Целью современного дошкольного образования является развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка, с определенным набором знаний умений и навыков. Дошкольное детство является благоприятным периодом в жизни человека для получения базисной информации. И поэтому она должна быть интересной, понятной, доступной, чтобы ребенок мог ею пользоваться и применять полученные знания на практике.
Дошкольник рано сталкивается с живой и неживой природой, начинает с ней взаимодействовать, контактировать. Поэтому актуальным стоит вопрос о развитие естественнонаучных знаний у детей при ознакомлении с неживой природой. Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественнонаучных знаний. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные знания являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. [4] Освоение элементарных естественнонаучных знаний способствует развитию детской любознательности.
Выдающиеся педагоги прошлого и мыслители придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Большое значение К. Д. Ушинский придавал природе, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [1] Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстрова, P. M. Басе, А. М. Степанова, Э. И. Залкинда, Е. И. Волкова, и др.). Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э. И. Залкинд, А. С. Макаревич, В. А. Дрязгунова), в труде (E. Образцова, Н. К. Постникова, Е. И. Корзакова, В. Г. Фокина и др.) В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. [7]
Дошкольный возраст — очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
С явлениями окружающего мира, в частности с неживой природой ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. [8] Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы естественнонаучных знаний, экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста, когда ребенок наиболее эмоционален и восприимчив к усвоению экологических представлений и связей, правил поведение в природе. Взаимодействие человека и природы — одно из самых актуальных научных проблем. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребёнка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе. [3]
Расширяя многообразие окружающего мира неживой природы, способное сформировать в сознании ребёнка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях, можно использовать следующие принципы построения педагогического процесса:
- Принцип научности — информация, которую дети получают в детском саду, должна быть точной, достоверной, обоснованной. Данный принцип выдвигает необходимость формирования у дошкольников системы научных, достоверных знаний, проверенных наукой фактов и явлений в области естествознания (элементарных экологических, биологических, географических представлений), а также отражение разнообразных фактов и явлений в развитии, во взаимосвязях и существенных проявлениях. Реализация этого принципа формирует у ребёнка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфически дошкольных видов деятельности.
- Принцип учета возрастных особенностей детей — знания, которые усваивают дошкольники, должны соответствовать возрасту, просты и понятны ребятам. В этом залог высоких результатов усвоения полученных знаний при изучении неживой природы. Исследователи считают, что уже в младшем дошкольном возрасте важно знакомить детей на конкретных примерах с элементарными взаимосвязями и взаимозависимостями, существующими в природе. По отношению к старшему дошкольному возрасту, по мнению А. В. Запорожца, при ознакомлении с природой необходимо проникать в суть вещей, подводить детей к пониманию связи явлений. В старшем дошкольном возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут быть ядром системы знаний.
- Принцип доступности — осуществляется в таких видах деятельности как игра, экспериментирование и доступность предполагает также привлекательность для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окрашенность.
- Принцип наглядности — соответствует основным формам мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному и наглядно-образному). Известно, что реальные предметы и наглядные образы способствуют организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание материала. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке материала. В процессе обучения дошкольники имеют возможность наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполнять разнообразные практические упражнения, при этом широко используются в работе с детьми такие виды наглядности, которые способствуют формированию познавательной активности и стимулируют переход от наглядных форм мышления к словесно-логическим.
Особенно важным в формировании системы естественнонаучных знаний у дошкольника, по мнению С. Н. Николаевой, является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников (т. е. они были по Л. С. Выготскому «программой самого ребенка») и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его. [2]
Таким образом, психолого-педагогической основой формирования системных знаний о природе являются принципы отбора и систематизации знаний, выявленные и доказанные отечественными педагогами и психологами. А также общую стратегию познавательной деятельности старших дошкольников, выявленную и сформулированную Н. Н. Поддъяковым, включающую в себя умственную операцию систематизации и классификации. [5]
Выстраивая работу по организации детской деятельности и решая проблему формирования естественнонаучных знаний у детей при изучении неживой природы, необходимо использовать принципы: научность знаний, учет возрастных особенностей детей, доступность материала, наглядность обучения, комплексность знаний и разных видов деятельности, принцип противоречивости содержания воспитательно — образовательной работы, связь знаний с практическим опытом ребенка. Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Все это делает процесс воспитания и образования дошкольников в детском учреждении более содержательно насыщенным, эмоционально окрашенным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Литература:
1. Железнов, Ю. Д. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию / Ю. Д. Железнов. — М., 1995.- 311с.
2. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
3. Николаева, Э. Ф. Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой/ Э. Ф. Николаева, О. В. Илларионова, Р. В. Блохина. — Тольятти, 2003.-132с.
4. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие /С. Н. Николаева. -М.: Педагогическое общество России, 2003.-80с.
5. Поддъяков, Н. Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков — М. 1996.-380с.
6. Рыжова, Н. А. Наш дом — природа / Н. А. Рыжова-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.- 280с.
7. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова.-3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-112с.
8. Саморукова, П. Г. Как познакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей / П. Г. Саморукова–М.: Просвещение, 1983.- 270с.