Ключевые слова: компетентность, становление, развитие.
Рассматривая исторические аспекты решения проблемы развития и становления профессиональной компетентности педагога, в том числе и учителя начальных классов, нами было установлено, что к настоящему времени существует достаточно обширный опыт в данной области научных исследований. Однако, анализ научно-педагогической литературы выявил факт, что в большинстве исследований, посвященных данной проблеме, на основе философской точки зрения, науки логики, педагогики и психологии достаточно полностью раскрывается содержание понятий «компетентность», «профессиональная компетентность педагога», «компетентность учителя начальных классов», «компетенция» достаточно полно раскрыты, но не достаточно раскрыты такие понятия как: «развитие компетентности» и «становление компетентности».
Понятие «становление» неоднозначно. В научно-педагогической литературе дефиниция «становление» раскрывается как «профессиональное становление», виды становления компетентности: информационной, социальной, управленческой, исследовательской, культурологической. В рамках нашего исследования процесс становления — становления педагогической компетентности учителя — это процесс личностного, информационно-познавательного и функционально-процедурного вхождения в специфику профессиональной деятельности [8, с.11], изменения личности и деятельности педагога, осуществляемого через создание комплекса условий: мотивационных, управленческих, информационных, материально-технических и др. а так же освоения теоретического и практического содержания психологического компонента педагогического образования, способствующий зарождению, количественному и качественному преобразованию указанного личностного ресурса.
Анализ понимания определений данного термина различными авторами позволяет сформулировать следующие выводы:
1) существует немало работ, в которых решение проблемы профессиональной компетенции педагога рассматривается без анализа родо- видовых свойств понятия «становления», что приводит к подмене понятий «становление» и «развитие», «становление» и «совершенствование»;
2) в настоящее время нет согласованного мнения в вопросе понимания термина «становление компетентности» педагога, в том числе и учителя начальных классов — выделяя из профессиональной компетентности учителя одну из составляющих (информационную, социально-психологическую, коммуникативную и др.) включают в содержание данного понятия соответствующие аспекты (например, становление информационной компетентности учителя начальных классов предполагает развитие информационной культуры, овладение видами деятельности по работе с информационно-коммуникационными средствами и технологиями;
3) не раскрыты этапы становления профессиональной компетентности педагога, позволяющие разработать (выявить) педагогические условия становления, управленческие механизмы, формы и методы работы для достижения каждого этапа.
Отдельно хотелось бы отметить, что решение последней из выделенных задач является на наш взгляд важным этапом в решении общей проблемы исследования — становление профессиональной компетентности учителя начальных классов. Данный подход был успешно применен в рамках решения проблемы профессионального становления учителя Э. Ф. Зеером, Т. В. Черниковой, Е. А. Климовым, Б. З. Вульфом, Т. В. Кудрявцевым и др.
Для уточнения понятия «становление компетентности» мы обратились к философской литературе. Так, анализируя философские подходы к интерпретации данного термина можно сделать вывод о том, что «становление» является категорией диалектики, содержание которой включает в себя постоянное, охватывающее все изменения, возникновения или исчезновения, процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта направленная реализация некоторой внутренней цели» «Становление», согласно философской точки зрения, — это «движение к бытию, то есть рождение и переход к самостоятельному существованию, после чего может следовать развитие как более сложная форма изменений» При этом философами отмечается, что наличие необратимости, направленности и закономерности в такого рода изменении будет отличать его от любых других процессов. Такой видовой признак «становления» обусловлен рядом факторов:
1) обратимость свойственна процессам, которые характеризуются воспроизведением существующих структур и функций, а не развития;
2) направленность предполагает наличие единой цели;
3) закономерность предполагает системность и устойчивость.
Таким образом, соглашаясь с В. Г. Горбачевым, мы считаем, что становление, как философская категория, характеризующая начальную стадию в развитии предметов и обретение ими количественной и качественной определенности, то есть своих характеристик.
Анализируя подходы к пониманию термина «становление» в психологии В. И. Байденко, А. В. Петровского было установлено, что большинство исследований рассматривает данную дефиницию как неотъемлемую часть понятия «становление личности». Так, например, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых считают, что под становлением личности следует понимать приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию, некий результат развития.
