В статье приводятся методы, средства подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в подготовительном периоде.
Ключевые слова: студенты, отделение спортивного совершенствования, подготовительный период.
Ведущее место футбола среди других видов спорта, в условиях бассейна Приаралья, обусловлено особой популярностью среди студенческой молодёжи. В то же время на многих предприятиях, учреждениях сотрудники, служащие занимаются футболом и разыгрывается чемпионат г. Нукуса.
Для студентов отделения спортивного совершенствования по футболу Каракалпакского государственного университета, игра имеет прикладное значение, так как является эффективным средством развития быстроты, выносливости, координации движений и основой мотивации к здоровому образу жизни. Важно отметить и то, что лучшие игроки — студенты могут попасть в сборную города, которая играет в первой лиге Чемпионата Республики Узбекистан («Арал»).
Подготовка студентов отделения спортивного совершенствования по футболу осуществлялась в три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
Все задачи подготовительного периода решаются в два этапа, в соответствии с чем он подразделяется на первый — общеподготовительный этап и второй — специально-подготовительный.
На общеподготовительном этапе создаются предпосылки спортивной формы и атлетическая база дальнейшего специального совершенствования футболистов.
Задачи общеподготовительного этапа решались главным образом средствами общей физической подготовки из других видов спорта.
Известно, что наибольшие объёмы тренировочной работы футболисты высокой квалификации выполняют в подготовительном периоде, а результаты в соревнованиях во многом определяются эффективностью учебно-тренировочного процесса в этом периоде, в связи с чем вопросы организации и содержания подготовки на данном этапе годичного цикла у студентов группы спортивного совершенствования, занимающихся футболом, являются весьма актуальными.
В научно-методической литературе имеются работы, в которых рассматриваются вопросы построения и содержания тренировочного процесса у высококвалифицированных футболистов [1, 2].
Однако для студентов занимающихся футболом, ряд аспектов соотношения средств общей и специальной подготовки, соотношение нагрузок различной преимущественной направленности, последовательности их включения в подготовку практически не изучены.
Следует отметить особые обстоятельства студентов Каракалпакского государственного университета.
В период с 1 сентября по 1 ноября, студенты осуществляют сбор хлопка и приступают к учебным занятиям с декабря. Таким образом подготовительный период студентов отделения спортивного совершенствования начинается с 1 ноября, а соревновательный период с 1 апреля по 1 июля и переходный период со 2 июля по 30 августа.
Особо необходимо отметить природные условия. В зимний период, наблюдаются очень низкие температуры при сильном ветре (в среднем, по данным гидрометцентра Руз (-20°С)), все практические занятия проходят в условиях спортивного зала.
В связи с тем, что переходный период длится 2 месяца, подготовительный период разделен на этапы — общеподготовительный (2 месяца), специально-подготовительный (2 месяца), предсоревновательный (1 месяц).
Содержание учебно-тренировочных занятий студентов в общеподготовительном периоде (ноябрь-декабрь 2011 года).
В соревнованиях, физическая подготовленность игроков, при прочих равных условиях, часто имеет решающее значение.
Недостаточно физически подготовленный игрок быстро устаёт, перестаёт быть полноценным.
Всестороннему развитию всех групп мышц, органов кровообращения и дыхания, укреплению суставов уделялось внимание с первых дней занятий. Хотя само обучение техническим и тактическим приёмам, а так же тренировочные игры, положительно влияют на общее физическое развитие студента, но этого недостаточно, и необходимо включать в подготовительную часть занятия общеразвивающие упражнения. Больше того, современное развитие футбола требует от игроков высокой физической подготовленности и студентам отделения спортивного совершенствования нельзя обойтись занятиями только на футбольном поле. В тренировку включались и другие виды спорта, особенно лёгкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, ручной мяч, развивающие у занимающихся выносливость, прыгучесть, скорость, силу, тактическое мышление, волю к победе и умение взаимодействовать в коллективе. Занятия другими видами спорта позволяют студенту, в течении всего образовательного годичного цикла, поддерживать спортивную форму, высокую эмоциональность и игровой интерес.
Физическая подготовленность определялась по тестам. Результаты, показанные в контрольных испытаниях и являлись начальной позицией, которая требует постепенного повышения.
Проверка результатов тренировочной работы проводилась так же путем соревнований, которые проводились регулярно.
Для футболистов необходима сила, выносливость, быстрота, прыгучесть, ловкость. Специфика игры требует особого характера усилий и движений ног, гибкость движений голеностопного, коленного суставов. Включая в занятия упражнения для развития указанных качеств, студенты избегают травм и растяжений.
Физическая подготовка футболистов является одним из важнейших факторов, от которого зависит эффективность командных, групповых, и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным не был футболист, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.
Во-первых, потому что в каждом игровом эпизоде несколько футболистов одновременно решают определенную игровую задачу. Для этого они должны выполнять согласованные по скорости, пространству и игровым действиям перемещения. И если хотя бы у одного из них нет соответствующих функциональных возможностей, то решить задачу игрового эпизода не удастся. Например, игрок со слабыми физическими кондициями не успеет опередить соперника в борьбе за тактически выгодную позицию, или проиграет единоборство за мяч и т. д.
Во-вторых, потому что в игре каждый футболист должен быстро и точно оценивать тактические ситуации, принимать точные решения и мгновенно реализовывать их. Тактическая эффективность футболистов, у которых не достаточно развита быстрота, реагирование на движущийся объект (соперник, партнер, мяч) или быстрота выбора, всегда будет низкой.
В-третьих, потому что футбол становится все более атлетичной игрой, насыщенной активными парными и групповыми единоборствами. Выиграть борьбу за мяч, уйти от опасного столкновения, устоять на ногах после толчка соперника может только хорошо физически подготовленный футболист. Поэтому хорошая силовая подготовленность — неотъемлемое качество футбольного игрока.
В-четвертых, потому что в игре футболист выполняет до 100 рывков и ускорений преимущественно на отрезках от 5 до 20 метров. Опередить на столь короткой дистанции соперника может только игрок, обладающий хорошей взрывной силой и скоростными способностями. Высокий уровень этих качеств обеспечит выигрыш времени, и, следовательно — выигрыш пространства. Поэтому хорошая скоростно-силовая подготовленность — это так же неотъемлемое качество футбольного игрока.
В-пятых, футбольный матч длится от 91 до 99 минут (не считая перерыва). Мяч находится в игре от 56 до 64 минут, и все это время выполняется работа, трудность которой для организма не сравнима с трудностью любого другого вида спорта. Сохранить высокую координацию движений в течение всего матча, уметь поддерживать высокую скорость рывков и ускорений с первой до последней минуты игры, не проигрывать силовые единоборства может только очень выносливый игрок. Поэтому отличная выносливость — тоже неотъемлемое качество футбольного игрока.
В игре футболист должен выполнять много движений с максимальной амплитудой: удары, подкаты, финты. Они будут эффективными только тогда, когда у игрока будет хорошая гибкость. Отметим также, что хорошая гибкость — это косвенное свидетельство того, что мышцы футболиста эластичны и находятся в отличном состоянии. Такое состояние мышц предохраняет их от травматизма. Поэтому хорошая гибкость — это тоже неотъемлемое качество футболиста.
В основе эффективного выполнения технических приемов лежат процессы внутри мышечной и межмышечной координации, или координационные способности. От них зависит обучаемость игроков, особенно юных, технике футбола. Не может быть профессионального футболиста без хорошо развитых координационных способностей.
Все эти качества, вместе взятые, и составляют физическую подготовленность футболистов. Поэтому повышение уровня физической подготовленности — одна из важнейших задач, которую пытаются решать на тренировочных занятиях футбольных команд.
Цель, задачи и принципы физической подготовки футболистов
Известно, что физическая подготовка — это длительный процесс, цель которого — достижение футболистами высокого уровня подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры. Например, если для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 метров, и из них не менее 2000 метров с максимальной мощностью, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять ему делать это в каждой игре.
Задачи, решаемые в процессе физической подготовки многообразны, и конкретная формулировка каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистов, периода подготовки и т. п.
Отметим также, что планирование процесса физической подготовки футболистов основывается на трех группах принципов. Во-первых, это общие принципы физической подготовки пригодные для всех видов спорта. Во-вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх (баскетболе, волейболе, гандболе и др.). И, наконец, в-третьих, это специфические принципы физической подготовки футболистов.
Если суммировать все вышеизложенное, то к наиболее важным из них относят следующие:
1. Единство общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.
2. Единство проявлений физических качеств футболистов в соревновательных играх и тренировочных упражнениях.
3. Максимальные проявления физических качеств в соревновательных играх и определенных тренировках.
4. Непрерывность процесса физической подготовки.
5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.
6. Разумная индивидуализация средств и методов процесса физической подготовки.
7. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде блоков типовых занятий.
Средства общей физической подготовки студентов
Общеразвивающие упражнения в зале
I комплекс
1. Стоя спиной к гимнастической стенке, руки, согнутые в локтях, держатся за перекладину на уровне головы — выпады вперед, вправо, влево, сгибая ногу в выпаде.
2. Вис спиной к гимнастической стенке — подъём ног (угол).
3. Наклон вперёд у стенки, руки в упоре на уровне груди, пружинистые наклоны.
4. Вис на перекладине хватом снизу — подтягивание.
5. Сидя на трёхсекционном плинте — глубокий наклон вперед, голова как можно ниже.
6. Лежа на груди поперек плинта — подъём и опускание туловища.
7. Стоя лицом к гимнастической стенке и держа эспандер, закрепленный за перекладину — тяга двумя руками назад — то же в наклоне вперед.
8. Прыжки в быстром темпе, толкаясь двумя ногами и опираясь руками о барьер.
9. Стоя боком и гимнастической скамейке, одна нога на скамейке — наклоны, касаясь ладонями стопы ноги, стоящей на полу.
10. Подъём на плинт поочередно то одной, то другой ногой.
II комплекс
1. Стоя подбросить теннисный мяч — в приседе поймать.
2. Стоя перед брусьями — прыжок в упор — передвижение вперед в упоре.
3. Сед на пятках, руки на бедрах — наклоны туловища вперед.
4. Вис на перекладине хватом сверху — сгибание и разгибание ног в коленях.
5. Кувырки вперед — назад.
6. Вис спиной к гимнастической стенке — соскок махом вперед.
7. Подъём вверх и спуск вниз спиной вперед на наклонной скамейке на четвереньках.
8. Стоя перед гимнастической стенкой и держась за перекладину — вис в выкруте — вернуться в исходное положение.
9. Прыжки на одной ноге через скамейку.
10. Ходьба, сохраняя равновесие по перевернутой гимнастической скамейке.
11. Сед в упоре — упор сзади, выбрасывая ноги вперед.
12. Растягивание эспандера, закрепленного на кольцах.
13. Бег семенящими шагами по гимнастической скамейке.
14. Лазание по канату с помощью рук и ног.
15. Один из партнеров стоит в упоре согнувшись, другой — давит на ноги, усиливая наклон [4].
Развитие силы
Сила развивается с помощью разнообразных упражнений (для различных групп мышц), выполняя которые футболист должен сокращать мышцы с относительно большими и увеличивающимися усилиями. Силовые упражнения, правильно дозированные, совершенно необходимы для каждого футболиста. Силовые упражнения футболист должен применять для всех групп мышц, а особенно для мышц ног и спины.
Упражнения для развития силы не должны быть предельными, например, упражнения со штангой или с набивным мячом, должно выполняться со средними или небольшими весами, не прибегая к чрезмерному многократному повторению. Особенно стоит отметить упражнения с собственным весом (приседания, подтягивания) и набивным мячом.
Упражнения, выполняемые в процессе круговой тренировки, направленные на развитие силы с использованием набивного мяча
I комплекс
1. Стоя, подбрасывание набивного мяча руками вверх — ловля (2 серии по 10 повторений).
2. Ведение набивного мяча с поочередной сменой ног на определенной дистанции (2 серии по 10 повторений).
3. Сед, набивной мяч в руках на уровне груди — лечь на спину, руки с мячом за голову (2 серии по 8 повторений).
4. Стоя ноги врозь, набивной мяч в руках снизу — повороты туловища влево-вправо (2 серии по 8 повторений).
5. Лёжа на спине, набивной мяч между стопами — подъём ног, удерживая мяч (2 серии по 8 повторений).
6. Ведение набивного мяча на четвереньках (2 серии по 8 повторений).
7. Сед лицом друг к другу — передача набивного мяча из положения лёжа на спине, мяч за головой (2 серии по 8 повторений).
8. Сед, набивной мяч между стопами — сед в равновесие (2 серии по 8 повторений).
9. Стоя ноги врозь, набивной мяч над головой, руки выпрямлены — повороты туловища влево — вправо, наклоны в стороны (2 серии по 8 повторений).
10. Сед лицом друг к другу — передача набивного мяча руками от груди (2 серии по 8 повторений).
II комплекс
1. Передача набивного мяча двумя руками на уровне груди (2 серии по 10 повторений).
2. Передачи мяча одной рукой (2 серии по 10 повторений).
3. Передачи набивного мяча двумя руками над головой (2 серии по 8 повторений).
4. Сед ноги врозь, набивной мяч в руках — наклоны влево — вправо с касанием мячом пола (2 серии по 8 повторений).
5. Стоя ноги врозь, набивной мяч между стопами — передача мяча ногами партнеру в прыжке (2 серии по 8 повторений).
6. Стоя спиной к стенке на расстоянии 5 м, набивной мяч в руках — броски назад (2 серии по 8 повторений).
7. Стоя ноги врозь, набивной мяч в руках над головой — наклоны вперед, руки с мячом опускаются вниз (2 серии по 8 повторений).
8. Стойка та же, мяч в руках на высоте бедер — наклоны и броски мяча вперед (2 серии по 8 повторений).
9. Сед лицом друг к другу — передачи набивного мяча (2 серии по 8 повторений).
Каждое упражнение выполняется 30 секунд — отдых 1 минута [6].
Упражнения для развития прыгучести
№ |
Упражнения |
Дозировка |
Методические указания |
1 |
Прыжки на одной ноге |
20 м |
Ногу, согнутую в колене выносить вперед, менять ноги, выполнять с короткого разбега |
2 |
Прыжки по ступенькам вниз на одной или двух ногах |
10–15 ступенек |
Добиваться максимальной частоты |
3 |
Запрыгивание на возвышение 30–50 см, с последующим спрыгиванием вниз |
6–10 |
Выполнять в быстром темпе, на возвышении не задерживаться |
4 |
Прыжки в длину с места (одиночные, тройные, пятерные) с отягощением |
2–4 подхода |
Отягощения до 5 кг, отдых между сериями 2–4 мин. |
5 |
Выпрыгивания из глубокого приседа на двух ногах |
5–15 |
Полностью выпрямлять ноги |
6 |
Прыжки со скакалкой: вращая скакалку вперед, выполнять прыжки поочередно с высоким поднимание бедра |
По 1 минуте, 2–3 раза |
Следить за положением бедер |
7 |
Прыжки с ноги на ногу с поочередным отталкиванием за счёт быстрого разгибания бедра и стопы |
2–3 раза по 30 м |
Выполнять с короткого разбега, как при беге, удерживать максимальный темп |
Необходимо отметить, что показатель прыжка в длину один из факторов всесторонней подготовленности футболистов. Приведенные выше упражнения направлены на развитие способности проявлять силу толчка ногами в движении или во время прыжка, что необходимо спортсмену в борьбе за верховой мяч. Задачи, которые решаются этими упражнениями — это воспитание воли к проявлению максимальных усилий; повышение способности концентрировать внимание и усилие; повышение скорости движений [5].
Упражнения, направленные на развитие специальной выносливости в условиях совершенствования технико-тактических действий
1. Упражнение в квадрате размером 20х30 м. Игра в 2 касания, передача мяча верхом, как только мяч покатился по земле (полу) ограничивается передача мяча в одно касание.
2. Упражнения у ворот. Игрок обводит 6–7 стоек, расположенные у штрафной площади, бьёт по воротам и делает ускорение к старту.
3. Прыжки через барьеры, обводки стоек и удар по воротам.
4. Квадрат 30х20, 6х6, 7х7 м; завести мяч за линию [3].
Общая физическая подготовка студентов отделения спортивного совершенствования, как основа подготовительного периода, осуществляется в соответствии с годовым планированием тренировки команды с учётом утвержденного календаря спортивных соревнований (первенство г. Нукуса).
Упражнения для растягивания мышц (стретчинг)
В последнее время во многих видах спорта стали применяться упражнения с локальным растягиванием и напряжением мышц. Эти упражнения выполняются несколькими методами:
- напряжение отдельных мышц или групп мышц выполняются с максимальной силой, направленной на предмет опоры, находящийся в статическом положении;
- расслабление мышц выполняется в паузах отдыха протяженностью 2–3 сек;
- растягивание работающих мышц выполняется с одинаковым напряжением.
Наибольший эффект дают упражнения в тот момент, когда расслабление мышцы происходит в растянутом положении.
Использовались основные рекомендации при выполнении упражнений:
- отдельные группы мышц необходимо максимально напрягать в течении 10–30 сек, избегая при этом сокращения мышц;
- расслабление мышц должно занимать 2–3 сек;
- растягивать мышцы необходимо плавно, не доводя до болевых ощущений, в течении 20–30 сек.
Эти упражнения являются эффективной и экономичной формой подготовки мышечного аппарата футболистов к основным упражнениям, используемым в тренировке и соревнованиях. Однако они не заменяют, а только дополняют комплексы общеразвивающих и специальных упражнений футболистов. В целом, эти упражнения использовались на протяжении всего годичного цикла. Эксперименты показали, что целенаправленные воздействия на растягивание мышц, в определенной мере расширяет арсенал тренировочных средств и разнообразит тренировочный процесс, создавая дополнительный раздражитель.
Литература:
1. Атаев О. Р. Оптимизация нагрузок различной направленности в межигровых циклах соревновательного периода квалификационных футболистов. Дис… канд. пед. наук. Ташкент, УзГИФК 2006. -128 с.
2. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов в подготовительном периоде // «Фан-спортга». Ташкент, 2007 — № 3 — С. 18–23
3. Кошбахтиев И. А. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации. Ташкент, 1998. — 98 с.
4. Остапенко А. Н., Селиверстов В. И., Чистяков Ю. Н. Легкая атлетика. М.: Высшая школа. 1979. — 208 с.
5. Смурыгина Л. В., Ганибаев И. Д., Андронова А. Н. Общая и специальная физическая подготовка студентов — легкоатлетов: учебно-методическое пособие. Ташкент, УзГИФК. 2014. — 158 с.
6. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. / Перевод с польского. — М.: ФиС, 1998. — 482 с.