В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной. Во многом, как нам кажется, это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Тем не менее проблема раннего обучения активно изучается и современными учеными: психологами, педагогами, методистами. Особенно много дискуссий вызывают проблемы раннего обучения детей иностранному языку. Может показаться, что данный вопрос довольно нов и только начал изучаться, однако если мы посмотрим историю развития педагогической мысли, то мы увидим, что проблемы раннего обучения иностранному языку рассматриваются уже несколько столетий.
Так, например, великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» следующим образом отзывается о раннем обучении иностранным языкам: «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там ни толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок — я не говорю о чудесах — мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка» [3, с. 74–75]. Далее он поясняет, что рассматривает изучение иностранного языка, как овладение иным образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения формирование второй системы мышления в то время, когда еще не сформирована первая — не совсем логично, а порой — даже вредно.
Не мене интересны и рассуждения И. Г. Песталоцци о подводных камнях раннего обучения детей. В «Письмах учителю Петерсону» он предостерегает о возможных негативных последствиях раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из многих причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [2, с. 9]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и притом таких вещей, который обладают лишь мнимой ценностью» [2, с. 13], высказанное в 1782 году, звучит необычайно актуально и сегодня. «Природа и правильное воспитание требуют созревания» [там же] считает он и предостерегает от преждевременного обучения словам и суждениям до того, как сами понятия сформируются в разуме и душе ребенка. Очень четко в своих «Письмах» он говорит и о первопричинах раннего обучения (желание родителей), а также о положительных результатах воспитания в соответствии с внутренним развитием ребенка «Я знаю, — говорит он, — что ребенок, которого воспитывают таким образом, не вызывает преждевременных восторгов у кумушек и предсказателей; но его спокойным созреванием всегда будут довольны внимательные родители, которые заботятся об истинном благе своих детей и думают об их дальнейшем будущем. Нет бòльшего несчастья для человека, чем когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [2, с.14].
Какую же цель преследуют современные родители при выборе образования на ранней ступени развития их детей и насколько это необходимо самому ребенку? Думают ли родители о будущем своих детей или на первый план выходят их собственные амбиции и желания? В данной статье мы постарались сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с точки зрения родителей, их детей и специалистов педагогов и методистов, занимающихся ранним обучением.
Когда родители впервые сталкиваются с проблемой раннего обучения, то у них может возникнуть множество вопросов, например: «Насколько необходимо раннее обучение ребенка в целом? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Не будут ли это занятия слишком утомительными? Будет ли от них польза?».
Обращаясь к теории, мы пришли к выводу, что как в отечественной (С. И. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю. П. Азаров), так и в зарубежной психологии (Т.Элиот, Дж.Брунер, Б.Уайт, Р.Робертс,) есть данные о том, что в целом ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными учеными по-разному Робертс и Пенфильд определяют его с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет. Большинство исследователей сходится во мнении, начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3–10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно. Мы считаем, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно.
Поэтому в основу нашего исследования лег именно этот возрастной промежуток. Естественно, что в данном возрасте именно решения родителей являются «векторными» в будущей жизни их детей. Зачастую современные родители опираются на некоторые критерии, влияющие на их решение в пользу обучения ИЯ.
Анализируя наши статистические данные, мы пришли к выводу, что для большинства родителей ведущими являются следующие мотивы:
- перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его месте в обществе;
- социализация: изучая ИЯ ребенок общается с детьми, ИЯ даст ему бòльшие возможности для общения в будущем, расширит его горизонты;
- присутствует и такая мотивация, как «мой ребенок самый умный, лучший», что зачастую приводит к завышенным требованиям к ребенку, несоответствие которым может снизить мотивацию ребенка как к изучению ИЯ, так и к учению в целом;
- желание родителей реализовать свои не сбывшие желания и мечты. В данном случае родители ограничивают своего ребенка, не всегда учитывают его реальные возможности, мешают реализации его настоящего интереса и таланта, например, в рисовании или в музыке.
Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны, со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в свои 5–7 лет? Во-первых, нельзя забывать о том, что для ребенка в данном возрасте любое учение — это, прежде всего, познание мира. Любая деятельность ребенка в данном возрасте — это знакомство с окружающим миром. Это как новая игрушка, которую нужно разобрать, посмотреть, что внутри. Чем больше таких «игрушек» «запустить» в раннем возрасте, тем больше у него потом будет инструментов для общения с миром, что является очень важным для формирования мировоззрения человека.
