Понятие «документ» (от латинского documentum) — образец, свидетельство, доказательство) — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.
Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и т. д.), закрепляет следующее определение:
Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа. Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установленных законодательными и нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
В документоведении документ рассматривается как результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом на специальном материале.
Официальные документы — это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Среди них особую категорию составляют служебные (управленческие) документы, которые определяются государственным стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.
Документ возник прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу. Значение латинского слова “документ» (documentum) — доказательство, свидетельство. В настоящее время бесспорность документа также определяется понятием “юридическая сила документа”.
Техническая экспертиза документ
Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Из этого определения следует, что орган управления или должностные лица, выпускающие документ, обязаны:
- соблюдать при его подготовке действующие нормы законодательства;
- издавать документы только в пределах своей компетенции;
- соблюдать действующие в определенное время общегосударственные правила составления и оформления документов.
Анализ документов по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники, копии:
- черновой документ, изготовленный рукописным, машинописным способом или распечатанный с компьютера, отражает работу автора над его содержанием. Он может содержать только текст и не обладает юридической силой.
- беловой документ — это рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений.
Документ, в котором содержатся сведения, подтверждающие его достоверность (об авторе, времени и месте создания) считается подлинным. Подлинник официального документа — это первый (или единичный) экземпляр документа, обладающий юридической силой.
Копия документа — это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их. Копия документа может быть факсимильной или свободной. Факсимильная копия полностью воспроизводит содержание документа и все его внешние признаки (содержащиеся в подлиннике реквизиты, включая подпись и печать) или часть их, особенности их расположения. Факсимильная копия изготавливается на копировальной технике, с использованием фотографии, аппаратов факсимильной связи, принтеров.
Полиграфическая экспертиза исследуемых объектов основываются на данных техники, специальных разделах фотографии, достижениях физики, химии, техники.
Объектами исследования документов являются: реквизиты документов (текст, подпись, оттиск печати, штампа и т. п.);
предметы, используемые для оформления реквизитов (пишущая машина/НИС, печать, печатная форма и т. п.);
материалы (бумага, чернила, красящее вещество машинописной ленты, виды НИС и т. п.), используемые для изготовления документов или внесения в него изменений.
Система исследования документов:
1. Исследование бланков документов.
Объектыисследования: различные бланки документов: квитанции, накладные, наряды, билеты, пропуска, трудовые и сберегательные книжки, аттестаты, паспорта, аккредитивы, военные билеты и т. п., а также печатные формы, литеры, шрифты, приспособления, бумага, краска и т. п.
При исследовании этих объектов решаются следующие задачи:
- определение способа изготовления бланка, вид печатной формы, способ печати;
- идентификация печатной формы, устройств и приспособлений (набранный текст, клише, литеры рассыпного набора, компьютерные гарнитуры и т. п.);
- установление групповой принадлежности материалов бланка (бумага, картон, краска, ткань и т. п.);
- определение подлинности бланка, его соответствие установленной форме и др.
2. Исследование оттисков печатей и штампов.
Объектыисследования: различные документы с оттисками печатей и штампов, печати, штампы, материалы, инструменты и принадлежности.
При исследовании этих объектов: решаются следующие вопросы:
Каким способом изготовлен оттиск печати или штампа?
3. Исследование машинописных текстов.
Объектыисследования: документы с машинописными текстами, пишущие машины/НИС, копировальная бумага, ленты для пишущих машин и т. д.
При исследовании решаются следующие вопросы:
Какова марка-модель пишущей машины/НИС, на которой напечатан текст документа?
На одной или на разных пишущих машинах/НИС отпечатаны тексты в 2-х, 3-х, нескольких документах?
Напечатан ли документ на конкретной пишущей машине/НИС?
4. Техническое исследование подписей:
Объекты исследования: документы с сомнительными подписями, материалы письма, копировальная бумага, карандаш, чертежные инструменты и др.
При исследовании таких объектов решаются следующие вопросы:
Методы воспроизведения подписи на документах: с использованием технических средств или технических приемов?
Каким способом выполнена подпись в представленном документе?
5. Частичные изменения в документах:
Объекты исследования: документы с частичными и изменениями: подчисткой, допиской, травлением, заменой листов и фотокарточек и пр.
При исследовании решаются следующие вопросы:
Каким способом и методом внесены изменения в документе?
6. Восстановление содержания документов:
Объекты исследования:документы с залитыми, зачеркнутыми, замазанными и угасшими текстами или записями.
При анализе этих документов основное — это исследование первоначального содержания.
7. Изучение документов, снабженных специальными защитными средствами.
Выводы: рассмотренная система исследования документов позволяют получить представление о возможностях данного вида экспертизы, ее объектах и наиболее часто решаемых экспертных задачах.
Литература:
1. Клюев В. В., Соснин Ф. Р., Ковалев А. В. и др. Неразрушающий контроль и диагностика. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Машиностроение, 2003.
2. Шорников О. О. Исследование документов на подлинность.– Бизнес и безопасность в России, 2000.
3. Гусев А. А. Как распознать подделку.– Частный сыск, охрана и безопасность, 1994, № 5(15).
4. Стефанов С.Подделка, копия или репродукция. www.aqualon.ru
5. Савин А. Доллар «серой» сборки. — Известия, 1997.