Некоторые основы эстетического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. А. Некоторые основы эстетического воспитания школьников / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, А. М. Рыбин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13856/ (дата обращения: 17.10.2024).

«Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

К. Маркс

 

Эстетическое воспитание является очень важной составляющей всего воспитания в целом. Оно определяет слова, поступки, взгляды, поведение человека в обществе, учит видеть прекрасное вокруг себя, формирует мировоззрение человека с самого раннего возраста. Осуществляется эстетическое воспитание на всех этапах развития личности.

В раннем возрасте это игровая деятельность, через которую ребёнок познаёт окружающий мир, учится общаться с людьми, развивает воображение. Помимо воздействия на ребёнка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д. К. Ушинского, каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определённые эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к планированию своих уроков, чтобы пробудить творческий интерес к нему школьников.

На уроках окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства в начальных классах дети знакомятся с красотой природы нашей Родины, родного края, с традициями и обычаями народов России. На сезонных экскурсиях в парк учащиеся наблюдают за изменениями в природе, запечатлев увиденное на фотографиях, рисунках по темам: «В мире животных», «Осенний букет», «Зимние узоры». Это способствует бережному отношению к природе, стремлению передать красоту увиденного в своих творческих работах на уроках изобразительного искусства и технологии.

Огромное значение в эстетическом воспитании имеет внеклассная работа. В данное время идёт духовное возрождение народов России. Поэтому в своей работе мы часто обращаемся к старинным обычаям, традиция, праздникам. Дети побывали в с. Татаро-Башмакова на празднике «Сабантуй», где познакомились с культурой татарского народа. Праздник «Масленица» отметили в центре дополнительного образования «Русская изба», на мастер-классе изготовили куклы-веснянки (народный оберег).

В начальной школе проводится неделя театра. В течение этой недели дети посещают театры нашего города: ТЮЗ, кукольный театр, музыкальный театр, драматический театр им. С. М. Кирова. Театральные представления помогают детям в творческом процессе, т. к. способствуют развитию чувства сопереживания.

В школе проводится конкурс инсценирования литературных произведений, фестиваль детского творчества «Наши юные дарования», конкурс чтецов стихотворений на различные темы.

Основой эстетического воспитания можно считать искусство, которое заключает в себе большой потенциал для развития личности. Роль искусства в эстетическом воспитании подростков вне сомнений! Каждый вид искусства действует на определённые способности человека.

Занятия изобразительным искусством развивают творческое отношение к действительности, формируют эстетическое чувство, умение любоваться реальной красотой и произведениями искусства.

Уроки музыки тоже являются средством эстетического воспитания. Пробуждая в детях самые различные чувства, от простого удовольствия до глубочайшего переживания, музыка помогает формированию идеалов и оказывает влияние на поведение. Музыка — это язык чувств. По силе эмоционального воздействия музыкальное искусство занимает первое место. Ведь мелодия передаёт тончайшие оттенки человеческих чувств, которые невозможно передать словами. Музыка и пение это мощное средство воспитания, которое эмоционально и эстетически окрашивает всю жизнь человека.

В нашей школе проводятся интегрированные уроки музыки совместно с детской школой искусств № 11 и Астраханским музыкальным колледжем по темам: «В мире музыкальных инструментов», «Природа и музыка», «Музыкальные картинки» для начальной школы и «Джаз — дитя двух культур», «Опера — с чего всё начинается», «Классика и современность» для старшеклассников. На этих уроках ребята слушают и обсуждают произведения выдающихся классиков и современников в исполнении преподавателей ДШИ и музыкального колледжа, их воспитанников. У учащихся развивается эстетический вкус и интерес к различным жанрам и видам музыкального искусства.

Ребята 6–7 классов коллективно посещают лекции-концерты по абонементам в Астраханской государственной филармонии. И хотя концерты проводятся по воскресеньям, многие дети приводят своих родителей — настолько увлекательны бывают эти мероприятия! Всё это способствует не только эстетическому развитию, но и нравственному воспитанию.

В старших классах на уроках музыки учащиеся знакомятся с современными направлениями в искусстве. Просматривая фрагменты рок-опер «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда» и мюзиклов «Нотрдам де Пари», «Кошки», проводится сравнение с классическими постановками опер и балетов в виде беседы за «круглым столом».

Учащиеся младших классов на уроках музыки и внеклассных мероприятиях с удовольствием поют и инсценируют народные песни, сочиняют частушки.

