Философия экологического сознания в архитектуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2014

Статья просмотрена: 1285 раз

Библиографическое описание:

Ковешникова, Н. И. Философия экологического сознания в архитектуре / Н. И. Ковешникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 760-763. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13813/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевой категорией, отражающей характер взаимодействия человека и пространственной среды, является экологическое сознание. Тенденции развития экологической философии, проявляющиеся в переходе от антропоцентрического подхода к экоцентрическому, в изучении методологических принципов «глубокой» экологии, в акцентировании гуманитарно-экологических ценностей, нашли выражение в идеях ноосферного подхода, космогенеза, космочеловека, экологического общества..

Ключевые слова: архитектурная среда, социальные факторы, городская среды, экологическое сознание, космогенез, концепция симбиоза, экологическое общество, кризис культуры.

 

Город в ХХI веке — это целый «организм», который объединяет, создает и меняет миллионы жизней и экологию Земли. Его основные проблемы: неограниченный рост населения социальные болезни, миграции, загрязнения, наличие «элитных» и «трущобных» зон, появление социально-обусловленных пространственных барьеров, — важнейшие проблемы человеческого коллектива. Одна из них — проблема стратификации — разделения пространства по социальному признаку, ведущая к обострению проблемы территориальности в поведении людей, неравномерному развитию центров и окраин.

Город ХХI века, пожалуй, олицетворяет собой крупную социально-экономическую единицу — мегаполис. Эта структурная единица очень точно обозначается в философском труде О. Шпенглера — «Закат Европы» — «..основной и последней стадией развития цивилизации, градостроительной единицей в масштабах мирового архитектурного процесса».. [1].

Современный мегаполис представляет из себя очень точную иллюстрацию кризиса нашей культуры. Его окружающая среда интенсифицирует все более явное отчуждение его жителей, историческую память, которая, в свою очередь, воплощается в традициях и в культуре, как самого города, так и всей страны. Культура не может сосуществовать за пределами традиций.

Культурные традиции — это ряд глубоких связей «природа-общество-архитектура», существующих на всех уровнях социального пространства. Определенно, именно такая культура, именно такие традиции и их собственная, глубокая связь становится основой для понимания и развития философии с акцентированием гуманитарно-экологических ценностей. Это экологическая философия — философия с идеями космочеловека, экологического общества (труды В. И. Вернадского, К. Доксиадиса), целостности мира и человека, встроенности событий в мировой процесс (Д. Бом), единства бытия человека и природы, экологической этики, сохранения народной культуры.

Все выше сказанное можно отнести к непосредственному пониманию необходимости обращения человека к гармоничному единству и сосуществованию с окружающим миром, природой.

Следует отметить, что данная глубокая идея появилась не только в 21 веке — веке интернета, мегаполисов, нанотехнологий. Эта философия имеет свою историю развития, которую можно проследить по следующим этапам.

Экологическая философия берет свое начало с появления теории метаболизма — в 1960 г. («Метаболизм (фр. métabolisme от греч.μεταβολή — «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма» [2].) Это направление начало свое существование в Японии в конце 50-х годов XX века. В самой сути теории метаболизма находится принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции («совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме» [2].)

В это время в Японии зодчий Кисё Курокава вместе с тремя архитекторами К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретиком архитектуры Н. Кавадзоэ, проводя исследования, приходят к созданию основной идеи теории метаболизма: город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию. Их существование невозможно без симбиоза (Симбиоз (от греч. συμ- — «совместно» и βίος — «жизнь») взаимовыгодное отношение двух или нескольких организмов разных видов [2].) Основополагающим и, безусловно, главным понятием для Кисё Курокавы становится понятие симбиоза. Японский зодчий, углубляясь в эту теорию, проводит многочисленные философские исследования, создавая драгоценные знания для будущего поколения.

Сама идея симбиоза стала присутствовать в теории метаболизма, начиная с 1960-х гг. В процессе своего развития эта идея уже чётко прослеживалась в 1980-х гг. в пост метаболизме (1970–е годы) и не исчерпала себя в 2000-х гг.

