В статье рассматриваются юридические категории «законодательные технологии» и «законодательная техника». На основе научных публикаций ученых-государствоведов дается развернутый анализ этих категорий, проводится их предметное разграничение по ключевым параметрам. В выводах показаны принципиальные различия этих категорий.
Ключевые слова: законодательная технология, законодательная техника, юридическая техника.
Теоретическую разработку понятия «законодательная технология» стали вводить в оборот сравнительно недавно.
Категория «технология» находит широкое распространение не только в промышленно-производственных областях человеческой деятельности, но и в гуманитарных сферах (философии, социологии, психологии, политологии, педагогике и пр.).
Термин «технология» в энциклопедическом понимании можно определить как «систему средств (технику), приемов (операций) и правил, а в широком смысле — способов и методов (тактику), планов и прогнозов (стратегию) осуществления компетентными субъектами деятельности, направленной на наиболее эффективное и оптимальное достижение ее целей, получения запланированного результата на основе выработанных принципов». [1, с. 282]
С другой стороны, технологией называют операции «добычи, обработки, переработки, транспортирования, хранения, которые являются основными составными частями производственного процесса». [2, с. 1208]
В социально-правовом смысле законодательные технологии есть писаные и неписаные правила, приемы, средства, применение которых обеспечивает подготовку и принятие необходимого определенным социальным группам или всему обществу закона. Это также методы давления применительно к законодателям или в отношении общественного мнения, направленные на достижение тех же целей. [3]
Законодательные технологии как составная часть правотворчества в чем-то сходны с законодательной техникой, хотя и имеют принципиальное от нее отличие. Последняя, как совокупность неких технических приемов и средств, имеет своей целью совершенствование юридического качества закона. Законодательные же технологии преследуют главным образом социальную цель — добиться закрепления (либо незакрепления) в законе тех или иных социально значимых интересов. В этой связи могут использоваться как юридико-технические инструменты, так и разнообразные средства неюридического характера (например, политические средства). Применение приемов и средств законодательной техники всегда вызывает улучшение качества закона, а в конечном счете повышает его социальную полезность. Применение законодательных технологий нередко преследует иные, прямо противоположные цели: придать закону эффективность со знаком «минус», вызвать возмущения в социально-правовой среде. [4]
Законодательная технология — это сложная, осуществляемая в конкретно-исторических условиях и в установленном порядке (процедурах, режимах и т. п.) законотворческая деятельность компетентного субъекта по формированию устойчивой системы законодательства с помощью научно обоснованного комплекса правотворческих действий, принципов, средств, приемов и правил, в соответствии с принятыми планами и имеющимися прогнозами. [5, с. 24]
В свою очередь о понятии законодательной техники также ведутся многочисленные дискуссии.
Сначала заметим, что «техника» в философии понимается как результат взаимодействия трех элементов: совокупности научно-технических знаний, обеспечивающих техническую деятельность; совокупности технических устройств; совокупности различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (изготовление, проектирование, научно-технические исследования) [6, с. 311].
Прежде всего, обращает на себя внимание двойственность трактовки: широкое и узкое понимание техники. Сторонники широкого подхода пытаются объять анализируемым понятием наряду с техническими операциями по созданию нормативных предписаний иные правотворческие компоненты, чаще всего — организационно-процедурные правила законоподготовительной деятельности (составление и редактирование законопроектов, согласование их с заинтересованными ведомствами, получение необходимых виз и заключений, предварительное обсуждение проектов, в том числе и всенародный референдум). При узком подходе под законодательной техникой подразумевают совокупность средств, приемов, методов, операций и т. п. компонентов, задействуемых в процессе выработки нормативных актов с целью обеспечения их совершенства. Техника связывается здесь со стадией «собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами». [7, с. 19]
Сходную точку зрения находим и у иных авторов, трактующих законодательную технику в узком и широком смысле. При этом в узком смысле законодательная техника есть система принципов, средств и правил построения законодательных актов и отдельных статей, а в широком — включает организационно-процедурную сторону, синонимичную термину «теория правотворчества» [8, с. 6].
Е. О. Чинарян отмечает, что законодательную технику следует понимать как систему средств, научно-обоснованных приемов и правил оформления законов. [9, с. 46]
Я. И. Семенов определяет законодательную технику как систему исторически сложившихся основанных на достижениях теории права и проверенных практикой нормотворчества правил, приемов и средств, применяемых государственными органами в процессе построения кодексов, отдельных законов, статей и их элементов, в целях дальнейшего совершенствования их формы. [10, с. 165]
Законодательная техника — это система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов [11, с. 216] — определяется в учебнике по общей теории права.
Законодательная техника, — отмечает М. К. Цховребова, — представляет собой достаточно сложную систему требований к официальным реквизитам, структуре, содержанию нормативного правового акта, системным связям норм как внутри самого закона, так и с другими законодательными актами, к стилю законодательства [12, с. 26].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, понятия законодательной технологии и техники соотносятся как общее и частное. Законодательная технология является правовым ориентиром, отправной точкой для законодательной (юридической) техники. Определяя основную цель, которая будет отражена в законодательстве, законодательная технология помогает законодательной техники подобрать приемлемые и необходимые для составления нормативно-правового акта приемы, средства и способы.
Во-вторых, законодательные технологии формируют систему законодательства в целом, законодательная техника связана с определенным нормативным актом. Для каждого нормативно-правового акта характерны свои способы, методы и приемы его составления, которые использует законодательная техника. Законодательная технология ориентирована на внедрение определенных целей в законодательство в целом, дабы отразить в нем современные принципы и идеи правового государства.
В-третьих, законодательные технологии преследуют цель добиться закрепления в законе тех или иных социально значимых интересов, цель законодательной техники — совершенствование юридического качества закона. Законодательная техника отражает в законодательстве определенные интересы, идеи, принципы. Все это приводит к тому, что законодательство в целом становится отражателем тех потребностей, тех нужд, которые исходят непосредственно от граждан. Юридическая техника прорабатывает определенные технические моменты нормативно-правового акта, которые подвергаются исправлению.
В-четвертых, имея дело с качеством конкретного закона, законодательная техника выступает видом юридической техники, но не тождественна ей. Рассматривая конкретный нормативно-правовой акт, законодательная технология отражает в нем конкретную цель, т. е. выступает неким определенным видом юридической техники, однако, вместо конкретных способов, методов и приемов использует цели, принципы и идеи.
В — пятых, следовательно, законодательная технология оперирует наиболее обобщенными теоретизированными знаниями о праве, в то время как законодательная техника — конкретно-юридическими методами и средствами составления и структурирования нормативно-правового акта (закона).
Литература:
1. И. В. Колесник. К вопросу о соотношении техники и технологии юридической деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, юриспруденция. 2012. № 2 (17).
2. Новый энциклопедический словарь. — М., 2005.
3. С. Н. Болдырев. Юридические (законодательные) технологии выборов: проблемы теории и практики. http://www.juristlib.ru/book_9429.html
4. Там же.
5. Бахвалов, С. В. Законодательная технология: некоторые проблемы теории и методологии: автореф. дисс… канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2006.
6. Степин B. C., Горохов В. Г., Розов М. Л. Философия науки и техники М., 1996.
7. А. В. Иванчин. Дискуссионные вопросы понимания законодательной техники (в сфере уголовного правотворчества) // Юридическая техника. — 2008. — № 2.
8. Ильюк, Е. В. Законодательная техника построения диспозиции статьи
9. уголовного закона: автореф. дисс… канд. юрид. наук. — Свердловск, 1989.
10. Е. О. Чинарян. Понятие законодательной техники // Современное право. — 2007. — № 8 (1).
11. Я. И. Семенов. Законодательная техника как инструмент совершенствования законодательства // Вестник ЮУрГУ. — 2006. — № 13.
12. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. — М.:МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995.
13. М. К. Цховребова. Законодательная техника как фактор внутреннего развития правовых актов // Вестник Владикавказского научного центра. — Том 9. — № 3. — 2009. С. 24–26.