В статье представлен анализ результатов анкетирования работников Государственной пенитенциарной службы Волынской области, относительно особенностей подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Автором определено, что процесс подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины нуждается в усовершенствовании.
Ключевые слова: подготовка, будущий юрист, профессиональная деятельность, пенитенциарная система, анкетирование.
Основными условиями, которые ныне определяют направления модернизации современного украинского образования, есть самореализация личности, обеспечение нужд общества и государства в квалифицированных специалистах. Этому оказывает содействие принятия нового Закона Украины «О высшем образовании», который вступил в силу 6 сентября 2014 года [1].
Профессиональная подготовка юриста была и остается основной проблемой в системе педагогического образования. Особого значения обозначенная проблема приобрела после вхождения Украины в европейское образовательное пространство, что ставит перед высшими учебными заведениями требования к качественно новым основам подготовки будущих юристов.
Проблема состоит в потому, что на сегодня в Украине система подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе пока еще не в полной мере отвечает современным требованиям.
Итак, целью статьи является выяснение особенностей подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины.
Украинская ученая Н. Г. Калашник отмечает, что «современные подходы к кадровому обеспечению Государственной уголовно-исполнительной службы Украины требуют подготовки квалифицированных специалистов, которые имеют не только глубокие знания в области юриспруденции, педагогики, психологии, но и всесторонне развитых, способных творчески мыслить, применять европейские методы коррекции поведения осужденных» [2].
С целью выяснения особенностей подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, нами были проведены исследования работников Государственной пенитенциарной службы в Волынской области за специально разработанной анкетой.
Следует заметить, что именно в Государственной пенитенциарной службе в Волынской области проходят практическую подготовку будущие юристы и работают выпускники специальности «Правоведение».
В анкетировании принимали участие 61 респондентов работников пенитенциарной службы, в частности 14 работников управления Государственной пенитенциарной службы в Волынской области, 12 работников Маневицкой исправительной колонии (№ 42), 10 работников Ковельской воспитательной колонии, 9 работников Луцкого следственного изолятора, 8 работников Цуманской исправительной колонии (№ 84), 8 работников подразделений уголовно-исполнительной инспекции Волынской области.
Анализ результатов ответов на вопрос анкеты «Или согласны ли Вы с мнением, что в настоящее время существует острая потребность в необходимости осуществлять в высших учебных заведениях Украины подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины?», с 61 опрошенных работников (в процентах к числу опрошенных) свидетельствует, что полностью считают, что существует острая потребность в необходимости осуществлять в высших учебных заведениях Украины подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины 75,65 % работников; частично считают — 18,53 %; не считают — 2,58 %; тяжело ответить — 3,24 % опрошенным (рис.1).
Рис. 1. Распределение ответов работников, опрошенных относительно необходимости осуществлять в высших учебных заведениях Украины подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины (в процентах к числу опрошенных)
Из полученных результатов анкетирование выяснено, что высочайший показатель среди работников пенитенциарной службы, которые считают, что в настоящее время существует острая потребность в необходимости осуществлять в высших учебных заведениях Украины подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, имеет Цуманская исправительная колония (№ 84) — соответственно 100 % работников.
Интересно было узнать, удовлетворенные ли работники пенитенциарной службы подготовкой студентов-практикантов, будущих юристов к профессиональной деятельности в Государственной пенитенциарной службе Украины показали, что с 61 опрошенных работников (в процентах к числу опрошенных) только полностью удовлетворенные — 18,06 %; частично удовлетворенные — 68,71 % респондентов; не удовлетворенные — 6,51 % работников; тяжело ответить — 6,72 % опрошенным (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов работников, опрошенных об уровне удовлетворения подготовкой студентов-практикантов, будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины (в процентах к числу опрошенных)
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что наивысший показатель среди работников пенитенциарной службы опрошенных об уровне удовлетворения подготовкой студентов-практикантов, будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, имеет Ковельская воспитательная колония (соответственно 30 % работников полностью удовлетворены подготовкой студентов-практикантов).
Таким образом, анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, осуществленный согласно опросу 61 работников Государственной пенитенциарной службы Украины в Волынской области, где проходят практическую подготовку будущие юристы. Результаты данного анкетирования, свидетельствует о том, что значительное большинство, а именно 75,65 % работников пенитенциарной службы, согласно их ответам, полностью считают, что существует острая потребность в необходимости осуществлять в высших учебных заведениях Украины подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Вместе с тем незначительное количество, а именно 18,06 % работников пенитенциарной службы удовлетворенные подготовкой студентов-практикантов, будущих юристов к профессиональной деятельности в Государственной пенитенциарной службе Украины показали.
Итак, процесс подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины нуждается в усовершенствовании. Обновление содержания образования и использование эффективных форм и методов подготовки обеспечивает формирование готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в Государственной пенитенциарной службе, способных применять европейские методы коррекции поведения осужденных и обеспечивать эффективное функционирование национальной правовой системы воспитания и общества в целом.
Литература:
1. Закон України «Про вищу освіту»: Закон від 01 липня 2014 року № 1556–18 [Електронний ресурс]. — Електрон. текст. дані. — Режим доступу: http:// zakon.rada.gov.ua / laws /show. — Назва з монітору.
2. Калашник Н. Г. Впровадження Болонського процесу у систему підготовки працівників Державної кримінально-виконавчої служби України // Збірник наукових праць Військового інституту Київського національного університету імені Тараса Шевченка.-Випуск № 20.-К. ВІКНУ, 2009. — С.216–220. Режим доступу: http://n-kalashnik.in.ua/stat/37-vprovadzhennya-bolonskogo-procesu-u-sistemu.