Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.
Ключевые слова: правовое образование, профессиональная компетентность.
На сегодняшний день ситуация в сфере правового образования остается достаточно сложной. Среди подростков всё активнее формируется личная аморальная субкультура, которая отрицает правовые устои общественного развития.
Не смотря на государственные и общественные меры, в среде подрастающего поколения продолжают распространяться алкоголизм, наркомания, беспризорность, преступность.
Такие жизненные ситуации требуют знания правовых норм. Эти знания необходимо знать несовершеннолетним, которые часто из-за правовой неграмотности становятся как жертвами, так и преступниками.
Основные причины данной ситуации заключатся в отсутствии системности изучения права в ОУ.
За последние годы благодаря социологическим исследованиям были выявлены характерные недостатки в работе по правовому образованию и воспитанию:
- Не связанность правового образования с практической деятельностью;
- Отсутствия сотрудничества различных ведомств, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними.
- Слабая образовательно-профилактическая работа ОУ.
В связи с этим правительством Ставропольского края разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012–2017 годы от 04 декабря 2012 г. N 516-рп. Данная Стратегия предусматривает создание системы и обеспечения прав и интересов детей.
Одним из направлений в работе предложенной стратегии является организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, проведение бесед с несовершеннолетними в учреждениях системы образования и социальной защиты населения Ставропольского края, правового просвещения несовершеннолетних.
Правовое образование- это совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Благодаря правовому воспитанию у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.
Правовое обучение пополняет знания о праве, его нормах и принципах; полученные знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.
В современной жизни именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.
Особенностью реализации механизма правового образования в школе является подготовка всего педагогического коллектива к изменению образовательной системы школы в данном направлении, так как именно педагогический коллектив в целом является субъектом школьной системы правового образования.
В образовательном учреждении данная работа начинает осуществляться с первого класса. Младшие школьники(1–4 класс) — получают представления о правах и обязанностях. Среднее звено (5–8класс) — с ними проводят цикл бесед на правовые темы. Старшеклассники (9–11класс) — знакомят с работой правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суд). Правовое образование носит систематический характер, до 5 класса оно проводится на внеклассных мероприятиях, а в 6–11 классах изучается учебный предмет «Обществознание». Целью данного предмета является не только просветить обучающихся, но и осуществляет профилактику правонарушений, что способствует укреплению дисциплины, повышению успеваемости и ответственности за своё поведение. Так же правовое образование рассматривается и на других дисциплинах, факультативах и элективных курсах.
Практическая направленность правового образования заключается в формировании законопослушного гражданина. Несовершеннолетним необходимо освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защищать права и свободы, так как гражданское общество начинается с образования и воспитания законопослушного гражданина.
Заботу о правовом образовании берет на себя учитель правоведения. И от того, насколько грамотно и верно будет организовано правовое образование в школе, зависит дальнейший процесс социализации подростков. Существует немало споров о том каким, должен быть современный учитель правоведения и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Так, например В. А. Сухомлинского заметил, что «педагогом надо родиться», а А. С. Макаренко, возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится». В современной школе может полноценно существовать учитель, ставящий во главу угла профессиональное саморазвитие. У этих педагогов есть своя педагогическая позиция, которая позволяет грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение.
Учитель правовед в своей работе по правовому воспитанию и образованию должен учитывать важные для современного гражданина знания, умения навыки и ценностные ориентации, а именно:
- знания механизмов работы демократических институтов;
- понимание и уважение культурных различий;
- признание ценностей демократии;
- умение использовать теоретические знания на практике;
- умение делать осознанный выбор и принимать ответственное решение.
Создание условий для реализации прав несовершеннолетних будут эффективны в том случае, если сами они будут знать свои права, будут владеть способами их реализации.
Обучение защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становится основной задачей, которую должен решать учитель правоведения.
Учитель правоведения является ключевой фигурой при внедрении в практику различных новаций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность принято считать неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.
Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь.
Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения и от того, как учитель правоведения будет применять эти знания и умения на практике зависит качество правового образования в России.
Литература:
1. Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.
2. Бим -Бад, Б. М. Педагогический словарь/ Б. М. Бим –Бад. — М., 2002.
3. Гавриш, Е. М. Деятельность социального педагога: формирование правовой культуры школьника/ Е. М. Гавриш// Социальная педагогика.-2012.-№ 2.
4. Галустова О. В. Психология в вопросах и ответах- М. 1998
5. Гринь, И. Правовое воспитание несовершеннолетних /И.Гринь// Беспризорник.2012.-№ 2.
6. Колесникова И. А. Этика и право в школьном образовании// Обществознание в школе. 1997.№ 2
7. Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков/ Э. Мельникова. — М., 1996.
8. Савельев А. Б. Авторские программы по истории и праву.// Преподавание истории в школе.1998.№ 3
9. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. — № 1.
10. Стандарты второго поколения. — М. 2010 г.