Кризис нравственных и духовных ценностей на фоне глубоких социальных, экономических, политических перемен, происходящих в российском обществе в последние годы, по единодушному мнению исследователей, ведет к дезадаптации личности человека, росту деструктивных тенденций его развития и, в частности, к саморазрушающему поведению и самоубийствам. При этом сложившаяся в России на сегодняшний день ситуация отрицательно влияет на подростков.
Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым и другим экспертным данным, в последние 6–7 лет частота суицидов в России составляет 19–21 случай на 100 тысяч подростков. В среднем в стране ежегодно убивают себя более 200 детей и полторы тысячи подростков [1].
Под суицидальным поведением (суицидом) людей (от англ. suicide — самоубийство) понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей [2, с. 81].
Профилактика девиантного, в том числе и суицидального, поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [8, с. 276].
Суицидальные проявления личности являются наименее прогнозируемыми из всех девиаций, труднее поддаются объяснению, их классификация затруднена, поэтому сложен и выбор приемов профилактики [2, с. 101]. Необходимо подчеркнуть, что профилактика суицидального поведения подростков не является самостоятельным процессом, а включена в общий комплекс системы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных тенденций среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях заслуживает внимания программа «Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков», предлагаемая Э. Л. Дружининой.
Основной целью данной программы является предотвращение суицидальных тенденций с помощью направления возможностей подростков к овладению более широкими смысловыми полями жизнеощущения, формирования способности волевого преодоления возникающих трудностей, способности самореализации и самодостраивания.
Приоритетными направлениями работы в рамках данной программы являются: организация свободного времени, занятость, дисциплина, создание условий для поддержания здорового образа жизни, обеспечение активной жизненной позиции, осознание своей нужности, востребованности, формирование волевых качеств, рефлексивной позиции, ответственности, развитие способности эффективно адаптироваться в меняющихся условиях жизни, уверенности в себе, адекватной самооценки, социальной компетентности, приемов самопознания и саморегуляции, коммуникативных умений, осознание собственных ценностей и смыслов жизни [3, с. 130].
Н. Л. Югова и А. Р. Касимова, справедливо подчеркивая роль классного руководителя в профилактике суицидального поведения подростков, выделяют следующие основные направления работы по профилактике суицидального поведения подростков:
1. Обеспечение социально-правовой защиты всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).
2. Обучение подростков социально важным навыкам: принятия решения, умения противостоять негативным влияниям со стороны (умение сказать «нет»), саморегуляции, формирования коммуникативной компетентности.
3. Формирование у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни (профилактика девиантного поведения).
4. Формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у подростков через вовлечение подростков в социально-значимые виды деятельности: организация школьного самоуправления, формирование установок на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.
5. Работа с родителями, семьей: формирование у родителей и детей
6. навыков совместной деятельности и общения, информирование родителей об
7. особенностях суицидального поведения подростков, о поведенческих
8. признаках, которые могут свидетельствовать о скрытых проблемах ребенка;
9. ознакомление родителей с теми формами семейных отношений, которые
10. приводят к негативным последствиям.
11. Выявление подростков «группы риска» с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации совместно с социальным педагогом и психологом.
12. Взаимодействие с учащимися в сети Интернет посредством социальных сетей. Анализируя интерфейс страницы учащегося, классный руководитель может получить дополнительную информацию о психологической составляющей его личности, интересах, особенностях общения с другими пользователями социальной сети, интересующих темах и т. д. [6, с. 153].
Работа психолога с родителями и педагогами в образовательном учреждении, по мнению В. Д. Менделевича, заключается в следующем:
1. Психологическое просвещение-приобщение педагогов и родителей подростков к психологическим знаниям (родительские собрания и педсоветы с сообщениями о возрастных и психолого-педагогических особенностях подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению, о результатах психологической работы с подростками и др.).
2. Психологическое консультирование педагогов и родителей подростков, обратившихся к психологу с различными проблемами.
3. Психологическая диагностика семьи и семейных отношений с целью изучения психологической атмосферы семейных отношений и семьи подростков, склонных к суицидальному поведению [4, с. 112].
Основой социально-педагогической работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.