Таким образом, начиная с 1980-х годов, теория метаболизма, развиваясь, переходит в философию симбиоза. В свою очередь, философия симбиоза акцентируется на развитие гармоничных отношений между пространством и временем, между человеком и техникой. Центром теории, ее сутью — становится концепция незаконченности и непрекращающегося развития архитектурной композиции. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архитектуры, провозглашённые CIAM (La conference international sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» [3]. Этой основной идей, этой теории Кисё Курокава посвятил ни одну тему своих многочисленных архитектурных и градостроительных проектов.

Постепенно в мировой архитектурной теории происходит расширение идеи роста архитектурного сооружения, что приводит к осознанию и формированию культурных принципов архитектуры.

Именно идея постоянного развития и роста становится основополагающей в новом течении — течении «пост метаболизме» в 1970-х гг. Архитектура этого нового течения определяется плюрализмом и многообразием авторских стилей, гибридных по своей сути. В основу концепции пост метаболизма ложится идея о необходимости объединения в архитектуре культурных традиций и новейших современных технологий. А также — различные культуры, реальность и вымышленные фантазии, природное и искусственное.

Это течение создает и объединяет большой круг единомышленников, в числе которых оказываются архитекторы, выражающие идеи индивидуальности. Они пропагандируют создание, непосредственно, авторских проектов, которые могут быть не объединены общими чертами. Определенно, каждому мастеру соответствует его собственный стиль, созданный и выращенный им на протяжении всей своей жизни и основанный на его личных пристрастиях. В отечественной литературе различные области японской архитектуры, отражающие принципы течения пост метаболизма подвергались анализу в трудах Н. С. Николаевой, Н. А. Виноградовой, Л. Д. Гришелевой [4]. Представленными выше авторами создана важная историко-теоретическая база, позволяющая обосновать разнообразные модели архитектурных композиций.

Как уже говорилось, Кисе Курокава — один из всемирно признанных мастеров архитектуры — стал создателем философской концепции симбиоза, которая достаточно быстро сложилась в 1980-е гг. в русле постмодернистской философии. Курокава в своих работах «Метаболизм в архитектуре» (1997) [5], «Заново открывая японское пространство» (1988) [6], «От метаболизма к симбиозу» (1992) [7], «Кисе Куракава — от Века Машин к Веку Жизни» (1998) [8] ­ очень четко высказывает свою критику в адрес философию и архитектуру модернизма, в то же время, продолжает линию метаболизма. Постмодернизм становится для Курокавы борьбой с идеей универсальности в мире и является особой броней от вторжения западных универсалий.

Философия симбиоза, философия «Эпохи Жизни» (опираясь на терминологию Кисе Курокавы [8]) — в своем ключевом понятии аналог гармонизации и компромисса.

Если говорить более точно, то «симбиоз» существенно отличается от компромисса и слияния, объединения. Он становится аналогом понятия столкновения. А именно, столкновением противоположных элементов, которые в противовес антагонизму, нуждаются друг в друге. Это потребность друг в друге создает между ними связь и глубокое взаимное уважение.

Другими словами, в сущности этого процесса (процесса симбиоза) лежит признание и почитание «священной» промежуточной зоны между культурами — разными культурами; а также между противоположными факторами, различными элементами, между крайностями противоположно-направленных сообществ.

Основополагающими понятиями в архитектуре симбиоза являются: «кластер» (соединение клеток), город–сеть, уличное пространство, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полу публичное пространство), Ханасуки (симбиоз различных элементов [2]), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко-коридор».

В трудах японского зодчего Кисе Куракавы неоднократно повторяется упоминание философия симбиоза, которое заключается в полезном «сожительстве» архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве.

Следует отметить, что одним из важных пунктов этой теории стал такой факт, как существование очень тесной, «коренной» связи понятия «симбиоз» с буддийской философии традиционной японской культуры. Симбиоз стал ключевым аспектом в японской культуре, в ее понимании. Этот вывод подтверждается глубоким историческим процессом. А именно, способностью японского народа перенимать у других культур в большей степени удачные социальные, научные, архитектурные достижения и приспосабливать их к своему восточному менталитету, сохраняя свои особенности.

