Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Ощущение безопасности — важнейшее условие межличностного общения. Говоря об этом, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность.
Человек, находясь в психологически опасной ситуации, переживает тревогу и страх.
Самым распространенным источником эмоциональных переживаний ребенка являются его отношения с другими людьми. Искренность и открытость в отношениях в значительной степени зависит от эмоционального состояния.
При отсутствии доброжелательного психологического климата в детском коллективе, нетрудно обнаружить у ребенка явные признаки смущения, некомфортности — он говорит тихим голосом, избегает контакта глазами, переминается с ноги на ногу, дергает одежду, держит руки у рта. Частые опоздания и прогулы могут свидетельствовать о том, что ребенок не желает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии ребенка дают наблюдения за его позой в тех или иных ситуациях. Так, скрещенные руки и ноги во время общения — защитная реакция. Если ребенок прикрывает рот рукой когда слушает, это свидетельствует о том, что он не доверяет тому, с кем разговаривает. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.
Чувство страха и незащищенности обусловливает возникновение защитных реакций, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда стремится стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является источником его беспокойства.
Другой формой защитного поведения, которая часто встречается, является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» наиболее точно характеризует этот тип поведения.
Детям, да и взрослым, редко удается, к сожалению, определять собственные ощущения. Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно». В действительности мы редко используем эти, казалось бы, простые выражения, что свидетельствует о том, что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.
Каждый ребенок приходит к нам из собственной семьи, из родного дома. Так чем же отличается дом от любого другого места? Дом является, теоретически, тем пространством, где ребенок максимально может проявить свою индивидуальность. Дома, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают ее членов. Самым безопасным в психологическом плане местом для ребенка является его дом. И, если это на самом деле так, то счастливы те дети.
Чтобы класс, школа стали тем местом, где ребенок чувствует себя как дома, а может быть и лучше, учителю необходимо приложить немало стараний и изобретательности.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами, где поощряется выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности.
Главным условием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и творчество.
Создание психологического комфорта — одна из важнейших задач учителя. Необходимо поощрять творческие проявления ребенка.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя — не подавлять желания, творческие порывы учеников, а поддерживать и направлять их.
У каждого учителя, безусловно, есть свой арсенал методов и приемов, позволяющих создавать комфортную психологическую среду для учеников. Можно выделить основные:
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке необходима работа в группах. При этом дети учатся общаться в малом коллективе, спорить, просить о помощи и предлагать ее.
- Если у ученика не осталось никаких вопросов после занятий, значит этот урок, каким бы он не был содержательным с точки зрения учителя, «прошел мимо» ребенка.
- Самое главное и самое труднодостижимое — позитивный эмоциональный настрой учителя. Нелегко, но необходимо ему управлять своими эмоциями, и учить детей тому же.
Литература:
1. Брагуца А. В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 10.
2. Романова О. Н. Внеурочная деятельность в вопросах и ответах/ Романова О.Н//Практика административной работы в школе.-2012.-№ 8.
3. Салангина Н. Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2011. — № 2.
4. Созонов В. П. Примерная образовательная программа школьника во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонов // Завуч начальной школы. — 2011. — № 5.
5. Степанов П. В. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе / П. В. Степанов И. В. Степанова // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6.