Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.
Ключевые слова:лабораторные методы, практические методы, химическая авария, безопасное поведение
Научно-технический прогресс, сопровождающийся активным развитием производственных технологий невозможен без интенсивного развития химической промышленности. Она представляет собой одну из ведущих отраслей тяжелой индустрии, является народного хозяйства, играет важную роль в развитии производительных сил и в обеспечении жизненных потребностей общества.
Сегодня на территории нашей страны насчитывается более трех с половиной тысяч химических производств, большая часть из которых связана с производством, хранением, транспортировкой сильнодействующих ядовитых веществ. К таким веществам, к примеру, относят хлор, аммиак, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического синтеза.
Большая часть таких веществ относится к аварийно химически опасным, то есть способным привести к заражению окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях в случае производственной аварии [1].
На территории Красноярского края также находится порядка 50 химически опасные объектов, деятельность которых связана с такими веществами как этанол, пенициллин, продукты переработки нефти.
Согласно прогнозу МЧС в современной России вероятность производственных аварий на химически опасных производствах остается на высоком уровне. И дело здесь не столько в необходимости роста масштабов химически опасного производства, накоплении отходов или недостаточной проработанной законодательной базе, столько в неэффективности охранных мероприятий, износе основных производственных фондов и падении производственной дисциплины.
Мы также считаем, что к предпосылкам увеличения вероятности химических аварий следует также отнести низкий уровень подготовки технического персонала и населения к действиям при возможной химической аварии. Ведь последствия от неправильных, несвоевременных действий могут в разы увеличить масштаб заражения окружающей среды и привести к гибели людей.
Эффективными инструментами подготовки технического персонала предприятий являются подготовка и переподготовка специалистов по профилю «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», организация качественного контроля за соблюдением техники безопасности на производстве.
Что касается подготовки населения к действиям в условиях химической аварии, то следует признать эффективным получение основных знаний и формирование необходимых навыков в рамках школьной программы. Для этой цели во всех общеобразовательных школах обязательным стал предмет Основы безопасности жизнедеятельности.
Главной целью этой дисциплины является формирование личности безопасного типа. Под личностью безопасного типа понимается человек, безопасный для себя, окружающих, среды обитания, готовый к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз [2].
Однако следует отметить, что в общеобразовательных школах преподавание ОБЖ сводится к обучению сумме «знаний, навыков, умений», что в итоге не обеспечивает формирование культуры безопасности личности.
Мы считаем, что для осознанного применения полученных знаний и навыков безопасного поведения необходимо сочетание теоретических и лабораторно-практических занятий. Целями таких занятий являются углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
Мы предположили, что лабораторно-практические занятия, наряду с общетеоретической подготовкой, будут способствовать более качественному усвоению учебного материала, формированию необходимых навыков и умений в условиях химической аварии.
С этой целью мы провели педагогический эксперимент в 10-х классах общеобразовательной школы № 98 г. Железногорска Красноярского края, состоящий из трех этапов. Первое — определение текущего уровня знаний учащихся. Второе — проведение занятий по теме «Действия в условиях химической опасности». И, наконец, третье — проверка знаний учащихся по завершении эксперимента.
В начале эксперимента мы провели контрольную работу по приведенным в таблице 1 вопросам.
Таблица 1
Вопросы контрольной работы (констатирующий эксперимент)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Как изготовить ватно-марлевую повязку? |
Как повысить защитные свойства ватно-марлевой повязки? |
Какое из СИЗ (средств индивидуальной защиты) органов дыхания является наиболее надежным? |
Когда появился противогаз и кто его изобрел? |
Какие различают противогазы по принципу действия? |
На чем основан принцип действия изолирующих противогазов? |
На чем основан принцип действия фильтрующего противогаза? |
Какие противогазы выдаются населению? |
Результаты мы оценили по 5-ти балльной шкале. Знания учеников обоих десятых классов были оценены удовлетворительно. В 10 «А» оценку неудовлетворительно получил 1 человек, в 10 «Б» — 2 человека. Высший балл получил только один человек в 10 «Б».
В результате, 10 «А» стал контрольным классом, 10 «Б» — экспериментальным.
В течение последующих недель эксперимента мы проводили занятия с учениками обоих классов по темам: «Защита и действия населения в условиях химического заражения» и «Действия в условиях химической обстановки».
При этом в 10 «А» использовались традиционные теоретические методы обучения, а в 10 «Б» проводились и лабораторно-практические занятия для закрепления полученных знаний и отработке навыков действий в условиях химической аварии.
При изучении темы «Защита и действия населения в условиях химического заражения» были рассмотрены следующие вопросы:
- Условия возникновения возможной химической обстановки
- Способы и мероприятия по защите населения
- Ликвидация последствий химического заражения.
Практическая часть занятия представляла собой демонстрацию СИЗ (средств индивидуальной защиты). В 10 «Б» каждый ученик сам попробовал воспользоваться СИЗ, 10 «А» класс изучал эту же тему в классе, где учитель просто объяснял и показывал на собственном примере, как пользоваться СИЗ.
При изучении темы «Действия в условиях химической обстановки» мы также рассмотрели сначала теоретические вопросы (условия возникновения химической обстановки»: химическое заражение в военное и мирное время; его признаки; способы и мероприятия по защите населения»).
В частности в 10 «Б» учащимся было дано дополнительное практическое задание — составить Памятку правильного поведения в условиях химического заражения различными веществами. Все учащиеся были разделены на 5 групп в зависимости от типа аварийно опасного химического вещества, выделившегося в результате аварии. Абсолютно все с заданием справились.
С учащимися 10 «Б» в рамках реализации школьного и регионального компонентов базисного учебного плана (курс по выбору учащихся) были также проведены дополнительные занятия:
1. Изучение физических и химических свойств ядовитых веществ (совместно с учителями химии и физики)
2. Показ обучающего видео «Действия при химической аварии» (источник — официальный портал МЧС РФ)
3. Изучение карты России и Красноярского края с целью нахождения крупных химически опасных объектов
4. Действия после химической аварии
По окончании эксперимента мы снова провели контрольную работу на тему «Действия в условиях химических аварий» (таблица 2).
Таблица 2
Вопросы контрольной работы (контрольный эксперимент)
№ вопроса |
Формулировка вопроса |
1 |
Понятие химической аварии, ее причины |
2 |
Защита от поражения химическими веществами |
3 |
Система оповещения населения: принципы работы |
4 |
Предупреждение последствий химических аварий |
5 |
Механизм поражающего воздействия АХОВ |
6 |
Доврачебная помощь |
Учащиеся 10 «Б» справились с заданиями быстрее, и при этом не получили ни одной оценки — «неудовлетворительно». 8 учеников справились с работой на «отлично». Результат учащихся 10 «А» также улучшился, но незначительно. Только один ученик получил высший балл.
Таким образом, мы доказали, что формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.
Литература:
1. ГОСТ Р 22.9.05–95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей»
2. Шестаков В. А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа// Вопросы управления, № 2 (11), 2010. [http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/03/]