Во-вторых, через познание окружающего мира происходит взросление, ребенок старается заполнить знаниями весь свой вакуум, который сможет в дальнейшем помочь ему в реализации себя, как нужной «ячейке» обществу.
В-третьих, ребенок с удовольствием изучает ИЯ в том случае, если ему это нравитсяи он чувствует, что изучения иностранного языка делает его немножечко особенным, не похожим на своих сверстников.
Среди специалистов, педагогов-теоретиков и практиков, мы нашли огромное количество аргументов, склоняющихся к пользе раннего обучения ИЯ.
Так, Ю. П. Азаров считает, что раннее обучение ИЯ способствует [1]:
- развитию фонематического слуха, и дает непосредственно понятие о звуковом разнообразии мира;
- развитию коммуникативных навыков и умению чётко излагать свои мысли;
- не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал.
Таким образом, мы видим, что каждая из сторон образовательного процесса имеет свои причины для раннего обучения и, нам кажется, что наиболее эффективным образовательный процесс будет в том случае, если в процессе обучения мы сможем скоррелировать все эти мотивации.
Поэтому следующий наш вопрос: как правильно организовать занятия? Основная ошибка родителей (как, впрочем, и некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что чем больше информации усваивает на уроке ребенок, тем они более эффективны. Однако первоочередной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка.
Обучение должно учитывать интересы ребенка, а значит и быть построено в соответствии с тем, что ему нужно, а не с тем, как об этом думают родители или как удобно преподавателю.
Мы хотели бы предложить несколько рекомендаций, разработанных нами в процессе изучения вопроса:
1. Ежедневно уделяйте по 10–15 минут занятиям, на которых ребёнок будет говорить на иностранном языке.
2. Во время занятий делайте перерывы для подвижных игр, рисования или лепки. Главное, чтобы все игры должны быть связаны с освоением нового языка.
3. Включайте в обучение дополнительные занятия, включающие в себя просмотры видео или рассказывание сказок.
4. Просто беседуйте с ребёнком на языке, обсуждайте простые, понятные для него вещи, учите его выражать свою мысль, используя доступный для него языковой материал.
5. Чередуйте занятия дома с занятиями на природе.
Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это естественный путь познания окружающего мира в данном возрасте, наиболее естественная активность, вид деятельности. К тому же игра помогает решить еще две сложности, возникающие в процессе изучения ИЯ — необходимость многократного повторения изучаемого материала и необходимость создания условно-коммуникативных ситуаций, позволяющих формировать коммуникативную компетенцию детей. Именно в процессе игры детям легче всего учиться задавать вопросы и отвечать на них, формулировать запрос, учиться передавать информацию, выражать свои эмоции, свое мнение и т. п.
Поэтому основным умением учителя иностранного языка, который хочет работать с детьми дошкольного возраста является умение создавать ситуации с элементом неизвестного, например, с помощью загадок, поиска и нахождения различных предметов и заинтересовать этим детей. Можно пофантазировать, опираясь на жизненный опыт детей (что было бы, если бы мы сейчас попали в страну игрушек, в зоопарк, в сказку и т. д.), предложить детям сыграть роль какого-либо персонажа из учебника или из знакомых для них сказок. Дети в этом возрасте очень податливы и если суметь найти с ними общий язык, заинтересовать их, постоянно поддерживать их мотивацию (через поддержание интереса), то результаты могут быть очень впечатляющими.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что раннее обучение может быть как отрицательным, так и положительным фактором в дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы оно соответствовало внутреннему психологическому развитию ребенка, а также было организовано в соответствии с его возрастными психологическими особенностями, чтобы оно не нарушало естественного хода вещей, но максимально использовало и активизировало возможности, которые предоставляет ребенку природа на каждом этапе его развития.
В заключении мы хотели бы добавить, что иногда родители сами становятся преградой в развитии талантов и способностей их детей, и раз уж мы говорим о раннем обучении ИЯ, то для ребенка оно не должно быть долгом, но прежде всего средством познания мира и удовольствием от расширения границ своего знания и своих возможностей.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». — СПб:Изд-во «Питер», 2011. — 400 с.
2. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.:Педагогика, 1981. — 416 с.
3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании. — М.:Педагогика, 1981. — 656 с.