Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 1243 раза

Библиографическое описание:

Бечерякова, Е. Г. Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска) / Е. Г. Бечерякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13993/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Ключевые слова:Великая Отечественная война, дети войны, история повседневности, тимуровское движение.

Великая Отечественная война в корне изменила привычное мирное течение жизни страны. Определяющим лозунгом населения всей страны в это тяжелое время стал лозунг «Все для фронта! Все для Победы!». Немаловажную роль в поддержке и защите советского государства в годы войны сыграли и обыкновенные школьники, несмотря на то, что главной их задачей оставалась учеба.

2 июня 1933 г. принято Постановление СНК ЯАССР о введении всеобщего семилетнего обучения с 1933/34 учебного года. В годы войны ведущими школами города были средние школы № 7 и № 8.

В 1934 году в г.Якутске открывается первая средняя общеобразовательная школа № 7 на базе школы № 1 II концентра 1 ступени. Она была открыта в деревянном здании по адресу: ул.Белинского, 14. [1]. В год начала Великой Отечественной войны в Якутске появилась школа в новом каменном здании в центре города. Средняя школа № 8, ныне Городская классическая гимназия открылась 29 сентября 1941 г. [2] (рис.1).

Рис.1. Здание средней школы № 8, год открытия — 1941.

В период войны в школах появляются особые предметы: всеобуч военной подготовки, сельское хозяйство и тракторное дело для 7–10 классов. Так, в средней школе № 7 г. Якутска с ноября 1941 г. военной подготовкой были охвачены 8–10 классы. Было организовано три взвода: 1 взвод — юноши (31 чел.), 2 и 3 взвод — девушки (23 и 29 чел.), — всего 83 учащихся. Военные занятия были распределены следующим образом: 1 час в среду, 6 часов в пятницу. В 1942–1943 гг. в школе работали стрелковый (посещали 75 чел.) и лыжно-спортивный (посещали 62 чел.) кружки. [3].

На остальных уроках учителя должны были увязывать материал с военным положением. Новшеством преподавания немецкого языка в школе № 7 стало обучение школьников военным терминам, а на уроках алгебры теперь решали задачи о стрелках, снайперах, пулеметчиках.

Также в школах работал Учительский комитет, его целью была борьба за улучшение успеваемости. Ученикам средней школы № 8, которые все же отставали по предметам, приходилось отчитываться перед руководством и другими школьниками, зачитывать свои оценки, а затем давать самому себе нелицеприятную характеристику. В школах действовали различные кружки: так, в 8 школе в 1942–1943 гг. работали драматический, хоровой, танцевальный, литературный, кружок немецкого языка. Велась активная агитационно-пропагандистская работа — в школе № 8 проводились с учащимися беседы на актуальные темы, например «Доклад тов. Сталина от 3 июля 1941 г.», «Героическая оборона Ленинграда, Киева, Одессы» и др. Регулярно выпускались стенгазеты — общешкольные, классные.

Проводились в школах и мероприятия в помощь фронту. Был организован сбор цветных металлов — за первое полугодие 1941/1942 учебного года в школе № 8 собрано: 1 кг 127 гр. серебра, 1 кг 610 гр. меди, 4 кг бронзы, 17 кг 500 гр. алюминия, 2 т 92 кг чугуна и железа. Также проводился сбор теплых вещей. Сдавали пальто, валенки, шапки, чулки, белье, рукавицы, теплые носки, брюки, заячьи шкуры — всего было собрано 388 вещей. [5].

Учащимися 7 школы в 1941–1942 гг. было собрано облигаций на сумму 7 565 руб. Собрано цветного металла — 85,3 кг (медь — 63,8 кг, алюминий — 8,3 кг, цинк — 2,7 кг). Собрано также 800 кг черного металла, 121,6 кг резины, 321 бутылка, 49 теплых вещей для бойцов Красной Армии. [6].

В школе № 8в 1941–1942 гг. были собраны облигации на сумму 48 460 руб. Отправлены две посылки фронтам Красной Армии. На вызов речников Лены учащиеся школы внесли в фонд строительства колонны танков 1247 руб. Помогала и школа № 7: в ней было собрано на оборону Родины — 100 руб., на танковую колонну — 110 руб. 3 января 1942 г. была отправлена посылка на фронт стоимостью 324 руб. В первом полугодии 1942/1943 учебного года бойцам Красной Армии учащимися 8 школы было отправлено 4 посылки на сумму 310 рублей; продолжался сбор средств на строительство танковой колонны — 1425 рублей. Особое внимание уделялось детям фронтовиков — таких школьников насчитывалось 83 человека. В их пользу была устроена платная постановка, от которой получено 1200 руб. 33 учащихся из семей фронтовиков пользовались школьным буфетом бесплатно. [7].

Учащиеся работали в комсомольских и пионерских организациях. В 1941/42 учебном году в школе № 8 было 67 членов ВЛКСМ, из них 5 — учителя. В пионерской организации состояло 199 чел., всего было 9 пионерских отрядов. Младшие школьники — 52 человека, были октябрятами. [8]. Организовано тимуровское движение, создано 5 команд из 50 учащихся, обслуживалось 17 семей красноармейцев. [9]. Тимуровцы оказывали семьям помощь в быту: наколоть и принести дрова, присмотреть за младшими детьми, поухаживать за больными, купить продукты.