Н. Ф. Маслова, рассматривая профессиональное становление социального педагога, пишет о становлении личности как о синтезе осознания бытия в процессе самоопределения человека, его воспитания и образования. Этот процесс, по мнению автора, направлен на реализацию внутренних целей человека с помощью развития умственных свойств, души и воли, а также на сотворение новых человеческих качеств от момента их зарождения до полного расцвета.
В. А. Сластенин связывает процесс становления профессионала с процессом становления личности, характеризующейся таким качеством как субъектность — активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к себе лично и к окружающей ее миру. Процесс становления личности происходит под действием внешних факторов и включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область самопознания, умений и практических действий, так же формирование различных социально значимых сторон личности: нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную [4]и т. д.
Интерес представляет точка зрения С. А. Дружилова, согласно которой становление может быть рассмотрено как процесс поддержания и постоянного уточнения определенной модели деятельности личности педагога. Данная точка зрения выражает своеобразную стадийность (этапность) процесса становления компетентности учителя, то есть, как любой процесс, становление разворачивается последовательно в несколько стадий (этапов, периодов). Поэтому «становление компетентности педагога», следует понимать как: необратимый, направленный и закономерный процесс качественного и количественного поэтапного изменения, при котором на каждом этапе осуществляется поддержание и постоянное уточнение определенной модели деятельности личности педагога.
Так, в русском литературном языке до конца XVIII в. это понятие применялось в соответствии с его морфологическим составом. В словаре В.Даля мы находим следующее трактование глагола «развивать» — развертывать, раскручивать, расплетать, распускать» [2,с.459]. В 1847 г. В словаре Академии российской появляется иное понимание данного слова, сложившееся под влиянием французских слов développer, développement: «раскрывать умственные способности», «приходить в большее действие; приумножаться, увеличиваться, раскрываться» [4]. То есть, начиная с конца XVIII в., термин «развитие» приобретает дополнительный смысловой оттенок: «ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной цели», «рост, увеличение чего-либо в объеме, количестве», «постоянное усиление, доведение до значительной степени», развитие блока базовых компонентов компетентности учителя
В настоящее время в словарях под «развитием» понимается: «поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому»; «высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому», «линия трансформаций механизма нечто, меняющая содержание «проекта» созревания в сторону качественного усложнения и приобретения дополнительного потенциала эффективности бытия» [5]. Таким образом, ближайшие родовые понятия являются «изменение», «совершенствование», «рост», «эволюция», «знаниевые области этих терминов имеют «пересекающиеся сектора» и «размытые» границы» [1,с.22].
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что развитие есть направленный процесс качественного и/или количественного изменения в сторону роста, совершенствования, а в рамках нашего исследования, профессионального педагогического роста, совершенствования приобретенных в стенах вуза компетенций, как составляющих компетентности учителя начальных классов.
Таким образом, уточнение понятий «становление» и «развитие» позволило нам сформулировать рабочие определения дефиниций «становление компетентности» и «развитие компетентности», которые позволят нам обоснованной выбрать теоретическую основу исследования и определить его логику.
Ретроспективный анализ решения проблемы развития и становления профессиональной компетентности учителя начальных классов, позволил выявить тот факт, что в большинстве исследований, посвященных данной области исследований, не рассматриваются вопросы выявления содержания ключевых понятий — «развитие компетентности» и «становление компетентности». Данные понятия в ходе исследования нами уточнены.
Так, под развитием компетентности следует понимать направленный процесс качественного и количественного изменения в сторону роста, совершенствования, а в рамках нашего исследования, профессионального педагогического роста, совершенствования приобретенных в стенах вуза компетенций, как составляющих компетентности учителя начальных классов (в соответствии с разработанной моделью), под становлением понимается необратимый, направленный и закономерный процесс качественного и количественного поэтапного изменения, при котором на каждом этапе осуществляется поддержание и постоянное уточнение определенной модели деятельности личности педагога.
Литература:
1. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002.
2. Даль В. Токовый словарь живого великорусского языка. — СПб., 2004. — 735с.
3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001
4. Судариков Д. В. Управление становлением профессионализма учителя в условиях модернизации образования: дисс..к. п. наук: 13.00.08. — Томск, 2010–205с.
5. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004
6. Часовских В. И. Становление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического вуза: дисс..к. психол. Н.: 19.00.03: М., 2003. — 314с.