Соприкосновение с прекрасным обогатит внутренний мир ребёнка, воспитает в нём гордость за свой народ, пробудит интерес к истории и культуре, сформирует художественный вкус.

Важным пунктом эстетического воспитания можно считать труд, он даёт человеку возможность самому творить красоту, реализуя собственные творческие проекты. Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Мало научить детей конкретным умениям и навыкам, надо пробудить у них внутренний интерес к труду, веру в свои творческие способности, вкус к красоте предметного мира, желание творить добро, приносить радость людям. Искусство творить своими руками помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает художественный и эстетический вкус.

Задача учителя — помочь ученику воплотить творческие замыслы в жизнь. Что бы любая вещь, сделанная своими руками, воспринималась как предмет эстетический, эксклюзивный.

Любой объект, выполненный на уроках технологии, рассматривается как средство художественно — эстетического воспитания школьников. Практически всегда эти изделия имеют применение в реальной жизни. Знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовленные на уроках технологии своими руками, нужные и красивые предметы быта, в глазах учащихся становятся интересными и полезными.

Банальный пример — разделочная доска. Казалось бы, что может быть проще … Однако, многие века, обычный кусок дерева может не только быть подспорьем в работе, но и служить примером художественной смекалки и изобретательности.

Сделанные из разных пород древесины, разной толщины и окраски эти незатейливые вещи служат украшением кухонь во многих домах.

Разнообразие форм позволяет формировать у учеников многогранные аспекты творческой мысли. Применение разных инструментов при изготовлении досок формируют технологические умения учащихся; разрабатывают дизайнерский взгляд на обыденные вещи.

Когда учащиеся приступают к оформлению изделия, то творческий потенциал и фантазии юных художников не имеют границ. Совмещение двух предметов (изобразительного искусства и технологии) на одном уроке позволяют в полной мере реализовать художественный вкус и эстетический взгляд ученика на изготавливаемое изделие.

Кроме художественно-прикладных работ эстетическое воспитание школьников формируется экскурсионными поездками в различные учреждения города. Весьма запоминающиеся экскурсии в Региональный школьный технопарк.

Школьный технопарк — это новая форма организации доступа учащихся и учителей к участию в технически сложных проектах. Усилия участников проектов концентрируются на наиболее перспективных направлениях: робототехника, микроэлектроника, технологии прямого цифрового производства, журналистика, телережиссура, операторское искусство, телевизионный монтаж.

Разнообразные формы обучения, нетрадиционный подход и использование инновационных технологий позволяют развивать у детей не только умения технологического характера, но и воспитывать эстетически развитую, интеллектуальную личность.

Природа также является важным средством воспитания. Она, в отличие от искусства, постоянно меняется, за ней можно бесконечно наблюдать и любоваться. Картины природы облагораживают человеческие чувства. Современного ребёнка в основном окружают улицы больших городов, транспорт, а уж домашние условия тем более не могут стать источником разнообразных впечатлений. Всё это рождает бедность ассоциаций. Таким образом, опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство пространства, красоты, обогащает воображение и развивает фантазию, помогает испытывать положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются разнообразные способности — как художественные, так и интеллектуальные.

Важнейшим источником эстетического воспитания школьников являются внутрисемейные отношения. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету — всё это имеет для ребёнка большое значение…

В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» — писал А. С. Макаренко. Жаль, что не все семьи обращают внимание на эстетическое воспитание своих детей. У многих на первом месте как прокормить и современнее одеть, а о походах в театр и кино не может быть и речи. Классный руководитель должен помочь таким семьям: проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эффективность воспитания детей зависит во многом от того, как тесно взаимодействуют школа и семья.

Эстетическое воспитание школьников — сложный и многогранный процесс, включающий в себя знакомство с искусством, с прекрасным в действительности, собственную творческую самодеятельность детей, как в искусстве, так и во всякой иной деятельности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущим. Эффективным путём эстетического воспитания остаётся также и путь самообразования и самовоспитания.

 

Литература:

 

1.      Верб Л. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981г. 36стр.

2.      Н. А. Кушаев «Теория эстетического воспитания». — М.,1973.

3.      Б. Т. Лихачёва,А. И. Бурова «Эстетическое воспитание школьников» 1974.

4.      Харламов И. Ф. «Педагогика» М,;Гардарики,1999.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, изобразительное искусство, ребенок, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение, художественный вкус.


Задать вопрос