В 1944/1945 учебном году в школе № 8 собраны вещи, продукты, 4250 руб. Десять тимуровских команд обслуживали 7 семей военнослужащих и 3 детсада. [10]. Оказывалась помощь детям фронтовиков — таких в школе насчитывалось большинство, 403 из 689 учащихся. 40 школьников получали стипендии, детям из семей бойцов Красной Армии выдавались ордера на приобретение вещей, в частности шарфов и рукавиц.

В конце 1945 учебного года, радость от сданных экзаменов совпала с всеобщим ликованием в стране, связанным с долгожданным праздником Победы.

Нами были записаны и воспоминания подруги моей бабушки, известного историка, Шелеховой Розы Васильевны. В 1941 г. ей было 9 лет, и в годы войны она училась в средней школе № 2 г. Якутска.

«...в тот июньский день, помню, когда в школе объявили, что началась война, пришла домой и говорю маме: вот, война началась, страшно... А вдруг немцы в Якутск придут? Давайте уедем на Север, далеко-далеко, чтобы нас они не достали...». «Война все-таки дошла, а учиться-то надо, как бы тяжело не было... шла в школу в мороз, туман, одна через город».«600 гр. хлеба давали на служащего и 300 гр. на иждивенца. Моей обязанностью было отоваривать хлебные карточки. Один раз, мне показалось, что потеряла их, не могла никак найти... Это было бы страшнее всего — подвести семью, остаться без пропитания... К счастью, все обошлось, карточки были при мне».

«Все учились, все работали и все старались для Победы... В школе все время собирали теплые вещи — у кого что есть, все приносили». «В летние месяцы классы вывозили за город, собирали колоски после сбора урожая — все что оставалось, мы за ними убирали.»... «Очень дружные пионеры были, сильные вожатые, все друг за друга стояли всегда, подтягивали неуспевающих школьников по предметам, помогали семьям... В школе все шло по строгой дисциплине, каждый смотрел за собой, никогда не ругались, наоборот, все классы были сильные, сплоченные.»... «Когда объявили Победу, я была в 6 классе. Все сначала просто не поверили, а потом сразу начали плакать, обниматься. Помню, выбежали всей школой на улицу, побежали на площадь Ленина... Всех-всех людей обнимали, всех поздравляли, плакали от счастья... Такого яркого дня не было никогда — ни до, ни после».

Таким образом, учителя и ученики школ г. Якутска в годы Великой Отечественной войны, как и вся страна, вносили свой ценный вклад в дело Победы. И учителей, и учащихся объединяла единая великая надежда — ожидание Победы. Только сплотившись всем вместе, можно было пережить тяжелые времена, пронеся через них безоговорочную веру в Победу.

 

Литература:

1.      Муксунов Д. В. Из истории открытия первой средней школы города Якутска//Средней общеобразовательной школе № 7 г. Якутска исполняется 75 лет.– Якутск, 2009. — C.3.

2.      Радченко Н.Н, Слепцова А. С. Средняя школа № 8 г. Якутска: первые годы//Биография продолжается... Средняя школа № 8, Городская классическая гимназия. — Якутск, 2011. — С.9.

3.      Волченко В. П. //Неопубликованная рукопись. (Хранится у авторов).

4.      Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.693, Оп.1, Д.434, Л.9.

5.      НА РС (Я). Ф.693, Оп.1, Д.582, Л.8 об.

6.      Волченко В. П. //Неопубликованная рукопись. (Хранится у авторов).

7.      Радченко Н.Н, Слепцова А. С. Средняя школа № 8 г. Якутска: первые годы//Биография продолжается... Средняя школа № 8, Городская классическая гимназия. — Якутск, 2011. — С.17.

8.      НА РС (Я). Ф.693, Оп.1, Д.434, Л.8–9.

9.      НА РС (Я). Ф.693, Оп.1, Д.434, Л. 9 об.

10.  НА РС (Я). Ф.693, Оп.1, Д.582, Л.14 об.

 

Основные термины (генерируются автоматически): школа, якутск, Красная Армия, Великая Отечественная война, учащийся, вещь, немецкий язык, Победа, ребенок фронтовиков, тимуровское движение.


Похожие статьи

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

В статье рассмотрены жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР и предпринята попытка анализа традиционной практики совместного проживания семей «дьуккаах» накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г....

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Деятельность пионерской организации города Пушкина в докладах делегатов районной комсомольской конференции в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

В статье рассматривается деятельность пионерской организации города Пушкина, отраженная в докладах делегатов от пионерских организаций района на комсомольских конференциях. Раскрывается деятельность районной пионерской дружины, ее взаимодействие с ра...

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

В статье рассматривается деятельность Карагандинской областной библиотеки в суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Показывается проводимая сотрудниками библиотеки работа по обслуживанию и повышению культурно-политического уровня знаний...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Похожие статьи

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

В статье рассмотрены жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР и предпринята попытка анализа традиционной практики совместного проживания семей «дьуккаах» накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г....

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Деятельность пионерской организации города Пушкина в докладах делегатов районной комсомольской конференции в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

В статье рассматривается деятельность пионерской организации города Пушкина, отраженная в докладах делегатов от пионерских организаций района на комсомольских конференциях. Раскрывается деятельность районной пионерской дружины, ее взаимодействие с ра...

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

В статье рассматривается деятельность Карагандинской областной библиотеки в суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Показывается проводимая сотрудниками библиотеки работа по обслуживанию и повышению культурно-политического уровня знаний...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Задать вопрос