 тысячи рублей, польский - по 74,1 тысячи рублей, китайский - по 77,9 тысяч рублей. [5]
По этой причине необходимо создать все условия для развития не только добычи, но и обработки янтаря в России, в том числе с участием иностранного капитала. У нас сейчас прекрасная возможность занять эту нишу. Наша позиция - мы можем сделать на базе МО «Янтарный городской округ» "Федеральный центр Янтаря", в котором будут созданы все условия по переработке янтаря, где будет виден и четко прослеживаться весь процесс от добычи янтаря до переработки и изготовления художественных изделий из янтаря. Это предложение может стать основой для разработки стратегия развития целой янтарной отрасли, и в том числе Калининградской области. И такой "Федеральный центр Янтаря" может стать брэндом нашей области.
Целью продвижения бренда является создание монополии в данном сегменте рынка. Создавая легальные условия для добычи и обработки янтаря и продвигая соответствующий бренд "Федеральный центр Янтаря", есть возможность привлечь необходимые для развития этой отрасли инвестиции.
Для продвижения «янтарного» бренда предлагается развивать туристический комплекс. Для этого в рамках федерального центра предлагается организовать «Деревню янтарных промыслов». Это должен быть туристический маршрут, в котором будут отражены все особенности янтарного производства и истории Янтарного. В поселке Янтарный большое количество людей, занимающихся обработкой янтаря, художники, ремесленники. Там же расположено уникальное предприятие «Калининградский янтарный комбинат», где добыча янтаря осуществляется открытым способом.
Дополнительными факторами, привлекающими туристов на Балтийское побережье, являются пляж и море. Пляж в Янтарном песчаный, чистый. В Устюге есть Дед Мороз и там его дом, в городе организовали целый комплекс мероприятий по привлечению туристов и они идут нескончаемым потоком! В Калининградской области так же можно создать свой бренд "Федеральный центр янтаря", который поможет позиционировать область, как столицу янтаря. Это особенно актуально, так как уже сегодня Калининградская область ассоциируется у большинства туристов (особенно у отечественных) с солнечным камнем. И каждый турист, уезжая из области, старается приобрести сувениры из янтаря. На многих официальных, торжественных мероприятиях как местного, так и федерального и международного уровня янтарные изделия выступают в роли символов.
Таким образом, бренд " Федеральный центр янтаря" может очень быстро стать весьма узнаваемым и послужить фактором, привлекающим инвестиции в развитие данной отрасли, а так же стать источником пополнения бюджета не только МО «Янтарный городской округ», но и области.
Литература:
1. Буланов А. В. Бренд 2.0. От философии к практике. - М.: ОАО «Красная звезда», 2013. - С. 496.
2. Калининградский янтарный комбинат: Литва будет обеспечена янтарем только при создании совместных предприятий. – Режим доступа: http://www regnum.ru, 19 февраля 2014 № 1036579
3. «Полудрагоценная стратегия»: принят очередной план вывода янтарной отрасли из кризиса. - Режим доступа: http://www.newkaliningrad.ru/news/economy/
4. Сайт ТОСГС по Калининградской области [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://kaliningrad.gks.ru
5. Янтарь законе // Российская Газета. Регион. Калининградская область- Режим доступа: chrome-extension: //oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http: //www.rg.ru/ files/special_editions/data/723.pdf