А. В. Котлярова выделяет следующие направления комплексной профилактической работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра:
- своевременное выявление подростков группы риска;
- изъятие подростка из привычной неблагоприятной среды и помещение его в стационарное отделение центра;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для всестороннего развития личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции, а также доверительное искреннее общение с подростками и создание стимулирующей творческой атмосферы в работе;
- обеспечение соблюдения режима дня с четкой регламентацией периодов занятости, отдыха и правильного питания;
- проведение активной работы с родителями и членами семьи;
- проведение психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, пассивной стратегии избегания;
- раскрытие творческого потенциала (применение арт-терапевтических технологий);
- проведение социально-психологических тренингов по овладению практическими умениями и навыками по преодолению стресса, увеличению уровня самоконтроля, поиску социальной поддержки;
- профилактика вредных привычек;
- пропаганда здоровьесберегающих технологий и развитие умений, обеспечивающих практику здорового образа жизни и препятствующих суицидальному поведению, употреблению алкоголя, табакокурению и применению психоактивных веществ (ПАВ) [2, с. 103].
Кроме того, следует отметить, что специалистам социально-реабилитационного центра необходимо обращать внимание на выбор приоритетных Интернет-ресурсов, которыми пользуются несовершеннолетние, а также на качество и количество общения подростков в социальных сетях.
Действенным методом профилактики суицидального поведения именно среди подростков является «Телефон доверия». Как отмечают Н. С. Можаров и О. В. Поплавская, телефонный контакт создает ощущение близости консультанта, вследствие чего доверительная атмосфера возникает быстрее и легче. Телефон доверия может сыграть значимую роль в разрешении проблемы подростка. В этой связи необходимо подчеркнуть, что профилактическую работу с подростками следует вести с большой осторожностью и в тесном взаимодействии со специалистами разных уровней (врачами, юристами, социальными работниками, педагогами и др.).
А. С. Лобанова и О. А. Старцева также предлагают ряд заслуживающих внимания рекомендаций субъектам профилактической деятельности, а именно:
1. Создать в регионе различные формы психологической помощи: территориальные психологические консультации, Телефоны доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях.
2. Повысить уровень психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей по проблеме исследования.
3. Создать условия для положительного, комфортного пребывания детей и подростков в семье, то есть сохранение и восстановление семейного статуса.
4. Обеспечить занятость детей и подростков во внеучебное время.
5. Выявить на ранних этапах профилактики контингент риска и своевременно оказать психолого-педагогическую коррекционную помощь лицам, склонным к суициду.
6. Формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
7. Создать суицидальный центр, который бы стал координатором всех действующих субъектов профилактики. Центр дал бы возможность иметь банк данных по суицидентам. На базе центра происходило бы обучение специалистов и индивидуальная работа с потенциальными суицидентами.
8. Обеспечить комплексное взаимодействие представителей профилактических служб, родителей, педагогов для предотвращения суицидального поведения [3, с. 191].
Итак, организация процессов воздействия и взаимодействия психологов, социальных педагогов и учащихся в случае проявленной или прогнозируемой суицидальной активности должна быть направлена на позитивное изменение условий жизни подростка, трансформацию сложившихся в сознании ошибочных стереотипов поведения и мифов о самоубийстве, а также устранение условий, которые могут спровоцировать суицидальное поведение.
В заключение следует отметить, добиться заметных результатов в решении проблемы девиантного и, в частности, суицидального поведения детей и подростков невозможно без организации адекватной профилактической работы. Однако разработка и внедрение профилактики значительно затруднены в силу различных обстоятельств, в частности, малой разработанности проблем суицидального поведения; отсутствия специально подготовленных кадров, готовых работать с данной категорией подростков; отсутствия банка данных по суицидентам-подросткам и координационного центра, который бы направлял деятельность субъектов профилактики.
Как показал анализ отечественной литературы в течение последних трех десятков лет в России складывается система профилактики с подростками, которая призвана не только решить проблему асоциального поведения последних, но и способствовать социализации и интеграции их в общество.
Литература:
1. Детский суицид: «черная» статистика». — 11.02.2012 // http://ria.ru/press_video/20120210/562226591.html
2. Бугаенко Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. — 2009. — № 1–2. — С. 80–88.
3. Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 130–132.
4. Котлярова А. В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. — 2012. — № 1. — С. 100–115.
5. Лобанова А. С., Старцева О. А. Проблемы профилактики суицидального поведения среди подростков // Вестник Коми государственного педагогического института. — 2010. — № 8. — С. 188–197.
6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
7. Можаров Н. С., Поплавская О. В. Телефон доверия как метод профилактики суицидального поведения у подростков // Академический журнал Западной Сибири. — 2011. — № 4–5. — С. 55.
8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 276–278.
9. Югова Н. Л., Касимова А. Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 152–160.