В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.
Ключевые слова: транспорт, логистические системы, перспективы, влияние государства.
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития и представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства. В данной статье будут рассмотрена различные виды транспорта, их основные преимущества и недостатки, перспективы, а также влияние государственной поддержки на развитие транспортной системы Российской Федерации.
Рассмотрим каждый из видов транспорта и его характеристики.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
Водный транспорт. Россия — одна из ведущих морских держав мира. На морские перевозки приходится более 60 % внешнеторговых грузов России.
По сравнению с другими видами транспорта морской имеет ряд преимуществ: высокой провозной способностью, практически неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими капиталовложениями для освоения естественных водных путей, незначительным расходом топлива. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.
Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. [1, c. 110]
Воздушный транспорт. Основные преимущества — скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
В данном случае мы не будем рассматривать трубопроводный и электронный транспорт, так как они применяются для перевозки специфических видов грузов.
Для наглядности, проведем оценку различных видов транспорта, в разрезе основных факторов влияющих на выбор вида транспорта (табл. 1)
Таблица 1
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта [2, c. 39]
Вид транспорта |
Время доставки |
Частота отправлений |
Надежность соблюдения графика |
Способность провозить разные грузы |
Способность доставить груз в любую географическую точку |
Стоимость перевозки |
Железнодорожный |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Автомобильный |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.
Обратимся к статистике, для оценки объемов грузооборота по различным видам транспорта (таблица 2).
Согласно материалам Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, грузооборот внутреннего водного транспорта в июле 2014 г. был на 12,4 % меньше, чем в тот же месяц годом ранее. Падение этого показателя в большей степени связано с увеличение аварийности на водном транспорте в 2013 году по сравнению с 2012 годом (на 72 %), и, как следствие, сокращение количества заказов на перевозку в 2014 году. [6] На железных дорогах этот показатель вырос на 5,8 % в июле.
В то же время, по данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта в июле также вырос на 5,8 %. Рост грузооборота на автомобильном транспорте отражает сложившуюся в последние три года тенденцию по оттоку части грузов с железной дороги. Автоперевозки становятся более эффективными на все более дальние расстояния. Если раньше дистанция перевозки, на которой автомобиль составлял конкуренцию поезду, была около 500 км, то сейчас она выросла до 700- 750 км.
Таблица 2
Грузооборот на различных видах транспорта в России в июле 2014 г. (по данным Росстата)
Июль 2014 г., млрд тонно-км |
Июль 2014 г. / июль 2013 г. |
Июль 2013 г. / июню 2012 г. |
|
Общий грузооборот транспорта |
412,4 |
+0,3 % |
+2,8 |
- железнодорожного |
191,5 |
+5,8 % |
+2 % |
- автомобильного |
22,7 |
+5,8 % |
+1,4 % |
- морского |
2,5 |
-13,2 % |
-20,6 % |
-внутреннего водного |
10,3 |
-12,4 % |
+2,6 % |
-воздушного (транспортная авиация) |
0,4 |
+5,9 % |
-0,5 % |
Рассмотрим подробнее основные тенденции развития по каждому из видов транспорта.
На сегодняшний день автомобильные перевозки являются наиболее перспективным видом транспорта, а страхование грузов делает эти перевозки безопасными. В отдельные регионы нашей страны доставить груз можно только по автомобильным дорогам, кроме того, в результате различных обстоятельств, при доставке груза автомобилем можно быстро скорректировать маршрут, а также, при необходимости, обеспечить дополнительную выгрузку или погрузку по пути следования. Помимо высокой мобильности автомобильного транспорта, он позволяет перевезти приличный объем груза и его номенклатуру.
Но сразу же отсюда вытекают первые трудности — это сложившиеся особенности регионального развития в России, географическое местоположение потребителей автотранспортных услуг, ограничения на перевозку грузов по крупным городам и по дорогам федерального назначения, рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы, частый недогруз подвижного состава, что существенно снижает прибыль как перевозчика, так и заказчика. Также отсутствуют прямые пути доставки грузов из-за границы в российские регионы.
Большинство экспертов логистической сферы отмечают, что в настоящее время в сфере автомобильных перевозок существует острая конкуренция. Но данная конкуренция идет только на пользу отрасли в целом — сдерживается рост тарифов, повышается качество оказываемых услуг, недобросовестные компании не могут удержаться на рынке и уступают место более успешным организациям. [5]
Цена перевозки на коротких расстояниях является важным фактором конкурентоспособности. При перевозках на небольшие расстояния тариф железнодорожного транспорта выше, чем тариф автотранспорта.
С другой стороны, у железнодорожного транспорта есть свои преимущества. И основным преимуществом является массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог. И недостатки железнодорожного транспорта в меньшей степени ощутимы при перевозке массовых грузов, а именно их, главным образом, и перевозят железной дорогой. Спрос на перевозку таких грузов не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта.
Еще одним важным направлением, на котором возможно повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, является перевозка «дорогих» мелкопартионных грузов. По объему, размер таких перевозок обычно невелик.
