В данной статье рассматривается роль физической культуры в жизни учащейся молодёжи.
Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.
Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности, роль физической культуры и спорта еще более возрастает. Не вызывает сомнения, что насыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия студентов, травмирует их психику. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния студентов, выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса, разработка оздоровительных технологий, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни [5].
Спорт в жизни общества выступает как фактор большого воспитательного значения. Высокий идеал спорта, здоровый дух соревнований, гласность результатов, наличие условий для новых, более высоких достижений и стремления к ним молодежи делают спорт важным средством идеологического, физического и нравственного воспитания студентов.
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных» установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [3].
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных досуговых технологий в физическом воспитании являются различные фитнесс — программы, которые составляют основное содержание деятельности физкультурно-оздоровительных групп, а также персональных фитнесс — занятий.
Фитнесс — программы как форма двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных (персональных) занятий, могут иметь как оздоровительно кондиционную направленность (снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание должного уровня физического состояния), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне. В первом случае фитнесс-программы ориентированы на цели оздоровительного фитнесса, во втором — спортивно-ориентированного, или двигательного [1].
В настоящее время наиболее активно ведётся поиск новых методик оздоровительной тренировки в сфере фитнесс-индустрии. Развитая система фитнесс-клубов, от маленьких до больших сетевых, сделали фитнесс доступным видом занятий оздоровительной физической культурой. Одновременно с этим развивается внутренняя программная структура фитнесса. Однако, появление и внедрение многих оздоровительных программ, предлагаемых фитнесс-клубами, недостаточно обосновано научно-методически, это касается их эффективности и безопасности для здоровья, возрастной ориентации, а также методики проведения занятий и способов индивидуализации нагрузки. Но всё же стоит отметить, что многолетний опыт использования подобных фитнесс-программ в зарубежных странах позволяет определить основные факторы их эффективной реализации в современных условиях:
1. Фитнесс-программа способствует формированию у занимающихся осознанного отношения к участию в ней.
2. Комплексы упражнений составляются с учётом подготовленности и доступности.
3. Фитнесс-программа нацелена на получение удовольствия от занятий. На первый план выносятся потребности, мотивы и интересы занимающихся.
4. Фитнесс-программа состоит из конкретных целей, которые перед ними ставятся: активный отдых, повышение уровня физической подготовленности, снижение массы тела.
5. Фитнесс-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с помощью комплексного контроля и проводится через определенные промежутки времени, так как это способствует поддержанию интереса занимающихся к программе.
6. Фитнесс-программа способствует общению занимающихся друг с другом на фоне положительных эмоций в процессе выполнения упражнений.
7. Фитнесс-программа регулярно обновляется, что поддерживает здоровую конкуренцию, избегая выражений соревновательности и связанных с этим больших и значительных нагрузок.
По результатам международного опроса потребителей в сфере фитнеса (компания Les mills (2013)), фитнес является самым популярным в мире спортивным занятием и обладает значительным потенциалом роста. В ходе международного опроса потребителей в сфере фитнеса было опрошено 4600 взрослых старше 18 лет из 13 стран мира (в том числе США, десяти европейских странах, Бразилии и Австралии), которые занимаются спортом в настоящее время или планируют начать заниматься спортом в ближайшее время.
Результаты опроса:
- 27 % взрослого населения посещают тренажерный зал, фитнес-центр или оздоровительный клуб;
- 61 % тех, кто регулярно занимается спортом, выполняют упражнения, которые можно выполнять в фитнес-клубе;
- 69 % тех, кто не выполняет упражнения клубного типа, готовы рассмотреть такую возможность;
- наиболее к таким видам упражнений склонны потребители в возрасте 18–29 лет. 76 % опрошенных в этой возрастной категории уже выполняют упражнения клубного типа, т. е. люди, рожденные в 2000-х гг., с большей вероятностью (15 %) будут заниматься фитнесом серьезно, чем все категории взрослого населения;
- к упражнениям клубного типа относятся тренировки под музыку, групповые тренировки в помещении, йога, пилатес, танцы, занятия с личным тренером, тренировки со свободными весами, тренировки на силовых тренажерах, кардиотренажерах и бокс.
Таким образом, фитнес по популярности опережает все прочие спортивные занятия, в том числе ходьбу, командные виды спорта, езду на велосипеде, бег и плавание [6].
На ряду с современными фитнес-тенденциями, в наши дни всё так же популярны массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик. Эти мероприятия проводятся на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза [2].
Физическая культура в высшем учебном заведении выступает как средство социального становления, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессионально-значимых качеств будущих специалистов, как средство достижения ими физического совершенства. Именно высшим учебных заведениям принадлежит роль ключевого звена всей системы образования и воспитания в стране, интеллектуального потенциала общества [4].
Литература:
1. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В., Фитнесс-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. — СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.
2. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь / В. И. Ильинич. — М., 1995. — 219 с.
3. Масляков В. А. Массовая физическая культура в вузе / В. А. Масляков, В. С. Матяжов. — М., 1991. — 143 с.
4. Носов В. В. Физическая культура: методические указания к теоретическому разделу для студентов 1-го курса / В. В. Носов, И. В. Переверзева. — Ульяновск, 2003. — 110 с.
5. Шивит-Хуурак И. К. Повышение эффективности учебно-трениро-вочного процесса студентов-боксеров высокой квалификации на предсоревновательном этапе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Шивит-Хуурак Илья Кимович; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 177 с.
6. Результаты исследований доступны на сайте http://www.lesmills.com/