Как было отмечено выше, свои начала философия симбиоза черпает из учения индийского буддизма — «Только Сознание». Основное понятие учения «Только Сознание» — Алая — независимый поток сознания. Сознание Алая в своей сути не делит вещи на противоположности, такие как тело и дух, добро и зло, природа и человек. Это сознание стало промежуточной зоной, зоной, в которой эти противоположности могут существовать в симбиозе. Именно там, противоположные элементы образуют такую целостную и непонятную природу. Такое непонятное, смутное состояние области имеется на всех границах, и вследствие такой неясности эта область заключает в себе многообразие сложных и глубинных смыслов и значений.

Философия «Только Сознания» достаточно глубоко проникла в сердце японской культуры и эстетики. Именно такие основные идеи и концепции симбиоза находились в буддийской теории взаимосвязи всех элементов Вселенной.

В течение всей жизни японского архитектора Кисе Куракавы его творчество бросало вызов Эпохе Машин и предвещало появление архитектуры Эпохи Жизни. В противоположность «Веку Машин» (ХХ веку) ХХI век — «Век Жизни» [9].

Жизнь — это рождение и созидание значений. Сама жизнь — индивидуальна и разнообразна. Этим разнообразием обладает каждый вид; с ним связаны все разнообразие человеческих культур, языков, традиций и искусств, которые когда-либо существовали на Земле. В XXI веке идеалом машинного века стала универсальность, которая будет заменена на симбиоз различных культур, а дуалистическая философия постепенно перейдет в сторону философией симбиоза. Кисе Куракава в своих трудах говорит об уверенности, что логоцентризм с концепцией универсальной истины уничтожает культуры и их самобытный облик.

Архитектор Куракава определяет «Век Машин» веком гуманизма. Гуманизм, также как и логоцентризм, возвышенно дает оценку наличию разума и оценивает людские создания в свойстве неповторимых обладателей этой высочайшей возможности. Он приближает значимость человеческого существования к духовному и уменьшает значимость существования иных созданий: животных, растений и других живых организмов [9].

Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» [10] хорошо описывает это положение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме человеческое отношение к природе постоянно создает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считается неизбежным, т. к. сопутствует развитием техники и усилением экономической активности, которые были настолько необходимыми для поддержания существования человеческого общества, городов и зданий в этих городах.

Следствие этого — глобальные проблемы окружающей среды и потребность размышлять над ситуацией, как избежать негативные, отрицательные результаты бешеного финансового формирования сообщества.

Экономика и культура — две важные, зачастую непосредственно связанные сферы. Экономические соображения часто диктуют определенные решения, которые, в свою очередь, принижают значение и облик архитектуры. В итоге появляется необходимость выделить задачу — постепенно преобразовывать экономику так, чтобы она воспринимала и поддерживала интересы культуры.

Ограниченность механистического расклада «Века Машин» создала дефицит в нынешнем архитектуре, в современном зодчестве. Собственно, главным фактором упадка современной архитектуры выделяются: «…дуализм, коренящийся в слове «функция»; акцент универсальности, приданный индустриализации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» (Кисе Куракава) [11].

21 век… Тенденции нашего идеала жизни — универсальность, технологичность. Все чаще и настойчивее ставится под сомнение правильность выбранного пути, выбранной философии жизни современного общества.

Появляется уверенность необходимости создания новых перспектив уровня жизни, новой архитектуры, в основе которых будет стоять «симбиоз» различных культур, а логоцентризм с концепцией универсальной истины, постепенно заменится экологической философией, философией симбиоза, плюралистическим творчеством.

Именно такая, эко-антропологическая, архитектура будет призвана уважать все культуры и создавать для каждого человека общество, в котором он станет неповторимой и уникальной частицей, создающей гармоничный, единый и нерушимый вселенский организм.

