В статье анализируются параметры сравнительного педагогического эксперимента по внедрению футбола в процесс физического совершенствования студентов.
Ключевые слова: студенты, сравнительный педагогический эксперимент, физическое развитие, интегральная подготовленность.
Исследователем [2] разработана инновационная технология оздоровительной физической подготовки студентов гуманитарных вузов средствами футбола. После 4 месяцев тренировок в параметрах контрольной и экспериментальной групп, произошли достоверные изменения в тестах — «челночный бег», сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжок в длину с места.
Занятия футболом эмоциональны, сопровождаются большой физической нагрузкой, направлены на развитие скоростных и силовых способностей, вызывают большой интерес у студентов Каракалпакского государственного университета, который расположен в экстремальных условиях зоны Приаралья.
В сравнительном педагогическом эксперименте участвовали студенты КГУ, занимающиеся футболом. В течении учебного года (2011–2012) команда принимала участие в чемпионате г. Нукуса. Контрольная группа занималась по типовой программе, экспериментальная группа занималась по инновационной технологии использования футбола по 4 часа в неделю.
В ходе эксперимента, до его начала и по окончании, исследовались и оценивались параметры: физического развития (длина тела, масса тела, индекс массы тела); общей физической подготовленности (прыжок в длину с места, подъем переворотом, бег 100 и 3000 м); специальной физической подготовленности (удар на дальность, повторный бег 7х50 и 10х10 м, вбрасывание мяча руками на дальность); соревновательной деятельности (передачи мяча, отбор мяча, обводка соперника, игра головой, удар по воротам, всего технико-тактических действий, эффективность ТТД).
Результаты интегральной подготовленности подвергались статистической обработке, где определялись (средние арифметические значения, стандартные отклонения). Проводилась проверка статистических гипотез по t — критерию Стьюдента с целью выявления достоверных исследуемых показателей.
Анализ параметров физического развития, общей и специальной физической подготовленности, соревновательной деятельности футболистов экспериментальной группы до и по окончании педагогического эксперимента.
У студентов, занимающихся в группе спортивно-организованного физического воспитания, произошли достоверные изменения в 12 параметрах из 18 (66,6 %). Улучшения в среднем на 10–12 % состоялись в таких данных:
- физического развития: длина тела (t=2,86 при p<0,05);
- специальной физической подготовленности: удар на дальность (t=3,89 при p<0,001), бег 10х10 м (t=4,41 при p<0,001), вбрасывании мяча (t=2,54 при р<0,05);
- общей физической подготовленности: бег 3000 м (t=2,46 при p<0,05), прыжок в длину (t=4,56 при p<0,001);
- соревновательной деятельности: передачи мяча (t=4,04 при p< 0,001), отбор мяча (t=4,86 при p<0,001), обводка соперника (t=1,25 при p<0,05), всего ТТД (t=4,90 при p<0,001), эффективность ТТД (t=3,38 при p<0,001).
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что нагрузки смешанной (аэробно-анаэробной) направленности являются основными в системе физического воспитания студентов средствами футбола. В целом, можно признать оправданной предлагаемую структуру тренировочной программы в связи с её положительными итоговыми результатами (таблица 1).
Важно отметить, что средние значения параметров интегральной подготовленности студентов, занимающихся средствами футбола в учебном процессе, несколько ниже данных для квалифицированных футболистов и выше, чем для юношей 18 лет [2].
Таблица 1
Динамика параметров физического развития, общей и специальной физической подготовленности, соревновательной деятельности футболистов экспериментальной группы (до и по окончании эксперимента)
№ |
Наименование параметров |
До эксперимента |
По окончании эксперимента |
Достоверность различий |
|||
x |
σ |
x |
σ |
t |
p |
||
1 |
Масса тела, кг |
66.6 |
4.0 |
67.4 |
4.1 |
1.18 |
>0.05 |
2 |
Длина тела, см |
175.5 |
3.9 |
175.8 |
3.8 |
2.86 |
<0.05 |
3 |
Бег 100 м, сек |
12.43 |
0.4 |
11.6 |
0.4 |
2.49 |
<0.05 |