В настоящее время эти грузы перевозятся, главным образом, автомобильным транспортом. Основной причиной высокой конкурентоспособности автомобильного транспорта на указанном сегменте, является простота и быстрота оформления перевозки, и именно этот фактор в данном случае становится решающим. [4]
Основополагающими элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот, порты. По состоянию на 2013 год средний возраст судов — 25 лет и более. Также, значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки.
Следствием этого на внутреннем рынке является недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.
Учитывая, что подавляющее большинство аварий и инцидентов зачастую (в 70 % случаев) связано с человеческим фактором, информация для судового экипажа и судовладельцев о степени риска нанесения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба и загрязнения окружающей среды при отказе основных элементов системы «судно-груз-человек», может сыграть решающую роль в обеспечении безопасности мореплавания.
Итоговым документом по оценке рисков может быть, например, паспорт безопасности. Формуляр/журнал/паспорт безопасности судна позволил бы сторонам, имеющим отношение к морскому транспорту (фрахтователям, страховщикам, судовому экипажу, портовым властям и т. д.), получать информацию о степени безопасности предлагаемых им услуг по грузопассажирским перевозкам, а также знать наиболее уязвимые места.
Статистика последних лет демонстрирует стабильное увеличение объемов воздушных грузоперевозок российскими компаниями. Показатель прироста воздушных перевозок, осуществляемых российскими компаниями, составляет около 11 %.
Однако проблемы российских авиаперевозчиков в основном связаны с устаревшим парком техники, что негативно сказывается на репутации отечественных компаний. Это очень серьезно, так как зарубежные компании составляют серьезную конкуренцию отечественным.
Еще одна проблема данного бизнеса заключается в том, что только 20 % авиакомпаний имеют действительно грузовые суда, и осуществляют деятельность только в сфере грузоперевозок. Большинство же, перевозит грузы на пассажирских самолетах в багажных отсеках. Данная практика в мире считается дурным тоном. И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.
Но, несмотря на существующие трудности, почти все аналитики отмечают большой потенциал российских авиаперевозчиков на международном рынке.
При активном участии государства в совершенствовании существующей транспортной инфраструктуры и внутриотраслевых прогрессивных преобразованиях уже в скором времени могут быть достигнуты ощутимые положительные результаты. Но при этом только комплексный, системный подход к решению острых вопросов и проблем, существующих в отрасли, позволит сформировать наиболее комфортные условия для существования, развития и совершенствования транспортной отрасли в России.
Хотелось бы упомянуть, что в период до 2020 г. предусматриваются преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надежных транспортных связей между субъектами Российской Федерации. В этот период должны быть реализованы следующие меры стратегического характера:
- сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;
- расширение круга категорий объектов транспорта, не имеющих ограничения на нахождение в частной собственности;
- разработка и принятие законодательной базы системы оборонного заказа на транспортные услуги;
- реализация в полной мере принципа устойчивого развития в части снижения экологического воздействия транспорта.
Объем инвестиций в программу развития транспортной системы до 2020 года составит 12,5 трлн. рублей: 7,3 трлн. рублей будут выделены из федерального бюджета, остальные средства — частные инвестиции.
К 2020 году в России должно быть построено 14 тыс. км дорог федерального и регионального значения, 2,5 тыс. км железнодорожных путей, число происшествий на транспорте должно снизиться на треть. мощность портов должна увеличиться на 356 млн. тонн, транспортные издержки должны снизиться от 12 до 16 %, экспорт транспортных услуг должен увеличиться в два раза, а мобильность населения — на 50 %. [3]
На настоящий момент стоимость работ, выполняемых в 2014 году по 1179 переходящим контрактам прошлых лет, составила 186 807,71 млн. рублей, по заключенным с 1 января 2014 г. 757 контрактам составила 115 619,49 млн. рублей, в том числе по 146 контрактам длительностью более одного года — 12 765,68 млн. рублей. [7]
Рассмотрев в данной статье четыре наиболее распространенных вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный) для перевозки грузов, их преимущества и недостатки, перспективы развития и государственную программу по поддержке развития транспорта, можно сделать несколько обоснованных выводов:
1. Выбор вида транспорта зависит в первую очередь от надежности соблюдения графика доставки, времени доставки и стоимости перевозки. И, исходя из данных показателей, необходимо осуществлять выбор наиболее подходящего транспорта.
2. Наиболее перспективными видами транспорта на данный момент являются автомобильный и железнодорожный. Именно на них, в настоящий период времени ложится наибольшая нагрузка.
3. Принимая во внимание Федеральную программу по развитию транспорта, мы можем ожидать значительных улучшений в сфере тарифно-ценового регулирования, а также относительно состояния всех видов транспортных путей.
Литература:
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — 20-е изд.— Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.
2. Савенкова Т. И. Логистика: учеб. пособие — 5-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 255 с.
3. Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010–2020 гг.
4. Научно-практический альманах «Вектор транспорта». Выпуск № 2, июнь 2014 г. Лукьянова О., Хусаинов Ф. «О конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок».
5. Журнал «Управление экономическими системами: электронный научный журнал». Июнь 2014г. Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. «Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы».