В языке, в частности, и в литературном, как в любом социальном явлении, происходят определенные изменения. Обычно орфоэпия может применяться в смысле литературного произношения. Литературное произношение формируется в процессе правильного произношения в речи слов и фонем, соблюдения интонации, ударения и паузы. Хотя в каждом языке, в том числе и в узбекском, имеются множество диалектов и фактически невозможно привести их в абсолютно одинаковую форму, но, всё же в процессе развития литературного языка формируются общие нормы произношения.
В деле сохранения норм литературного языка и правильной передачи речи говорящего к слушателю, важную роль играет правильное произношение звуков речи. В узбекском языке звуки речи делятся на гласных и согласных. В сегодняшнем узбекском языке имеются 6 (вместе с боковыми звуками 10) гласных. Эти звуки в разных диалектах произносятся людьми по-разному.
Как известно, формирование у учащихся культуры письменной и разговорной речи начинается с детского сада и является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Педагогическая практика, проведённая в ряде школ показала, что многие учащиеся не знают правил писания, не различают простые литературные слова от диалектических выражений, синонимов и паронимов. Некоторые даже не могут представить себе как надо пользоваться цитатами из произведений, пословицами и поговорками. Всё это свидетельствует о несформировавшейся у них навыков культуры речи, о слабом внимании в школах к данному вопросу. В начальных классах формирование культуры речи должно стать главным вопросом. Потому что если учитель сумеет эффективно обучит детей к правописанию (рос — т, пас — т, текс — т, гўш — т, каф — т) самостоятельно составлять слова из букв и правильно их произносить, то у учеников быстро формируются навыки речевой культуры.
1. Непонимание различий между сложносочиненными и парными словами часто встречаются в речи школьников Зааминского, Бахмальского, Галляаральского, Мирзачульского и Пахтакорского районов. Вот примеры из живой речи: Галла — орол, Пахта — обод, Арна — сой, ер — ёнғок.
2. Ошибки, допускающиеся из-за неумения различить имена собственные от нарицательных существительных. К примеру: Анор — анор, (Анор — имя человека, и анор — один из видов фруктов (гранат)).
3. Неумение различать звуков в конце слов. К примеру: Бориб — борип, Сўраб — сўрап, Озод — озот, Банд — бант.
4. Ошибки, связанные с индивидуальной речью (дети с дефектами произношения). К примеру: Болала — болалар, Айтила — айтдилар, Бояй экансиз — борар экансиз.
В речи учащегося не различаются при произношении согласные Ғ и Қ, в результате чего эта ошибка переходит и на письменную речь. Примеры: ўртоқ — ўртоғ, сўроқ — сўроғ и прочее.
Встречается пропуск гласных И и У. Например: Эшитиб — эштиб, Иккита — икта.
Звук Р в речи учащихся джизакского диалекта произносится совсем слабо. В некоторых случаях пропускается звук Р в конце аффикса — лар. К примеру: Отамла(р), Дадамла(р).
Вместо орфографического согласного Ф применяется П. Примеры: Туф — туп, Туфон — тупон и прочее.
Вместо литературного орфографического Й используется Ж. К примеру: Йўл — жўл, Йўтал — жўтал, Йўқ — жўқ.
Сегодня в речи учащихся часто встречаются случаи нарушения литературных норм произношения русских — интернациональных слов.
Наблюдения показали что многие ученики испытывают затруднения при написании и произношении слов с участием фонем Ф, П, Ш, Ъ и Ь.
Как известно, в учебниках дана тема и про парных согласных, так как возникают трудности при их написании и произношении. Следовательно, учитель в процессе объяснения данной темы должен обратить больше внимания к самостоятельным занятиям.
Некоторые ученики не различают звуков Е, Э, Й. Для устранения этого недостатка целесообразно использовать нижеследующие методы:
1. На доску вывешиваются маленькие снимки вещей, название которых начинается именно с этих звуков.
2. Путём работы над словарной доской. Учитель разделяет доску линией на три части. В одну сторону напишет слова с участием звука Е, в другую — с Э, в третью — с Й и с помощью конкретных примеров объясняет ученикам различии между ними.
3. Требуется чётко разъяснять ученикам правильное произношение и написание букв Е, Э, Й.
4. Ученикам даётся задание написать по три предложения с участием звуков Е и Э. Это поможет им лучше уловить суть темы.
Фонетические процессы, связанные со звуками Х и Ҳ.
Известно, что узбекский язык богат на диалекты. Не только в речи учеников, но и в речи многих взрослых и образованных людей не различаются фонемы Х и Ҳ. Практические наблюдения, проведенные в школах № 16 и № 6 города Джизака, подтвердили, что эти ошибки можно исправлять. Для этого нужно пользоваться нижеследующими методами:
1. Объясняется состояние органов речи при произношении звуков и определяется различие между звуками.
2. Детям дается домашнее задание:
а) Составить предложение с участием пять слов со звуками Х и Ҳ и определить их значение. К примеру: хаёлан, хаёли, хайрихох, хайратбахш.
Ҳаёл, ҳаёли, ҳайрхушламоқ, ҳайратланмоқ, хазина, ҳазил, халаскор, ҳалол и другие. Путём объяснения того, что есть большие различия между согласным Х используемом в интернациональных словах и звуком Ҳ используемом в узбекском языке. Например: ҳолат, халачўп, хари, хариз, характер, ҳаракатсиз, характеристика, халқаро, хасм, ҳаскаш и другие.
Узбекский язык считается одним из самых богатых и красивых языков мира. В нём есть все средства для ровного и красивого изложения мысли.
Темп речи — это явление, происходящее от быстрого или медленного течения звука. Речь должна быть и не слишком быстрой и не слишком медленной. Обратите внимание, если учитель говорит слишком быстро ученикам трудно его понимать, а если говорит медленно, занятие становится монотонным и скучным. Кроме того, следует учесть, что тембр речи может зависеть от характера темы занятия. То есть, речь, произносимая на уроках литературы, вполне естественно может различаться от речи, применяемой на занятиях по математике.
В качестве наблюдения можно проверять степень самостоятельного мышления у учеников. Можно организовать вопрос — ответ.
Вопросы могут быть такими:
1. Как воспринимаете картину природы, которую вы наблюдали?
2. Если бы вы были художником, то, как описали бы увиденный вами пейзаж?
3. Что вы знаете об истории данного места?
4. Какую эстетическую радость получили от увиденной вами картины природы?
Ответы на эти вопросы, исходя из желания учеников, могут быть в письменной или в устной форме. Мы, например, от половины учеников получили письменные, от других устные ответы. В обоих случаях наблюдались ошибки речи, главным образом связанные с особенностями местного диалекта.
К примеру, слово дарахт (дерево) написано дарах, офтоб (солнца) — офтоп, шафтоли (абрикос) — шаптоли, соч (волос) — чоч и так далее.
В качестве вывода можно сказать — обучить учеников обобщать собственные наблюдения, сопоставлять результаты и в основе всего этого сделать необходимые доводы, одинаково важно не только в развитии речи, но и в обеспечении эффективности всего образовательного процесса.