 

Литература:

 

1.         Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: 1993. С. 265

2.         Википедия. http://ru.wikipedia.org

3.         Бадлуева В. М. Философия симбиоза Кисё Курокавы. М.: Вестник Томского государственного университета. № 329/2009, ГРНТИ: 13 — Культура. Культурология, ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06, УДK: 008

4.         Научные статьи / Культура. Культурология. http://cyberleninka.ru/

5.         Кисе Куракава. Метаболизм в архитектуре. М.: 1997.

6.         Кисе Куракава. Заново открывая японское пространство. М.: 1988.

7.         Кисе Куракава. От метаболизму к симбиозу. М.: 1992.

8.         Кисе Куракава. Кисе Куракава — от Века Машин к Веку Жизни. М.: 1998

9.         KurokawaK. KishoKurokawa: selected and current works. Tokyo: Purotogarakishi, 1996.

10.     Добрицына И. А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И. А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006.

11.     Научная библиотека КиберЛенинка. http://cyberleninka.ru/article

12.     Кисе Куракава. Философия симбиоза как новая система XXI века // К. Курокава: Московский государственный университет международных отношений МИД России. Философия симбиоза как новая система XXI века. М.: МГИМО, 2001.

13.     Курокава К. Архитектура симбиоза // Архитектура СССР. М.: Стройиздат, 1984. № 5.

14.     Kurokawa K. From Metabolism to Symbiosis. L.: Academy EDITIONS, 1992.

15.     Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура. М.: Академия, 2007

Основные термины (генерируются автоматически): философия симбиоза, культура, экологическая философия, архитектура, век, метаболизм, симбиоз, экологическое общество, живой организм, современная архитектура.


Ключевые слова

экологическое сознание, архитектурная среда, социальные факторы, городская среды, космогенез, концепция симбиоза, экологическое общество, кризис культуры., кризис культуры

Похожие статьи

Парадоксальная темпоральность С. Кьеркегора

В статье рассматривается темпоральная проблематика как особая сфера экзистенциально-религиозного учения датского мыслителя. Подчеркивается актуальность исследования экзистенциального времени ввиду темпоральных приоритетов современной цивилизации с ма...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Генезис субъект-субъектных отношений человека и природы в истории экологиче-ского мировоззрения

Отношение человека к природе не только как объекту, но и как субъекту, имеет свою предысторию в древнем космоцентризме и получает развитие в сменяющих друг друга формах экологического мировоззрения. Принцип субъект-субъектных отношений человека и при...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных ...

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...

Философские аспекты современной экологической политики России

Россия является экологически неблагополучной страной. Однако проводимая государством природоохранная политика не приносит ожидаемых результатов. В первую очередь это связано с тем, что для решения данной проблемы необходимо формирование особого эколо...

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

Похожие статьи

Парадоксальная темпоральность С. Кьеркегора

В статье рассматривается темпоральная проблематика как особая сфера экзистенциально-религиозного учения датского мыслителя. Подчеркивается актуальность исследования экзистенциального времени ввиду темпоральных приоритетов современной цивилизации с ма...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Генезис субъект-субъектных отношений человека и природы в истории экологиче-ского мировоззрения

Отношение человека к природе не только как объекту, но и как субъекту, имеет свою предысторию в древнем космоцентризме и получает развитие в сменяющих друг друга формах экологического мировоззрения. Принцип субъект-субъектных отношений человека и при...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных ...

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...

Философские аспекты современной экологической политики России

Россия является экологически неблагополучной страной. Однако проводимая государством природоохранная политика не приносит ожидаемых результатов. В первую очередь это связано с тем, что для решения данной проблемы необходимо формирование особого эколо...

«Этнос» и «нация»: взаимосоотнесенность понятий, их дефиниции и ресемантизация в различных социально-политических и социокультурных практиках

В работе в качестве первостепенного положения, взятого за точку отсчета в рассмотрении нациопонимания, принято определение нации как этноса, характерное для постсоветского пространства, которое наиболее точно отражено в концепции Юлиана Владимировича...

Задать вопрос