Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2014

Статья просмотрена: 2554 раза

Библиографическое описание:

Волкова, Е. В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13742/ (дата обращения: 16.10.2024).

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Ключевые слова: правовое образование, профессиональная компетентность.

 

На сегодняшний день ситуация в сфере правового образования остается достаточно сложной. Среди подростков всё активнее формируется личная аморальная субкультура, которая отрицает правовые устои общественного развития.

Не смотря на государственные и общественные меры, в среде подрастающего поколения продолжают распространяться алкоголизм, наркомания, беспризорность, преступность.

Такие жизненные ситуации требуют знания правовых норм. Эти знания необходимо знать несовершеннолетним, которые часто из-за правовой неграмотности становятся как жертвами, так и преступниками.

Основные причины данной ситуации заключатся в отсутствии системности изучения права в ОУ.

За последние годы благодаря социологическим исследованиям были выявлены характерные недостатки в работе по правовому образованию и воспитанию:

-          Не связанность правового образования с практической деятельностью;

-          Отсутствия сотрудничества различных ведомств, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними.

-          Слабая образовательно-профилактическая работа ОУ.

В связи с этим правительством Ставропольского края разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012–2017 годы от 04 декабря 2012 г. N 516-рп. Данная Стратегия предусматривает создание системы и обеспечения прав и интересов детей.

Одним из направлений в работе предложенной стратегии является организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, проведение бесед с несовершеннолетними в учреждениях системы образования и социальной защиты населения Ставропольского края, правового просвещения несовершеннолетних.

Правовое образование- это совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Благодаря правовому воспитанию у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.

Правовое обучение пополняет знания о праве, его нормах и принципах; полученные знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.

В современной жизни именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.

Особенностью реализации механизма правового образования в школе является подготовка всего педагогического коллектива к изменению образовательной системы школы в данном направлении, так как именно педагогический коллектив в целом является субъектом школьной системы правового образования.

В образовательном учреждении данная работа начинает осуществляться с первого класса. Младшие школьники(1–4 класс) — получают представления о правах и обязанностях. Среднее звено (5–8класс) — с ними проводят цикл бесед на правовые темы. Старшеклассники (9–11класс) — знакомят с работой правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суд). Правовое образование носит систематический характер, до 5 класса оно проводится на внеклассных мероприятиях, а в 6–11 классах изучается учебный предмет «Обществознание». Целью данного предмета является не только просветить обучающихся, но и осуществляет профилактику правонарушений, что способствует укреплению дисциплины, повышению успеваемости и ответственности за своё поведение. Так же правовое образование рассматривается и на других дисциплинах, факультативах и элективных курсах.

Практическая направленность правового образования заключается в формировании законопослушного гражданина. Несовершеннолетним необходимо освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защищать права и свободы, так как гражданское общество начинается с образования и воспитания законопослушного гражданина.

Заботу о правовом образовании берет на себя учитель правоведения. И от того, насколько грамотно и верно будет организовано правовое образование в школе, зависит дальнейший процесс социализации подростков. Существует немало споров о том каким, должен быть современный учитель правоведения и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Так, например В. А. Сухомлинского заметил, что «педагогом надо родиться», а А. С. Макаренко, возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится». В современной школе может полноценно существовать учитель, ставящий во главу угла профессиональное саморазвитие. У этих педагогов есть своя педагогическая позиция, которая позволяет грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение.

Учитель правовед в своей работе по правовому воспитанию и образованию должен учитывать важные для современного гражданина знания, умения навыки и ценностные ориентации, а именно:

-          знания механизмов работы демократических институтов;

-          понимание и уважение культурных различий;

-          признание ценностей демократии;

-          умение использовать теоретические знания на практике;

-          умение делать осознанный выбор и принимать ответственное решение.

Создание условий для реализации прав несовершеннолетних будут эффективны в том случае, если сами они будут знать свои права, будут владеть способами их реализации.

Обучение защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становится основной задачей, которую должен решать учитель правоведения.

Учитель правоведения является ключевой фигурой при внедрении в практику различных новаций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность принято считать неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения и от того, как учитель правоведения будет применять эти знания и умения на практике зависит качество правового образования в России.

 

Литература:

 

1.                  Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.

2.                  Бим -Бад, Б. М. Педагогический словарь/ Б. М. Бим –Бад. — М., 2002.

3.                  Гавриш, Е. М. Деятельность социального педагога: формирование правовой культуры школьника/ Е. М. Гавриш// Социальная педагогика.-2012.-№ 2.

4.                  Галустова О. В. Психология в вопросах и ответах- М. 1998

5.                  Гринь, И. Правовое воспитание несовершеннолетних /И.Гринь// Беспризорник.2012.-№ 2.

6.                  Колесникова И. А. Этика и право в школьном образовании// Обществознание в школе. 1997.№ 2

7.                  Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков/ Э. Мельникова. — М., 1996.

8.                  Савельев А. Б. Авторские программы по истории и праву.// Преподавание истории в школе.1998.№ 3

9.                  Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. — № 1.

10.              Стандарты второго поколения. — М. 2010 г.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое образование, правовое воспитание, учитель правоведения, профессиональная компетентность, Ставропольский край, гражданское общество, законопослушный гражданин, интерес детей, педагогический коллектив, профилактика правонарушений.


Ключевые слова

профессиональная компетентность, правовое образование, профессиональная компетентность.

Похожие статьи

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя».

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Похожие статьи

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя».

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Задать вопрос