Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 2008 раз

Библиографическое описание:

Моджина, Н. В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан / Н. В. Моджина, М. И. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 353-359. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13956/ (дата обращения: 16.11.2024).

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них наиболее перспективных — малый бизнес. Именно малый бизнес может сыграть решающую роль в создании рынка: в развитии конкуренции и ограничении монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме отсталых в экономическом отношении регионов России. Малый бизнес проявляет не свойственную крупному бизнесу гибкость, лучше приспосабливается к меняющимся условиям, способен работать в новых стремительно развивающихся секторах производства, решать сложные социальные проблемы.

Ориентиры развития малого предпринимательства определяются мировой практикой, складывающейся столетиями в странах с рыночной системой хозяйствования. Имеются в виду 35–70 единиц малых и средних предприятий на каждую 1000 жителей, сосредоточение в секторе малого предпринимательства 50–70 % трудоспособного населения и производство 50–60 % валового внутреннего продукта. В России на сегодня эти показатели в 5–6 раз ниже. На сегодняшний день более 10 % валового внутреннего продукта страны производится малыми предприятиями, работает более 870 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. Зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; когда идет рост безработицы, а создать рабочее место на крупном предприятии оказывается в 15 раз дороже, чем рабочее место на малом предприятии, — развитию малого предпринимательства альтернативы нет. И в большинстве регионов России это прекрасно понимают.

Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности, достигается за счет слаженной работы разных элементов или подсистем инфраструктуры рынка, таких как финансово-кредитная, социально- бытовая, институциональная, внешнеэкономическая, торгово-посредническая, научно-техническая, экономико-правовая, информационная.

К наиболее важным социальным институтам, активно воздействующим на малый бизнес, относятся: государственные и общественные учреждения (органы госвласти, ведомства, общественные объединения), оказывающие влияние на сферу малого предпринимательства, весь комплекс государственных программ, формирующих предпринимательскую среду (структурная, образовательная, социальная политика, программы содействия малому предпринимательству и т. д.); система образовательных и профориентационных учреждений; структуры, оказывающие посреднические услуги, средства массовой информации. Эти институты определяют ценностные ориентиры и конкурентное рыночное поведение малого бизнеса, создают точки роста и ниши, обеспечивая приемлемую устойчивость и допустимый уровень риска, формируют ожидания относительно «нормального» уровня прибыльности и доходов.

В настоящее время институциональная структура, сложившаяся в республике, недостаточно способствует формированию экономически ответственного поведения предпринимателей. Финансовая инфраструктура способна оказывать существенное воздействие на эффективность функционирования предпринимательских структур.

Эффективное развитие финансовой инфраструктуры предпринимательства возможно лишь в условиях такой общественно-экономической ситуации, которая характеризуется наличием определенной предпринимательской среды, представленной совокупностью экономических, психологических, социально-трудовых, политических и административно-правовых факторов. Конечно, деятельность малых предприятий в первую очередь должна опираться на их собственные материальные и финансовые ресурсы.

Развитие финансовой инфраструктуры в Республике Башкортостан имеет огромное значение, так как способствует увеличению предпринимательской активности, прежде всего на местах, созданию новых рабочих мест, возникновению новых малых предприятий, снижению уровня безработицы, стабилизации социально-экономической ситуации в отдельных районах и, соответственно, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому сегодня большое внимание должно уделяться созданию и развитию комплекса:

-        территориальных отдельных фондов поддержки;

-        гарантийных фондов;

-        инвестиционных фондов;

-        кредитно-финансовых учреждений;

-        лизинговых компаний;

-        страховых учреждений.

С развитием банковской системы в республике необходимо развивать небанковские системы кредитования субъектов малого предпринимательства. Широкое распространение в предстоящие годы должны получить ипотечные кредиты, получаемые под залог собственности. Они также могут быть обеспечены облигационными займами, что помогло бы предпринимателям решать проблему недостаточности первоначального капитала. Следует особо отметить необходимость расширения объемов лизинговых операций, позволяющих не только решить проблему финансирования и технического перевооружения производства на малых предприятиях, но и осуществлять свою деятельность на принципиально новой основе. В условиях, когда малое предприятие постоянно ощущает дефицит оборотных средств, лизинг является наиболее действенным механизмом экономии первоначальных вложений.

По данным Росстата на 1 января 2013 года в Башкортостане насчитывалось более 146 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, причем республика по количеству занятых на малых предприятиях занимает первое место в ПФО и седьмое в России. Оборот продукции, которую выпустили в 2012 году индивидуальные предприниматели и микропредприятия, составил более 825,8 млрд. рублей, что на 7,4 % больше, чем в 2011 году. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» ежегодно проводит исследование на предмет условий, которые созданы в том или ином регионе для развития предпринимательства. Так, в 2012 году из 40 регионов Башкортостан занял 4 место, поднявшись на 6 позиций с 2011 года1.

Долгосрочная целевая программа “Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013–2018 годы” во многом обозначила основные институты поддержки предпринимательства в республике и основные направления развития институциональной инфраструктуры такой поддержки2.

В 2010 г. новый статус получило Министерство экономического развития и торговли РБ. Новыми исполнительными органами государственной власти, которые осуществляют поддержку субъектов малого бизнеса и являются основными звеньями координации объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, стали Министерство экономического развития РБ и Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ (схема 1). Сейчас в каждом министерстве и ведомстве республики имеется отдел, отвечающий за малое предпринимательство.

Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан является ведущей организацией, оказывающей всестороннюю помощь в развитии предпринимательства в РБ. Фонд создан на основании указа Президента РБ от 12 июля 1999 г. № УП — 455 с целью содействия развитию предпринимательства на региональном уровне, привлечения субъектов малого предпринимательства к решению экономических и социальных проблем региона3. Фонд изначально задумывался как инструмент финансовой поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета в рамках федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

Схема 1. Организационная структура органов государственной власти, осуществляющих регулирование, поддержку и содействие развитию малого предпринимательства Республики Башкортостан

 

В республике действуют объекты инфраструктуры, осуществляющие поддержку и развитие малого предпринимательства в районах и городах. В основном это фонды развития и поддержки. Они организуют семинары, проводят конкурсы, выставки, издают учебно-методические, информационно-справочные и рекламные материалы. Так, с 2003 г. осуществляется дистанционное обучение предпринимателей, в городах и районах республики открываются информационно-консультационные бюро, работает информационный интернет-портал малого бизнеса «Малый бизнес Башкортостана». Освещением вопросов предпринимательства в республиканской прессе занимаются журнал «Бизнес партнер» и «Новая экономическая газета». Для реализации проектов, связанных с приобретением оборудования, Фондом развития и поддержки малого предпринимательства РБ совместно с Уфимским городским фондом развития и поддержки малого предпринимательства создана лизинговая компания. При участии указанных фондов учрежден Союз организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, занимающийся созданием системы микрофинансовых организаций.

Динамику развития рынка кредитования малых и средних предприятий в 2013 году можно назвать разнонаправленной — банки активно наращивали объемы выдач, при этом темпы роста портфеля задолженности, по сравнению с 2012 годом, замедлились. Впрочем, тренд на снижение темпов роста портфеля задолженности МСП сохраняется на протяжении последних трех лет, и во многом обусловлен замедлением темпов роста в экономике в целом: — в условиях экономической неопределенности банки неохотно предоставляют малому бизнесу «длинные» деньги, что выражается в повышении требований к финансовому положению и залоговому обеспечению, и предпочитают кредитовать предпринимателей на цели пополнения оборотных средств.

По итогам 2013 года объем выданных кредитов сегменту малого и среднего предпринимательства вырос на 16,2 % (в 2012 году этот показатель составлял 14,6 %) и превысил 8 трлн рублей. В первом полугодии было выдано 3,61 млрд рублей, или 44,8 % совокупного объема выдач, сезонные спады экономической активности, являющиеся традиционными для января и мая, продолжают оказывать влияние на распределение объемов выдач в течение года.

Структура объема выдач в разрезе размеров банков немного сместилась в сторону крупнейших игроков рынка — доля банков, входящих в ТОП-30 по величине активов, выросла на 2,5 процентных пункта по сравнению с 2012 годом и составила 53,2 %.

http://www.mspbank.ru/files/leading-market1-590.jpg

Рис. 1. Объем выдач на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства в 2013 году, млрд. рублей

 

Можно также отметить, что в первые месяцы года крупные банки проявляют сравнительно низкую активность по выдачам, постепенно «раскачиваясь» ближе ко второму кварталу. Банки из ТОП-30 за год выдали на 21,8 % больше кредитов в сегменте МСП, чем в 2012 году, в то время как небольшие и средние банки прибавили лишь 10,3 %: объемы выдач составили 4,29 и 3,77 трлн. рублей, соответственно.

По данным исследования, проведенного по итогам 1 полугодия рейтинговым агентством «ЭкспертРА», доля кредитов, выданных на срок свыше 3 лет, составила лишь порядка 11 %, доля кредитов сроком от 1 до 3 лет — около 20 %. Весь остальной объем выдач — это короткие кредиты и овердрафты, что лишний раз подтверждает тезис о сокращении срочности кредитования сегмента МСП в России4.

Портфель задолженности в сегменте малого и среднего бизнеса прибавил по итогам 2013 года 14,8 % (против темпа прироста в 16,9 % годом ранее) и составил 5,16 трлн рублей. Динамика могла бы оказаться более позитивной, но в конце года на фоне ужесточения регулирования на банковском рынке, проводимого регулятором, начали проседать объемы портфеля небольших и средних банков: в ноябре сокращение портфеля кредитных организаций, не входящих в число 30 крупнейших, составило 5,5 млрд. рублей, а в декабре — сразу 35 млрд.

По итогам первых трех кварталов 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране и Республики Башкортостан наблюдался рост почти всех основных показателей развития малого предпринимательства: среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, объема оборота и инвестиций в основной капитал.

Таблица 1

Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 октября 2012 г. и 1 октября 2013 г. по регионам РФ5

Субъект РФ

Количество МП на 100 тыс. жителей

на 1 октября 2012 года, ед.

на 1 октября 2013 года, ед.

изменение с 01.10.2012 по 01.10.2013

Российская Федерация

144,9

133,4

-11,5

Кировская область

180,7

166,9

-13,8

Нижегородская область

196,9

191,7

-5,2

Оренбургская область

150,5

154,7

4,2

Пензенская область

159,1

167,0

7,9

Пермский край

196,6

200,3

3,7

Республика Башкортостан

99,8

92,6

-7,1

Республика Марий Эл

148,6

134,4

-14,3

Республика Мордовия

120,8

115,1

-5,7

Республика Татарстан

45,3

32,2

-13,0

Самарская область

125,3

123,8

-1,5

Саратовская область

195,8

182,4

-13,4

Удмуртская Республика

160,8

156,9

-3,9

Ульяновская область

189,7

178,8

-10,9

Чувашская Республика

156,9

196,9

40,0

 

Таблица 2

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ в январе-сентябре 2013 г.5

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП в январе-сентябре 2013 г.

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в январе-сентябре 2013 г.

тыс. чел.

в % к январю-сентябрю 2012 г.

%

изменение относительно января-сентября 2012 г., п.п.

Российская Федерация

84,8

96,6

12,6

-0,35

Кировская область

34,8

94,6

17,1

-0,91

Нижегородская область

34,2

98,9

15,6

0,21

Оренбургская область

34,4

101,4

14,5

0,32

Пензенская область

118,5

104,2

13,8

0,83

Пермский край

103,8

100,3

17,5

0,25

Республика Башкортостан

23,2

91,5

9,7

-0,62

Республика Марий Эл

34,7

100,1

14,1

0,21

Республика Мордовия

25,2

103,0

7,2

0,29

Республика Татарстан

2,9

91,5

4,0

-0,33

Самарская область

80,1

97,4

11,6

-0,06

Саратовская область

26,3

93,7

13,8

-0,65

Удмуртская Республика

64,2

98,0

16,2

-0,38

Ульяновская область

94,9

97,2

17,6

-0,50

Чувашская Республика

1,0

130,9

3,6

0,92

 

Таблица 3

Оборот малых предприятий в регионах РФ в январе-сентябре 2013 г.5

Субъект РФ

Объем оборота МП в январе-сентябре 2013 г.

млн. рублей

в % к январю-сентябрю 2012 г. с учетом ИПЦ

на душу населения, в % от среднего по РФ с учетом СН

Российская Федерация

10 933 732,0

99,2

100,0

Кировская область

87 771,0

93,2

92,3

Нижегородская область

421 051,9

100,9

176,3

Оренбургская область

76 013,3

98,0

57,8

Пензенская область

85 932,4

135,0

99,3

Пермский край

161 206,9

104,8

82,8

Республика Башкортостан

266 474,7

99,9

99,9

Республика Марий Эл

33 489,7

93,5

76,5

Республика Мордовия

29 670,9

81,1

55,4

Республика Татарстан

262 473,1

101,7

101,9

Самарская область

310 059,0

108,9

127,5

Саратовская область

95 313,8

100,3

60,1

Удмуртская Республика

88 332,5

119,5

87,6

Ульяновская область

75 819,2

105,7

87,1

Чувашская Республика

54 505,1

102,0

68,1

 

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в регионах РФ в январе-сентябре 2013 г.5

Субъект РФ

Инвестиции в основной капитал на МП в январе-сентябре 2013 г.

млн. рублей

в % к январю-сентябрю 2012 г. с учетом ИПЦ

на душу населения, в % от среднего по РФ с учетом СН

Российская Федерация

246 518,1

102,2

100,0

Кировская область

5 643,7

113,0

263,3

Нижегородская область

13 751,2

111,4

255,4

Оренбургская область

4 727,7

113,4

159,4

Пензенская область

9 077,9

92,5

465,2

Пермский край

2 347,2

122,8

53,4

Республика Башкортостан

10 221,0

104,6

169,9

Республика Марий Эл

1 754,0

107,2

177,7

Республика Мордовия

4 639,3

272,4

384,4

Республика Татарстан

3 823,7

95,8

65,8

Самарская область

2 208,1

83,3

40,3

Саратовская область

1 001,7

95,8

28,0

Удмуртская Республика

2 196,7

100,5

96,6

Ульяновская область

5 450,0

172,5

277,7

Чувашская Республика

2 478,1

192,2

137,2

 

Одной из основных проблем для развития малого бизнеса остается ограниченность «длинных», долгосрочных источников заемных средств. Основную массу кредитования и инвестирования малого бизнеса осуществляют банки, лизинговые и страховые компании, они также несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги.

Ежегодно Министерство экономического развития и промышленности РБ совместно с Фондом развития и поддержки РБ, Ассоциацией организаций предпринимательства РБ и Торгово-промышленной палатой РБ организуют и проводят межрегиональную неделю малого бизнеса и выставки «Предприниматель» в целях содействия развитию предпринимательского движения за счет предоставления положительного опыта и результатов работы, пропаганды новых идей и технологий, продвижения продукции предприятий малого бизнеса. Регулярно проводятся республиканские совещания и семинары по вопросам функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса: распространение опыта работы объектов инфраструктуры, создание условий для их организации в городах и районах республики.

Большое значение для развития малого предпринимательства в республике имеет разработка республиканских, районных и местных программ, реализация которых способствует созданию необходимых организационно-хозяйственных, нормативноправовых, финансовых условий развития региона и служит инструментом управления малым бизнесом. В целом осуществление таких программ позволило организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентировать предпринимательство на решение приоритетных проблем республики. Важной проблемой является помощь в образовании финансовых и инвестиционных ресурсов малого бизнеса. Большое значение здесь имеет создание ипотечных банков, тендерных центров, страховых, депозитных и инвестиционных компаний малого бизнеса.

Считаем, что существующая в России инфраструктура поддержки малого предпринимательства носит больше декларативный характер, а также имеет ряд существенных институциональных недостатков: нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях, неравномерность распределения объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг (отсутствие сертификации), отсутствие единой классификации и терминологии отдельных элементов государственной и негосударственной инфраструктуры (бизнес-инкубатор, технопарк и пр.), что не позволяет использовать определенные законодательством льготы, сокращает количество и снижает качество услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства. Здесь можно выделить несколько причин: недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней, неразвитость и неэффективность системы профессиональной переподготовки предпринимателей и служащих системы государственной инфраструктуры, низкие объемы привлеченных средств на нужды субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, развитая система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства влияет на социально-экономическое развитие и является залогом конкурентоспособности региона.

 

Литература:

 

1.      Независимая уральская газета. Состояние малого и среднего бизнеса в Республики Башкортостан на 2013 год. [Электронный ресурс] www.proural.info. — Официальный сайт Независимая уральская газета — Электрон. дан URL: http://proural.info/news_lenta/7289 (дата обращения: 23.10.2014 г.)

2.      Министерство экономического развития Республики Башкортостан. Внесение изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013–2018 г». [Электронный ресурс] www.minecon.bashkortostan.ru — Электрон. дан URL: http://minecon.bashkortostan.ru/activity/small-and-medium-enterprises/small-business-gp/ (дата обращения: 23.10.2014 г.

3.      Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2007 год // Новая экономическая газета. 2007. № 5.

4.      Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства. Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства в 2013 году. [Электронный ресурс] www.mspbank.ru. — Официальный сайт Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства — Электрон. дан URL: http://www.mspbank.ru/ru/analytical_center/analytical_reports/researches/lending_market_in_2013 (дата обращения: 23.10.2014 г.).

5.      Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — сентябре 2013 года. [Электронный ресурс] www.mspbank.ru. — Официальный сайт Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства — Электрон. дан URL: http://www.mspbank.ru/ru/analytical_center/otchety_partnerov/niisp/dynamics_of_small_business_development_in_Russia (дата обращения: 25.10.2014 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, Башкортостан, республика, кировская область, нижегородская область, оренбургская область, пензенская область, пермский край, российская Федерация.


Задать вопрос