В комплексной оценке физического развития детей, проживающих на территории Тюменской области, важное значение отводится изучению динамики гендерных особенностей массо-ростовых показателей. В данной статье приводится анализ возрастных изменений индексов Рорера и Бругша у 80 детей от 2 до 7 лет, проживающих в селе Велижаны и посещающих Муниципальное автономное образовательное учреждение. Показано, что девочки и мальчики старшей возрастной группы астеничны, тогда как дети подготовительной группы соответствуют возрастным нормам, что важно при поступлении в школу.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, индексная оценка физического развития.
Актуальность исследования. Ответные реакции растущего детского организма на воздействие экстремальных природных и экологических факторов, образа жизни разнообразны и характеризуются изменениями темпов роста и развития, нарушениями гармоничности этих процессов. Динамизм окружающей среды вызывает адаптацию организма, создает предпосылки к изменению его формы и функции. В результате отмечается стимулирующее развитие тех систем, которые определяют уровень приспособления к конкретным экологическим условиям [1, 6]. Актуальной является проблема сохранения здоровья детей в условиях Западной Сибири, где формирование его уровня происходит под влиянием специфических социально-экономических, а также прогрессирующего загрязнения окружающей среды продуктами нефтегазодобывающей промышленности [2].
Предприятия областного центра частично утилизируют и используют лишь нефтепродукты (отработанные масла), аккумуляторные батареи, лом черных и. цветных металлов. Собираются и передаются в Курган и Екатеринбург, ртутьсодержащие отходы и люминесцентные лампы. За два последних года Государственным предприятием «Дирекция по строительству заводов и полигонов по переработке промышленных и бытовых отходов» вывезено за пределы области более 5 килограммов чистой ртути (около 40 % наличия на предприятиях) и около 300 тысяч ртутных ламп, хранившихся на Велижанском полигоне, расположенном на 9 км Велижанского тракта, где очаг ртутного загрязнения в 1999 году полностью ликвидирован. Средства на эти цели выделены из экологического фонда [3]. В этой связи встает вопрос о влиянии на состояние здоровья растущего детского организма различных факторов внешней среды, в том числе очагов ртутного загрязнения.
Цель исследования — провести индексную оценку физического развития детей дошкольного возраста, проживающих на территории Нижнетавдинского района, непосредственно прилегающего к району экологического загрязнения.
Материал и методы исследования: 80 детей 2–7 лет МАОУ (Муниципального Автономного Образовательного Учреждения) «Велижанская СОШ» отделения дошкольного образования (ОДО) Нижнетавдинского района села Велижаны. Дети распределены по группам и занимаются в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Было получено согласие родителей на проведение исследований. Динамическое исследование проводилось 2013 г. Мы придерживались периодизации, используемой в дошкольной педагогике.
Массо-ростовой индекс Рорера (ИР) рассчитывали по формуле W/H3 кг/см3, где W — масса тела (кг), Н — рост тела (м). Оценка индекса: при значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 диагностируют гармоничное, нормальное или среднее физическое развитие детей, при ИНр менее 10,7 кг/м3 физическое развитие оценивают как низкое, а при значении ИР более 13,7 кг/м3 диагностируют высокое физическое развитие у детей и подростков [4].
Индекс Бругша рассчитывался по формуле: ИБ = (ОГК/ДТ)*100, где ОГК — окружность грудной клетки, см; ДТ — длина тела, см. В норме для взрослых он составляет 50–55 у.е. Более высокие цифры указывают на широкую, а более низкие — на узкую грудь.
Результаты собственных исследований и их обсуждение. Исследование выявило, что индекс Брукша у детей всех групп (см.: табл. 1, рис. 1) соответствует возрастно-половым нормам [1]. Исследование указывает на соответствие детей подготовительной группы возрастным нормам показателя (63–53 %).
Таблица 1
Индексы Бругша и Пинье у мальчиков и девочек ОДО (M±m)
Примечание: * — статистически достоверные (P<0,05) различия показателя между ясельной и другими группами; — статистически достоверные различия (P<0,05) между группами; ∆ — статистически достоверные различия (P<0.05) между девочками и мальчиками.
Индекс Пинье указывает на астеническое телосложение детей средней, старшей, подготовительной и слабое (по крепости) телосложение у всех групп детей. Очень слабое (более астеническое) телосложение выявлено у девочек и мальчиков старшей группы (см.: табл. 1). Полученные нами данные согласуются с результатами Пасичник В. М. и Сосновским Д. Д. (2012), изучавших детей дошкольного возраста г. Львова.
Таблица 2
Индекс Рорера (кг/м3) у мальчиков и девочек ОДО (M±m)
Группа |
Девочки |
Мальчики |
Подготовительная |
13,46±0,52 |
12,79±0,31 |
Старшая |
12,70±0,57 |
13,77±0,33 |
Средняя |
14,51±0,78 |
14,57±0,30 |
Ясельная |
14,59±1,87 |
15,88±0,48 |
У девочек старшей группы выявлена более узкая грудь, индекс Пинье также указывает на астенический тип телосложения (см.: табл. 1). Индекс Рорера, определяющий плотность тела зависит от линейных размеров и массы тела [4]. Исследование выявило гармоничное физическое развитие у мальчиков подготовительной группы и девочек старшей и подготовительной групп, у детей средней группы Нижнетавдинского района — высокое физическое развитие (см.: табл. 2, рис. 2).
Рис. 1. Индекс Бругша у мальчиков и девочек ОДО
Рис. 2. Индекс Рорера у детей ОДО
Выводы: индексная оценка выявила астеническое телосложение детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района. Более астеничны — девочки и мальчики старшей группы. Дети подготовительной группы соответствуют возрастным нормам, что важно при поступлении в школу.
Литература:
1. Прокопьев Н. Я., Важенин А. А., Соловьев СВ. Рост и развитие детей и подростков — Сургут, РИИЦ «Нефть Приобья». — 2002. — 152 с.
2. Гребнева Н. Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири: Автореф. …докт. биол. наук (03.00.13). Томск, 2006 // Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // Режим http://www.dissercat.com/content/funktsionalnye-rezervy-i-formirovanie-detskogo-organizma-v-usloviyakh-zapadnoi-sibiri#ixzz2VKpVO3bt
3. Московченко Д. В. Нефтегазодобыча и окружающая среда: эколого-геохимический анализ Тюменской области. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН,1998. 112с.
4. Белякова Н. А., Маслов А. Н. Способ оценки физического развития у детей и подростков // Патент на изобретение Гнусаев С. Ф. Физическое развитие детей. Тверь, 2005.
5. Pasichnyk V. M., Sosnovskij D. D., Пасичник В. М., Сосновский Д. Д. оценка физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. № 7. С. 86–91.
6. Martin Brasholt, Bo Chawes, Eskil Kreiner-Møller, Signe Vahlkvist, Marianne Sinding et al. Objective assessment of levels and patterns of physical activity in preschool children // Pediatric Research 74, 333–338 doi:10.1038/pr.2013.99 // Режим доступа: http://www.nature.com/pr/journal/v74/n3/full/pr201399a.html