В наше время проблема воспитания подрастающего поколения стоит наиболее остро. Среди причин этого главная состоит в том, что сегодня усиливается разрушение традиционных ценностей. Возникают новые требования к личности и ее социализации, в рамках глобализации активно навязываются западные идеалы, происходит уничтожение «кода нации».
Школа является одним из первых институтов социализации человека и, можно говорить, что на начальном этапе становления личности именно школа напрямую соприкасается и во многом способствует формированию направленности личности.
Известные педагоги и мыслители К. Д. Ушинский, В. В. Розанов отстаивали идею воспитания подрастающего поколения в контексте русских традиций: семья, религия, культура, патриотизм.
Современные ученые (И. М. Ильинский, В. А. Руденко, А. И. Осипов) обосновывают идею воспитания и обучения молодежи в соответствии с российской социокультурной традицией, основанной на духовности, патриотизме, осмыслении культурного наследия России.
В рамках обозначенных проблем, стоящих перед обществом в вопросах воспитания молодого поколения рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста.
Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «…это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития — осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых» [8]. Нравственное воспитание определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [8].
Нравственность, по мнению профессора Московской духовной академии Осипова А. И., выступает с точки зрения очевидных норм, оценка нравственности происходит по тому, чем интересуется человек. Духовность же определяется как то, что является направляющей силой, мотивом при совершении того или иного поступка. По мнению Осипова А. И., можно быть нравственным поэтом, но бездуховным человеком; обладать безупречной нравственностью, но проявлять полную бездуховность.
Духовность в общем смысле определяется как совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, в публицистике «духовностью» часто называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а так же в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, …укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы» [8].
Система образования сегодня призвана содействовать социализации личности, воздействуя на духовный облик молодого человека. Многие ученые разделяют мнение, что одной из важнейших проблем социализации является депатриотизация российского образования как проявление дефицита духовности. Адаптированность молодого человека школьного возраста к взрослой жизни предполагает умение приспособиться и влиться в предлагаемые условия, при этом одно из первых мест в системе ценностей занимает успешность. Успешность, как правило, измеряется работой в денежном эквиваленте. Во многих учебниках проходит мысль: успешен, если
а) высокое положение в обществе;
б) достаточный материальный статус;
в) высокое образование и престижная профессия.
Для достижения этих целей возможны, допустимы любые средства.
Аналогичные взгляды формируются в семье. Рождение и становление личности ребенка происходит в семье, где основными ценностями являются деньги, власть, цель любой ценой, приспособленчество. Да, мир сегодня изменился и приходится много думать о хлебе, о деньгах. Здесь возникает проблема: родители не воспитывают своих детей, отдавая это право в лучшем случае школе (хотя авторитет семьи первичен), в худшем случае ребенок воспитывается сам. Однако школа при своей устремленности воспитать молодого человека не может дать ребенку внимание, любовь. Незаменимость семьи укоренена в самом ее естестве. В. Розанов говорит о том, что «…школа дает только посох человеку, которого формирует семья». [7, c.134] Согласно А. Маслоу, у истоков отклоняющегося поведения лежит дефицит отношения привязанности с другими, чувство одиночества, ненужности, что ведет к апатии, отчуждению, цинизму, безответственности. Эти качества «расцветают» в ребенке, когда семья освобождает себя от воспитания детей. Как результат, мы видим безразличных, обозленных, циничных молодых людей, которые невосприимчивы к принятию и пониманию культуры, высоких нравственных идеалов. Во многих семьях основные установки воспитательного процесса сводятся к следующему: брать от жизни все, пока молодой; добиваться достижения цели — любой ценой, при этом о качествах человека речь не идет. Отсюда идет отмена таких понятий нравственности как скромность, чистота, стыд. Как отмечал В. Соловьев, «Чувство стыда есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы. Стыдясь, …человек тем самым показывает, что он не есть только природное материальное существо, а еще нечто другое и высшее… Здесь охраняется высшее человеческое достоинство. Бесстыдство и безжалостность в корне подрывают его нравственный характер…» [цит. по 6].
Изменение формы семьи — неполная семья — становится нормой. Распад семьи — ситуация глубочайшего стресса для ребенка сочетающегося с чувством необъяснимой вины и боли, которое порождает опять же тревогу, отчуждение, апатию. Все вышеназванные моменты, в конечном счете, ведут к ярко выраженным нарушениям в нравственной сфере, игнорированию социальных правил, пренебрежительному отношению к моральным ценностям. Таким образом, получается порочный круг, из которого необходимо искать выход.
