Есть такие слова, относящиеся к категории имён числительных, которые объединяются под названием волшебных чисел. Это — числа три, семь и сорок. Причина такого называния и обособления этих чисел в том, что они в отличие от других слов — числительных слишком активны в лексиконе языка, поэтому часто используются в художественной литературе, устном народном творчестве и в простой разговорной речи в форме подвижного шаблона.
Для доказательства своих доводов приведём несколько примеров. Возьмём число три. Число базовых цвет, участвовавших в создании природы было три, и все другие цветы образовались их взаимного сплетения. Эти цветы — жёлтый, зелёный и красный. Или вот ещё один пример, связанный с числом три: В Восточных народах обряд панихиды проводится спустя три дня после смерти человека. Кроме того, в фольклорных произведениях при возникновении спора между героями по какому-то поводу героям даются трёхдневный срок на его разрешение или же поспоривший восклицает, что посчитает до трёх. Активность числа три можно видеть и в народных сказках: «Трое братьев-богатырей», «Повесть о трёх сыновьях и одной девушке», «Три толстяка» и другие.
То же самое можно сказать и о числах семь и сорок. Особенно много факторов связано с числом семь: семь цветов радуги, семь дней недели, семь сторон света, семь чудес света и прочее. Кстати, число семь издревле считается на Востоке счастливым числом и история этого берёт начало с пятого века до нашей эры. В древней Греции число семь считался священным числом бога охоты, науки, искусства и гаданий Аполлона. Число семь продолжало считаться счастливым и позже, в средние века, когда на Востоке началось господство исламской религии.
Не зря семилетний возраст считается и возрастом получения образования. Оказывается, именно в этом возрасте мозг человека полностью сформируется и созревает с анатомической и физиологической стороны. В частности, и в исламской религии семилетний возраст считается изначальной точкой всестороннего развития человека.
Следует отметить, детали, связанные с числом семь часто встречаются в народных сказках, поговорках и в художественной литературе. Примером к сказанному служат такие пословицы и поговорки как «Еридан айрилган етти йил йиғлар, элидан айрилган ўлгунча йиғлар», «Бир болага етти маҳалла ота-она», «Етти номусини ерга букмоқ», «Етти ухлаб тушида кўрмаган» и другие.
По степени активности передачи семантических свойств число сорок не уступает числу семь. К примеру — сорок дней и ночей («Падишах, устроив свадьбу сорок дней и ночей, отдал дочь замуж за мудрого пастуха»), чилла, сорокалетний возраст человека, считающийся самым лучшим периодом.
Как известно, первые сорок дней после появления на свет новорождённого считается — чилла. В этот период от матери требуется обособляться от внешнего мира, быть внимательным к своему здоровью. Современной медициной доказано, что первые сорок дней для молодых матерей является периодом восстановления иммунитета организма. Следовательно, в понятии чилла, распространенном в народе, кроется определенное значение.
Ещё следует подчеркнуть, что кроме вышеназванных чисел в узбекском языке своеобразными семантическими свойствами и смысловым значением обладают такие числа как — четыре, пять и девять. Например, с числом четыре связаны такие понятия как — четыре стороны света (север, юг, восток, запад), четыре стихийных основ природы (воздух, земля, огонь, вода), четыре халифов имевших важное место в истории исламской религии (Абу Бакр, Умар, Усмон, Али), четыре религиозных книг (Таврот, Забур, Библия, Коран) и другое. У узбекского народа есть поговорка — «Турт мучаси соғ». Это означает, что человек совершенно здоров. По утверждению этимологов-языковедов этими четырьмя органами являются — ум, глаза, руки и ноги. Здоровье этих четырёх органов считается признаком гармоничного совершенства человека.
Существуют достаточно понятий связанных с числом пять — пять пальцев, пять этапов человеческой жизни (младенчество, детство, подростковый период, средний возраст и старость). Кроме того, есть понятия пять минут, пять континентов, пятерня в художественной литературе — хамса (собрание пять произведений одного автора) и многое другое.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что так называемые волшебные (активные) числительные означают не только определённую сумму, но и, создавая определенные образы, способствуют повышению эмоциональности речи. К примеру, числа семь и четыре, использованные в пословице «Семь раз отмерь один раз отрежь» и в поговорке «Туртта сухбатингизни олайлик» не являются указателями количества, а служат повышению художественности и восприятию определенной образности. Но подобные случаи не наблюдаются с другими числами. Значить, можно сделать вывод, что эти числа называются волшебными не из-за своей активности в языке или божественного характера, а оттого, что кроме собственного значения передают и тонкие смысловые оттенки речи.
В качестве вывода можно сказать — имя числительное наравне с другими компонентами языка имеет собственные свойства и играет важную функцию в передаче смысловых тонкостей языка.
Литература:
1. Асқарова М., Юнусов Р., Йўлдошев М., Муҳамедова Д. «Ўзбек тили практикуми». T.: Иқтисод-молия, 2007.
2. Асқарова М., Юнусов Р., Йўлдошев М. «Ўзбек тили практикумиi». T.: ТДПУ, 2005.
3. Абдураҳмонов Ғ., Мамажонов С. «Ўзбек тили ва адабиёти». T.: 2001.
4. Асқарова М., Қосимова К., Жамолхонов Ҳ. «Ўзбек тили». T.: «Ўқитувчи» 1998.
5. Жамолхонов Ҳ. A. «Ҳозирги ўзбек адабий тили». 1 қисм. T.: 2004.
6. Маҳмудов Н., Нурмонов А. «Ўзбек тилининг назарий грамматикаси». T.: «Ўқитувчи» 1995.
7. Турсунов У., Мухторов Ж., Раҳматуллаев Ш. «Ҳозирги ўзбек адабий тили» T.: 1992.
8. M. Мирзаев, С. Усмонов, И. Расулов, «Ўзбек тили». T.: 1978.
9. «Ўзбек тили морфем луғати». T.: «Ўқтиувчи», 1997.