4 |
Удар на дальность, м |
43,3 |
4.9 |
46.8 |
5.3 |
3.89 |
<0.001 |
5 |
Бег 3000 м, мин, сек |
12'33'' |
0.3 |
11’5’’ |
0.3 |
2.46 |
<0.05 |
6 |
Бег 7х50 м, мин, сек |
1’00’’ |
0.01 |
1’0 |
0.01 |
0.52 |
>0.05 |
7 |
Прыжок в длину с места, см |
226.3 |
49.7 |
244.4 |
53.6 |
4.56 |
<0.001 |
8 |
Подъем переворотом, раз |
9.2 |
1.5 |
10.2 |
1.6 |
1.50 |
>0.05 |
9 |
Бег 10х10, сек |
26.4 |
1.2 |
24.6 |
1.1 |
4.41 |
<0.001 |
10 |
Выбрасывание мяча, м |
13.1 |
2.6 |
14.7 |
2.9 |
2.54 |
<0.05 |
11 |
ИМТ, кг/м² |
21.6 |
1.2 |
24.2 |
1.3 |
16.22 |
<0.001 |
12 |
Передачи мяча, к-во |
26.1 |
6.5 |
28.2 |
7.0 |
4.04 |
<0.001 |
13 |
Отбор мяча, к-во |
2.6 |
1.4 |
3.1 |
1.5 |
4.86 |
<0.001 |
14 |
Обводка соперника, к-во |
5.2 |
3.0 |
5.8 |
3.3 |
1.25 |
>0.05 |
15 |
Игра головой, к-во |
2.9 |
2.0 |
3.3 |
2.2 |
0.91 |
>0.05 |
16 |
Удар по воротам, к-во |
1.9 |
0.8 |
2.5 |
0.9 |
0.99 |
>0.05 |
17 |
Всего ТТД, к-во |
38.4 |
7.8 |
41.4 |
8.4 |
4.90 |
<0.001 |
18 |
Эффективность ТТД, % |
64.7 |
5.7 |
69.9 |
6.2 |
3.38 |
<0.001 |
Таблица 2
Динамика показателей физического развития и двигательной подготовленности студентов контрольной группы до и по окончании эксперимента (n=20)
№ |
Наименование параметров |
До эксперимента |
По окончании эксперимента |
Достоверность различий |
|||
x |
σ |
x |
σ |
t |
p |
||
1 |
Масса тела, кг |
66.9 |
4.1 |
67.9 |
3.9 |
4.92 |
<0.001 |
2 |
Длина тела, см |
175 |
3.7 |
175.2 |
3.6 |
3.10 |
<0.001 |
3 |
Бег 100 м, сек |
13.22 |
0.5 |
12.8 |
0.5 |
0.47 |
>0.05 |
4 |
Удар на дальность, м |
27 |
4.0 |
28.0 |
4.2 |
1.60 |
>0.05 |
5 |
Бег 3000 м, мин, сек |
13’12’’ |
0.7 |
12’7’’ |
0.6 |
4.92 |
<0.001 |
6 |
Бег 7х50 м, мин, сек |
1’09’’ |
0.01 |
1’1’’ |
0.01 |
3.28 |
<0.001 |
7 |
Прыжок в длину с места, см |
220 |
13.9 |
226.1 |
14.4 |
4.48 |
<0.001 |
8 |
Подъем переворотом, раз |
11 |
1.5 |
11.7 |
1.5 |
1.93 |
>0.05 |
9 |
Бег 10х10, сек |
26.9 |
1.6 |
26.1 |
1.5 |
0.95 |
>0.01 |
10 |
Выбрасывание мяча, м |
10 |
1.7 |
10.1 |
1.6 |
0.59 |
>0.01 |
11 |
ИМТ, кг/м² |
21.8 |
1.0 |
22.1 |
0.9 |
2.09 |
>0.05 |
Анализ данных физического развития и двигательной подготовленности контрольной группы до и по окончании педагогического эксперимента
Контрольная группа занималась по 4 часа в соответствии с традиционной программой, утвержденной МинВУЗом РУз.
У студентов контрольной группы позитивные изменения произошли в параметрах: длины тела (t=3,10 при p<0,001), массы тела (t=4,92 при p<0,001), бега на 3000 м (t=4,92 при p<0,001), что составило — 45,4 %.
В шести показателях улучшения не достоверны при p>0,05–0,001 (54,6 %), а именно в тестах: бег 100 м, удар на дальность, подъём переворотом, бег 10х10 м, вбрасывание мяча на дальность, индекс массы тела (таблица 2).
Всесторонний анализ параметров экспериментальной и контрольной групп позволяет сделать следующие выводы:
1. Позитивные изменения в параметрах экспериментальной группы показывают достоинства спортивно-ориентированного физического воспитания на основе технологии использования средств футбола, как в учебном процессе, так и во вне учебное время (участие в соревнованиях).
2. Практические занятия футболом, с целью физического совершенствования студентов в учебное и вне учебное время, в целом обеспечивают улучшение и сохранение здоровья, что очень важно в условиях неблагоприятных факторов Приаралья.
3. Спортивная игра в футбол, по сути дела, является базисом здоровьеформирующей, здоровьесохраняющей технологии.
Таким образом, ориентация тренеров, педагогов на разработанную и апробированную инновационную технологию использования футбола в спортивно-ориентированном физическом воспитании, обеспечивает улучшение как составляющих здоровье, так и параметров физической подготовленности.
Литература:
1. Кошбахтиев И. А. Управление подготовкой футболистов. –Т. 2001. -57 с.
2. Полишкис М. М. Подготовка студентов — футболистов на занятиях физической культурой в гуманитарном вузе. // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 3. — С.77
3. Федоров Е. В. Инновационные процессы в физическом воспитании. / Материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г. Иркутск. Т I. — С. 151–154.