Насаждаемая «рыночная идеология» воспитывает чрезмерную заботу о собственном престиже. «Рыночная» составляющая в школьном образовании, как мне представляется, не всегда играет положительную роль. Внедрение новой оплаты труда во многом сводит деятельность учителя к зарабатыванию «бонусов». В данной ситуации ребенок выступает как «объект воздействия». Применение в работе новых технологий, безусловно, облегчает труд учителя, но часто приводит к тому, что учитель совершенствует свою работу, отрабатывая свои навыки работы с новой техникой, забывая о «предмете» своей деятельности. Происходит упрощение и без того не очень глубоких отношений между ребенком и педагогом. И здесь маленький человек получается лишним. Он чувствует казенщину, бюрократизм и …лицемерие со стороны взрослых и школы в частности. Таким образом, существующая система образования не производит ценности, которые формируют нравственность и способствуют нравственному развитию личности. Реализуя коммерческие цели и шлифуя свой профессиональный рост, педагоги утратили способность трудиться самоотверженно, а ведь личный пример учителя, который должен являться образцом нравственности и духовности, как указывал Ушинский К. Д. «…это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно» [цит. по:3].
Повсеместная компьютеризация, владение новой техникой сегодня вытесняет духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся: школьники практически перестали читать. Произведения школьной программы изучают в сокращенном или электронном варианте. Среди молодежи успешно внедряется «новая форма» общения — переписка через Интернет. При общепризнанной загруженности учащихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки, снижению грамотности. В то время, как культура, по определению Д. С. Лихачева «…огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения — народом, нацией» [цит. по: 5]. Процессы глобализации, стирание межпространственных рубежей выступают как возможность унифицирования людей; стирание этнической самоидентификации способствует размыванию таких характеристик как национальность, делает невозможным причислять себя к той или иной культуре, народу. Копирование европейской системы ценностей и ее полное восприятие ведет к незнанию и разрушению собственных традиций. В 19 веке Ушинский К. Д. отмечал, что характер и направленность общественного воспитания является продуктом длительного развития нации, который нельзя заимствовать у других народов» [10]. В. Розанов, развивая свои идеи говорил о том, что «вне традиций своего народа, вне смысла своей религии, вне целого движения двухтысячелетней истории гражданин, отовсюду изгнанный, образовал идею нового гражданина, фикцию, которая могла бы заключать его общественный договор» [цит. по: 2]. В данном случае мы можем говорить об идее интернационализации и глобализации. Согласно системе нравственного воспитания, предложенной Ушинским К. Д. «…воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место в соответствии с основой всей педагогической системы — народностью. Любовь к Родине — наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним», «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [цит. по:3].
Игнорирование духовных оснований национальной культуры, отсутствие патриотизма, слепое следование идеалам европейской цивилизации неизбежно ведет к утрате обществом способности сохранять свои жизненно важные параметры. Переориентация воспитательной деятельности на идеалы индивидуализма и самодостаточности России принесло не укрепление, а снижение ценности трудовой деятельности, патриотизма, нравственности, духовности, справедливости.
Какое будущее может ожидать Россию? Цитируя Алена Даллеса, одного из идеологов «холодной войны», четко обозначены цели и задачи США: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…. Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет. Главную ставку будем делать на молодежь. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [цит. по: 1].
Цель таких действий в идеологическом аспекте ясно выразил Г.Киссинджер: «…новая история… не что иное как завершающий этап холодной войны, цель которого расчленение России» [цит. по: 1]. Известный геополитик З. Бжезинский декларирует, что «новый мировой порядок, гегемония США создаются против России, за счет России и на обломках России» [цит. по: 1].
Россия — великое государство, богатое не только культурой, но и недрами, территорией. Сильная, могучая Россия на Западе не нужна. Мощная преграда для любых притязаний — это ее народ. От качества народа, нации зависит судьба страны, судьба ее суверенитета.
Литература:
1. Ильинский И. М. Вызовы 21 века.//Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: материалы международных конференций, Москва 18–19 ноября 2000г.-М.: Социум, 2001, -с.16–26.
2. История российского образования, Розанов, история школы/www.vestnik. edu.ru/rosanov05.html
3. Константинов Н. А., Медынский Е. И., Шабаева М. Ф. История педагогики. М. Просвещение, 1982.
4. Осипов А. И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства/http://azbyka.ru.
5. Пивоваров Б. Актуальность духовно-нравственного воспитания в школе. Доклад//Выступление на пленарном заседании съезда работников образования Новосибирской области, Новосибирск август 2009г. /http/www.orhedu.ru
6. Парошина Р. А. Духовно-нравственное становление современного молодого человека./http://oozv.narod.ru/nauka/paroshina_ped_problema.
7. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М. Педагогика, 1990г., -624с.
8. Российская социологическая энциклопедия/под ред. Осипова Г. В., 1998.
9. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореферат/http://delist.ru/article/1504 2007_rudenkova /page2.html.
10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6т.Т.1/сост. С. Ф. Егоров. М.:Педагогика,1990,-416с.